Судьба русского учителя: трагедия и слава

Программу ведёт Александр Архангельский.

Принимают участие: президент Ассоциации инновационных школ и центров, заслуженный учитель России Александр Тубельский; директор Центра непрерывного математического образования Иван Ященко; член-корреспондент Российской Академии образования Александр Абрамов; первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, лидер общественного движения «Образование для всех» Олег Смолин.

Александр Архангельский: Учитель – ключевая фигура в любой национальной культуре, уважающей себя. Бисмарк говорил, что Германию создал немецкий гимназический учитель, а кто будет создавать новую Россию? Может надо, как в Германии, сделать учителя государственным служащим? И таким образом повысить его статус? Как вы к этому относитесь?

Олег Смолин: Противоречиво. Хорошо было бы, если бы учитель получал зарплату и пенсию чиновника или депутата Государственной Думы. Но я против того, чтобы делать учителей государственными служащими. Госслужащий имеет серьёзные ограничения по части свободы деятельности, а учитель должен иметь академическую свободу.

Александр Архангельский: А он не имеет?

Олег Смолин: По закону да, по факту давно нет. Поэтому наша идея совершенно другая, и она, кстати, записана в Декларации «Образование для всех»: приравнять по статусу и социальным гарантиям учителей к государственным служащим. В конце 80-х было время, когда свободу уже дали, а деньги ещё не отобрали.

(Обсуждается статус учителя в современном обществе. Участники говорят о том, что у нас на телевидении эстрадные дивы на все вопросы отвечают).

Олег Смолин: Дайте талантливому учителю экран, и он сам будет поднимать свой статус. И кстати, не только свой, но и статус ребёнка, страны, культуры. Потому что помните, у Высоцкого: «Настя кричит, что проникся я страстью к глупому ящику для идиота». Так вот, вместо «глупого ящика» пусть будет окно в мир, в котором будет учитель.

У нас в Омской области, которую я представляю, учитель года 2005-го, Александр Витальевич Рахно, пытается создать клуб учителей года, т. е. всех тех, кто участвовал в конкурсе и готов участвовать. Я думаю это правильная инициатива — объединить людей, которые хотят презентовать своё творчество на общество, это с одной стороны. С другой, как давить на государство? Ответ предельно простой: если бы учителя, как и вся интеллигенция, направляли в органы власти своих представителей, если бы они с этих представителей спрашивали, соответствуют ли результаты их голосований клятвам любви перед выборами, если бы они отзывали их из органов власти и выражали им политическое недоверие за то, что они сначала «люблю, люблю», а потом «непостоянная у них любовь», как только проходят эти самые выборы, вот тогда мы бы имели другую образовательную политику в стране и другой статус учителя.

(Обсуждается вопрос о задачах, которые стоят перед современным учителем).

Олег Смолин: Прежде, чем ставить задачи учителю, государство должно поставить задачу себе. У нас любят обсуждать национальную идею. Что только не выдумывали, а, между прочим, национальная идея, на мой взгляд, перед глазами. Нашей национальной идеей могли бы стать наши дети и их образование. И тогда в России всё станет нормально.

(О частных школах и образовательных услугах).

Олег Смолин: Сводить образование к сфере услуг может только тот, кто не отличает романтическую любовь от секса за деньги.

Государство отменяет налоговые льготы для системы образования. Мы пытаемся их продлить. Внесён соответствующий законопроект, речь идёт о налоге на землю и налоге на имущество. Если они будут отменены, естественно плата за обучение везде, где оно платное, будет повышена. Такова государственная политика, если это можно так назвать.

(Подводя итоги).

Олег Смолин: Я хотел рассказать историю, которую слышал от сельских учителей в Омске. Попал учитель после кончины в ад, через три месяца разобрались, что ошиблись: учителю в рай положено. Вызвали в небесную канцелярию, спрашивают: почему не возмущаешься? А он недоумевает: разве я в аду был? Мне после школы это место раем показалось. Так вот. Когда школа превратится, если не в рай, то, по крайней мере, в место, вполне оборудованное для нормальной творческой работы, а это задача государства, — вот тогда уверен, что и государству будет хорошо, и ребёнку, и учителю тоже.

Фрагменты информационно-аналитической программы ТРК «Культура» «Тем временем». – 2006. — 23 января.