О решениях Государственного совета по проблемам образования дискутируют Олег Смолин и Леонид Перлов

Программу ведет Александр Костинский.

Александр Костинский: Сегодня мы будем говорить о решениях Государственного совета по проблемам образования.

В студии Радио Свобода – заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Олег Смолин и учитель географии московского лицея № 1525 Леонид Перлов.

И первый мой вопрос Олегу Смолину. Вот я, готовясь к передаче, обратил внимание на то, что на Госсовете, который прошел 24 марта, где был заслушан доклад, было решение, выступало очень много людей, но вообще невозможно найти информацию о том, что там происходило. Почему это так? И, может быть, расскажите немножко о том, что там все-таки происходило.

Олег Смолин: Конечно, я мог бы отшутиться и вспомнить Михаила Жванецкого: «Давайте сначала выпустим много ботинок, а потом будем бороться за то, чтобы их носить». Но если говорить серьезно, то дело в том, что линия Госсовета, по крайней мере, официальный доклад Госсовета довольно сильно разошелся с тем, что предлагали до недавнего времени нам Министерство образования и науки и правительство Российской Федерации в целом. Именно поэтому, действительно, вы не найдете материалов Государственного совета на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации. Кстати, и на сайте нашего Комитета Госдумы по образованию и науке. Не найдете этих материалов в официальных изданиях, близких к Министерству образования и науки, и так далее.

Александр Костинский: А вообще его можно найти, допустим, в Интернете?

Олег Смолин: Да, конечно. Мы стараемся выставить сейчас на всех возможных сайтах этот доклад. Вот на сайте «ros — odv» мы скоро будем публиковать большую его часть – к сожалению, весь не входит, в газете «Образование для всех».

Леонид Перлов: Скажем так, на этот момент его найти не удалось.

Александр Костинский: Хорошо. Мы тогда просто в приложение к нашей сегодняшней программе в Интернете на сайте « Svobodanews» как раз постараемся в ближайшие дни разместить доклад Государственного совета Российской Федерации.

Олег Смолин: И нельзя, конечно, удержаться от иронии: Радио Свобода будет пропагандировать материалы российского Государственного совета, в отличие от российских официальных органов власти.

Александр Костинский: Олег Николаевич, Радио Свобода не пропагандирует, а информирует.

Олег Смолин: Хорошо. Радио Свобода проинформирует образовательное сообщество и общество в целом о материалах Государственного совета, то есть сделает то, что должно было сделать российское правительство, Министерство образования и науки и другие структуры власти.

Александр Костинский: Олег Николаевич, а что там все-таки произошло?

Олег Смолин: Произошло, в общем, следующее. Рабочая группа Государственного совета подготовила, и региональные лидеры поддержали, повторяю, документ, качественно отличный от документов, которые принимало правительство Российской Федерации. Он качественно отличным является, по крайней мере, по трем основным позициям. Я уже перелистываю бумаги для того, чтобы даже кое-что зачитать.

Во-первых, он качественно отличается по используемой терминологии, по целевым установкам. Я бы рискнул сказать, как председатель оргкомитета Общественного движения «Образование для всех», что первый раздел доклада, где формулируются цели образования, намного ближе к нашей Декларации «Образование для всех», чем к правительственному документу «О приоритетных направлениях образовательной политики в Российской Федерации».

Александр Костинский: А какие там главные положения?

Олег Смолин: Я позволю себе просто несколько коротких цитат. «Цель настоящего документа, — написано в докладе, — формирование единой общенациональной стратегии инновационного, опережающего развития российского образования, обеспечивающего его качественный прорыв, и на этом фундаменте – новое качество жизни страны».

Кстати, один раздел там так и называется «Образование для всех», в докладе Госсовету.

Или вот давайте еще какую-нибудь цитату прочитаю. «Современный мир, включая и Россию, уже вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства». И так далее. Я сравниваю это с тем, что мы постоянно слышим из президентской администрации, из правительства Российской Федерации, лозунги вроде «Россия должна быть великой энергетической державой!». Коллеги, уверяю вас, никакой великой энергетической державы в XXI веке быть не может, потому что этого не может быть никогда. Может быть только энергетический или сырьевой придаток других, более передовых стран. Великая держава может быть только научно-технологической, а значит, и образовательной. Другого варианта просто-напросто нет. Вот этой идеологии нет в материалах правительства. Эта идеология явно заложена в материалах Государственного совета, хотя и не бесспорна. Это первое.

