Новый шаг от социального государства

Как известно, в прошлом году Президент России определил три основные задачи, которые, по его мнению, страна должна решить до 2010 года: удвоить ВВП, реформировать армию и победить бедность. Судить о том, как Правительство, назначенное Президентом и всецело подчиненное ему, решает последнюю из этих задач, позволяет внесенный принятый Госдумой 2 апреля в первом чтении законопроект, требующий исключить из действующего Закона о прожиточном минимуме:

  • понятие минимальной пенсии;
  • положение об обязанности ежегодно устанавливать законом о федеральном бюджете соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом на следующий год.

Представители Правительства и фракции “Единая Россия” утверждали, что закон имеет технический характер. Однако это совсем не так. Вот лишь некоторые цифры и факты.

По данным Комитета по труду и социальной политики III Госдумы, прожиточный минимум в среднем по РФ за 2004 год составит около 2500 рублей. В период избирательной кампании, соревнуясь в остроумии, кандидаты в депутаты спорили о том, положены ли в его основу лагерные нормы потребления или же паек блокадного Ленинграда. В действительности, минимальная потребительская корзина в стране рассчитана по нормам, предложенным ООН для развивающихся стран Азии и Африки – правда, климат у нас несколько иной да и претензии тоже: руководство страны не упускает случая подчеркнуть, что Россия – полноправный член “восьмерки” наиболее развитых государств!

Как, вероятно, помнит читатель, за последние 15 лет в реальных деньгах расчетная стипендия студента вуза сократилась в 3,5 раза, техникума – в 7 раз, учащегося ПТУ – в 10 раз, а детское пособие – в 8 раз. От прожиточного минимума это составляет, соответственно, примерно 1/6, 1/18, 1/18 и 1/35.

Минимальная зарплата в России сократилась за последние 15 лет более чем в 4 раза и, по расчетам упомянутого думского Комитета, в среднем за 2004 год составит 22 % от прожиточного минимума (в 2002 году – 24,4 %, в 2003 – 21,6 %). Пытаясь убедить депутатов не принимать правительственный законопроект, вынужден был в очередной раз напомнить: если минимальная зарплата будет приближаться к прожиточному минимуму такими темпами, они сравняются через 196 лет – в 2200 году!

Однако сейчас мы, по крайней мере, знаем, каково это соотношение, в каком направлении и с какой скоростью оно изменяется. Когда же правительственный закон вступит в силу, все это станет очередной “государственной тайной”. К тому же протестовать против бедности будет особо негде: другой правительственный законопроект, поддержанный фракцией “Единая Россия”, оставляет возможность проведения митингов и демонстраций разве что в лесу да на дальних пустырях.

Аналогична ситуация с минимальной пенсией. Такого понятия нет в новом пенсионном законодательстве, на что и ссылались представители Правительства и правящей в Думе партии. Однако, во-первых, в Федеральном Законе “О трудовых пенсиях” есть аналогичное понятие “суммарный размер базовой и страховой частей пенсии”, а, во-вторых, с точки зрения защиты социальных интересов старшего поколения, следовало не исключать упоминание о минимальной пенсии из закона о прожиточном минимуме, но, напротив, вводить его в пенсионное законодательство.

Кстати, в качестве достижения социальной политики последнего времени правительственные чиновники регулярно называют тот факт, что средняя пенсия в стране превысила прожиточный минимум пенсионера, однако это — “лукавство”, как минимум, троякого рода.

Во-первых, по расчетам думского социального Комитета, прожиточный минимум пенсионера в среднем за 2004 год составит 1900 рублей, а средняя пенсия – 1884 рубля.

Во-вторых, сотни раз слышал вопросы представителей старшего поколения: почему прожиточный минимум пенсионера в 1,5 раза ниже, чем у работающего человека? Разве после 55-ти или 60-ти лет в 1,5 раза меньше хочется есть и пить? Разве власти снижают пенсионерам тарифы на коммунальные услуги? Разве меньше нужно лекарств? И т.д., и т.п. Ответить на эти вопросы сам не могу и получить ответы от представителей Правительства — тоже.

В-третьих, если средняя пенсия в стране ниже прожиточного минимума пенсионера, то какова же минимальная, и как на нее прожить? Некоторые политики, правда, предлагали собирать грибы и ягоды, но не помню, чтобы кто-нибудь из них согласился в порядке эксперимента месяца три пожить на минимальную зарплату или “посадить” своих родителей на пенсию в 1000 рублей.

За новый закон проголосовали: “Единая Россия” — 96,1%; ЛДПР – 88,9%. Против него: КПРФ – 98,1%; “Родина” — 94,7%.

Глубоко убежден: ни о каком социальном государстве нельзя говорить до тех пор, пока минимальная зарплата и минимальная пенсия (сумма базовой и страховой частей пенсии) в стране ниже прожиточного минимума. И ни какого-нибудь прожиточного минимума пенсионера, но рассчитанного с участием ученых и общественности прожиточного минимума по Российской Федерации в целом.

Уверен: предложенный Правительством и поддержанный думским большинством закон – это очередной шаг в направлении не к социальному капитализму, но к капитализму примитивному, “дикому”; не к социальному, но к социально безответственному государству; не к современной европейской цивилизации, но в позапрошлый век или куда-нибудь в Африку. Правительство явно пытается победить бедность самым простым способом – закрыв на нее глаза!

Не опубликовано.