Второе. В документах Госсовета отсутствуют многие идеи правительственной стратегии образования, которые мы – движение «Образование для всех», и я думаю, все демократическое направление в образовательной политике, — оцениваем как вредные. Что я имею в виду. Например, любимую идею правительства заменить дошкольное образование так называемым предшкольным, и тем самым ликвидировать практически конституционные гарантии и право на дошкольное образование.

Александр Костинский: Это детские сады, в общем-то, да?

Олег Смолин: Да, это детские сады, по-русски говоря.

Например, любимую идею правительственного документа о приоритетных направлениях – ввести в России для всех частично платное школьное образование, — чего нет, кстати сказать, ни в одной развитой стране мира.

Александр Костинский: Чтобы платить за обучение в старших классах?

Леонид Перлов: За то, что правительство объявит не обязательным.

Олег Смолин: Да, за то, что правительство объявит не обязательным. Сначала сократить на четверть, а по другой версии – на 15 процентов…

Александр Костинский: Английский язык, географию…

Олег Смолин: Да все что угодно. Туда может попасть все что угодно. В том числе и то, от чего во многом зависит многостороннее развитие личности, уж, скорее всего, какое-нибудь искусство, физкультура и так далее.

Леонид Перлов: Ну, физкультуру – нет, Олег Николаевич. Физкультура – это святое.

Олег Смолин: Вы думаете?

Леонид Перлов: С точки зрения руководства – да.

Олег Смолин: Смотря какого.

Идем дальше. Например, в документе Госсовета отсутствует печально знаменитая, пресловутая идея превратить образовательные учреждения в эти самые АУ и, извините за выражение, ГАНО, то есть Государственные автономные некоммерческие организации, и многие другие вредные идеи.

Александр Костинский: То есть вы не ругаетесь, а термины произносите?

Олег Смолин: Нет, я не ругаюсь. Я произношу аббревиатуру. ГАНО – это государственная автономная некоммерческая организация. Прошу наших радиослушателей ни с чем другим не путать.

Идем дальше. С другой стороны, в документах Госсовета есть целый ряд идей важных, с социальной точки зрения, которые, к сожалению, отсутствуют в правительственной стратегии. Я имею в виду идеи защиты детства, преодоление беспризорности и безнадзорности. Я имею в виду расширение доступа к дошкольному образованию, а не ликвидацию этой системы. Я имею в виду спорную… может быть, мы поспорим по этому поводу, но я оцениваю ее как позитивную, идею восстановления обязательного полного среднего образования, и не в смысле того, что повесить это на учителя, а в смысле того, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность получить полное среднее образование. И многое другое.

То есть документ Госсовета намного более социально направлен, чем документ министерства. И именно поэтому, с нашей точки зрения, он в России не пропагандируется.

Александр Костинский: Понятно. Вопрос Леониду Перлову. Пожалуйста, ваше мнение об этом событии – о Госсовете?

Леонид Перлов: Информацию о нем, действительно, найти было чрезвычайно трудно, и она очень обрывочна.

А что касается содержания того, что там говорилось, вот я держу в руках документ – это тоже материалы Государственного совета по тому же вопросу, но трехлетней давности. Докладчиком там был министр Филиппов. Читаю те 13 пунктов, которые включал в себя доклад, — и практически во всем я вижу совпадения. Кроме одного момента. Пункт присутствует, причем здесь он в середине: «Формирование эффективных экономических отношений в образовании». Так вот, слушая то немногое, что попало в средства массовой информации по последнему Госсовету по этому вопросу, я еще раз пришел к выводу, что есть образовательная политика, безусловно, она есть, но определяет эту образовательную политику все-таки, как и прежде, бухгалтер – Министерство финансов.

Здесь перечислено много пунктов, безусловно, заслуживающих всякой поддержки. Но как сказано в хорошей, старой пословице: сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. То, что декларировано Госсоветом, действительно, и в этом я согласен с Олегом Николаевичем, совершенно не совпадает с тем, что реально проводят в жизнь исполнительные органы – правительство, Министерство образования в частности.

Вот вопрос повышения качества образования, например. Здесь так и сказано: «Повышение качества общего образования». Об этом говорилось и на последнем Госсовете, причем не одним человеком, и достаточно громко. Качество образования – я думаю, что не нужно быть профессиональным педагогом, чтобы это понимать, — зависит в первую очередь от тех, кто это образование детям дает, – от педагогов. Качество педагогического образования сегодня, на мой взгляд, далеко позади требований, которые предъявляет сегодняшнее, и тем более, будет предъявлять завтрашнее общество. И при этом, как несколько десятков лет назад, как в те времена, когда я еще был студентом, подготовка педагога вперед не сдвинулась. В любом педагогическом институте, на любом факультете, будь то мой родной географический, или математический, или какой-либо другой, кафедры педагогики, методики преподавания как были на последних местах по статусу, по финансированию, по количеству ставок профессорских должностей, так и остались.

Александр Костинский: Но по часам все-таки они не были самыми последними.

Леонид Перлов: Были. И остаются. Таким образом, педагогический институт, в сущности, готовит сегодня не педагогов, поскольку педагогическая подготовка у его выпускников крайне слаба.

Александр Костинский: То есть именно работа с ребенком, именно сами технологии педагогические, а не знание предмета, да?

Леонид Перлов: Совершенно правильно. Это касается и классических технологий педагогических, которые хоть как-то представлены в курсе, так и инновационных педагогических технологий, на которые просто элементарно времени не хватает. Соответственно, учитель молодой в тех редчайших случаях, когда он все-таки приходит в школу, а это крайне редко, педагогически не подготовлен. Педагогический институт не готовит педагогов. На мой взгляд, ситуация парадоксальная.

Олег Смолин: Я бы позволил себе и согласиться, и подискутировать, а в чем-то, может быть, даже усилить аргументацию. Ситуация следующая. Позиция первая заключается в том, что я перечислил позитивные положения доклада Государственного совета, но есть и минусы. А именно, минусы заключаются в том, что фактически при обсуждении доклада, при, скажем так, «зачистке» доклада представителями правительства и администрации президента…

Александр Костинский: А кто делал доклад?

Олег Смолин: Кто готовил? Целая рабочая группа.

Александр Костинский: А кто, собственно, делал доклад?

Олег Смолин: Катанандов, губернатор Карелии. Как и в 2001 году.

Так вот, при «зачистке» этого доклада из него выбросили практически все важные, содержательные вещи, касающиеся статуса учителя. То есть раздел о статусе учителя там есть, а содержания в этом разделе практически нет.

Я приведу только одно положение, которое на меня навело грустную улыбку. Там рекомендуется региональным властям принимать те законы, касающиеся статуса учителя, в соответствии с тем, что было у нас в законе об образовании до принятия печально знаменитого закона о монетизации. То есть сначала вычистили законодательство на федеральном уровне, а теперь говорят: «Пусть регионы принимают это законодательство сами».

Леонид Перлов: На мой взгляд, этого пункта, в принципе, могло в решениях Госсовета и не быть. Я считаю, что любые документы – законы, приказы, распоряжения и так далее – о повышении статуса – это заведомо бессмысленная вещь. Статус не повышается законодательным путем. Статус может быть повышен только естественным путем – созданием для этого соответствующих условий – и материальных, и социальных, и нравственных, и каких-либо других.

Александр Костинский: И преференций, которые, кстати…

Леонид Перлов: Совершенно правильно.

Александр Костинский: Вот последние решения Минобороны или правительства…

Леонид Перлов: Совершенно правильно. Последним решением правительства, естественно, с подачи Министерства обороны, с одобрения Государственной Думы, при всех разговорах о необходимости повышать статус учителя, при всех разговорах о необходимости обратить внимание в сторону сельского учителя, одновременно законодательным порядком сельского учителя лишили отсрочки от армии. Даже те немногие сельские учителя, которые находятся… мужчины, находящиеся в призывном возрасте, которые еще работают, — а это крайне полезный контингент в школе, и очень немногочисленный – наденут сапоги и уйдут в армию. В школе они работать не будут.

Олег Смолин: Я хотел бы уточнить. Вряд ли меня можно заподозрить в том, что я защищаю современную Государственную Думу, скажем, наоборот. Но Госдума этого решения еще не приняла. Это пока решение правительства. Боюсь, правда, что примет…

Леонид Перлов: Я предполагаю, что она его примет.

Олег Смолин: Я тоже предполагаю. Просто пока этот закон еще официально в Государственную Думу не внесен. Еще не лишили, но собираются лишить. В остальном я абсолютно согласен.

Леонид Перлов: Безусловно. И еще один, на мой взгляд, чрезвычайно важный момент. В современном обществе статус в значительной степени все-таки определяется общественным отношением к той или иной работе. Сегодня, скажем так, имеющееся на бытовом уровне общественное отношение к профессии учителя делает этот статус запредельно низким. Нет оснований, по которым сегодня в обществе учитель может быть глубоко уважаемым человеком. Это касается не только его смехотворно мизерной зарплаты, безусловно. Это касается просто его положения в обществе. Это касается весомости его слова. Где еще пока слово учителя, видимо, имеет какой-то вес, — так это как раз та самая наша крайне небольшая часть населения, которая сегодня именуется сельским населением. Но, как географ, я могу напомнить, что сельское население в целом в России сегодня меньше одной четверти всего населения страны.

Александр Костинский: А две трети российских школ, между прочим, — в сельской местности.

Леонид Перлов: Ну, это не совсем так, поскольку сельская местность – это понятие достаточно растяжимое. Но Россия – это страна горожан в первую очередь. Статус учителя в городе… ну, мы об этом много говорили, вы об этом много говорили, крайне низок.

Олег Смолин: Хотел бы еще раз – у меня сегодня такая роль, видимо, — и соглашаться, и дискутировать. Соглашаюсь в том, что статус учителя опущен ниже допустимой планки. Причем это проблема отнюдь не самого учителя даже, а это проблема общества.

Леонид Перлов: Безусловно.

Олег Смолин: Если в обществе низкий статус учителя, то это бедная страна.

Александр Костинский: Но высокий статус образования.

Леонид Перлов: Декларируемый высокий статус.

Олег Смолин: Я хочу сказать, что если статус учителя низок, то низок и статус самой страны, и это практически неизбежно. Но это отдельная тема.

Теперь о том, в чем бы поспорил. А я-то думаю, что на статус учителя даже очень можно и нужно, и мы обязаны были бы влиять законодательными средствами. Закон устанавливал когда-то, но не исполнялся, и должен устанавливать минимальный уровень ставок учителя.

Леонид Перлов: Он его устанавливает.

Олег Смолин: Мы устанавливали. Теперь это все выброшено законом о монетизации, 122-ым законом. И, между прочим, там было написано, что ставки в образовании – не ниже средней зарплаты в промышленности. А сейчас это чуть более 60 процентов.

Закон должен устанавливать дополнительные социальные гарантии для учителя, и устанавливались они, например, сельскому учителю — 25 процентов надбавки.

Леонид Перлов: Но они отменены.

Олег Смолин: Похоронил это 122-ой закон.

Закон должен устанавливать возможности учителя повышать свой культурный уровень, в том числе дополнительные доплаты на покупку литературы…

Александр Костинский: Газеты, журналы…

Олег Смолин: Я бы вообще в закон, конечно, ввел обеспечение компьютером каждого учителя за счет государства и массу других вещей. Это и будет влияние на статус. Но этим все не исчерпывается.

Леонид Перлов: Не согласен. Закон должен не устанавливать. Закон должен гарантировать. А это немножко другой акцент.

Олег Смолин: Это то же самое. С точки зрения юридической терминологии, это то же самое.

Леонид Перлов: Не совсем так. Закон должен делать невозможным несоблюдение вот этих своих пунктов. Он должен делать уголовно наказуемыми деяния, направленные на невыполнение этого закона.

Александр Костинский: Ну, уголовно наказуемыми – это сильно сказано.

Леонид Перлов: Пусть не уголовно, но наказуемыми.

Олег Смолин: Хотя бы в административном порядке.

Леонид Перлов: Да, хотя бы в административном порядке.

Олег Смолин: С этим я абсолютно согласен как раз. И более того, мы неоднократно пытались вносить поправки в Административный кодекс по поводу неисполнения закона, но кто же их примет, если главным неисполнителем закона было любимое правительство, которое потом его же и похоронило.

Но все-таки еще одну вещь я хочу произнести, на мой взгляд, важную. А что касается общественного отношения к учителю, то я хочу напомнить, какое было общественное отношение к учителю, например, в конце 80-х годов, когда громадные телевизионные аудитории учителя-новаторы собирали в стране, не хуже любого, самого популярного деятеля поп-культуры. И я думаю, что в силах нашего современного телевидения, извините, организовать такие же программы «Образование», как и на Радио Свобода.

Александр Костинский: Но этого просто нет. Кстати, это не тема нашей программы, и мы обязательно об этом поговорим. Но ни на одном российском центральном канале, ну, который транслируется на значительную территорию России, нет программы, просто посвященной образованию.

Леонид Перлов: Да, действительно, за последний год ко мне несколько раз обращались, и, видимо, к Олегу Николаевичу тоже, работники телевидения, и я участвовал в нескольких программах на « Ren — TV ». Но вопросы сиюминутные, и вопросы в высшей степени дискуссионные. Их не интересует политика. Их интересует, например, перспектива введения в школе Основ православной культуры. Их интересует, например, реакция учителя на введение в школе Начальной военной подготовки.

Александр Костинский: А сущностные вопросы образования…

Леонид Перлов: А сущностные вопросы не интересуют сегодня телевидение.

Александр Костинский: А общество они интересуют.

Леонид Перлов: А общество, я думаю… надеюсь, во всяком случае, что они интересуют.

Олег Смолин: И все-таки я бы еще одну фразу произнес в плане усиления аргументации. К сожалению, раздел, посвященный реформе педагогического образования, на мой взгляд, принадлежит к числу самых спорных разделов доклада в Госсовете. И если говорить коротко, с одной стороны, там есть хорошие идеи, вроде того, что нужно увеличить долю практики педагогической. А я вообще уверен, что педагогика – это не только, а может быть, даже не столько наука, сколько искусство. С другой стороны, там есть идеи, заключающиеся в том, чтобы вернуть педагогические университеты обратно в педагогические институты (не знаю, кто и что от этого выиграет, кроме понижения уровня образования), а те, которые будут сопротивляться, воссоединить с классическими университетами. Это фактор социальной напряженности потенциально.

Александр Костинский: Олег Николаевич, а каков статус решений Госсовета?

Олег Смолин: Статус решений Госсовета рекомендательный. Поэтому будут ли они исполняться, зависит от образовательного сообщества.

Александр Костинский: Понятно. Олег Николаевич, вы хотели поговорить о роли образовательного сообщества в общем образовательном процессе.

Олег Смолин: Да. Я хотел поговорить о том, чего можно ожидать от решений Государственного совета. Еще раз напомню, это не конституционный орган, и его решения имеют рекомендательный характер. К сожалению, пожалуй, лучшим из документов исполнительной власти были решения Госсовета по вопросам образования 2001 года. К сожалению, абсолютное большинство тех решений исполнено не было.

Поэтому ситуация предельно простая. Сейчас начинается, я бы сказал, война за испанское, или австрийское, или какое хотите наследство. Война за наследство Госсовета. Что из него получится? Будет ли исполнительная власть исполнять решения Госсовета? Ну, не секрет, я принадлежу к политической, к образовательно-политической оппозиции, но в данном случае я готов выдвигать лозунг «Правительство, исполняйте решение Госсовета, по крайней мере большую их часть!».

Александр Костинский: Будет исполнять?

Олег Смолин: Не знаю. Я же говорю, что даже на сайт не поместили этот доклад для того, чтобы образовательное сообщество не могло потом апеллировать к решениям Госсовета по защите своих интересов.

Поэтому сейчас очень многое будет зависеть от того, как мы, образовательное сообщество, себя поведем. Сможем мы надавить на власть, пользуясь, в том числе, благоприятной ситуацией, связанной с решениями Госсовета, или нет? Мы – Общероссийское движение «Образование для всех» — проводим 22 апреля в Москве, в Театре «Содружество актеров Таганки»… Почему там – это отдельная тема. Потому что многие образовательные учреждения были просто запуганы…

Александр Костинский: То есть не дали вам помещения?

Олег Смолин: Да. Мы проводим Конгресс российского образовательного сообщества.

Александр Костинский: То есть это такое подполье у вас?

Олег Смолин: Нет, это не подполье. Это совершенно официальная вещь. Около 50 различных организаций – от левых до либеральных – подписали нашу Декларацию «Образование для всех». И мы ждем там представительство очень серьезное. Ну, давали обещание очень серьезные люди участвовать в этом образовательном конгрессе.

Мы рассчитываем на то, что этот конгресс поможет нам, во-первых, сформулировать требования образовательного сообщества к правительству, с которыми надо будет в той или иной степени считаться. Во-вторых, мы надеемся на то, что мы все-таки окончательно сформируем это самое общероссийское общественное движение, которое должно поставить одну из главных своих задач – заставить правительство считаться с голосом образовательного сообщества. И, в частности, между прочим, заставить его исполнять позитивные решения Государственного совета. Вот такая забавная ситуация. Впрочем, не в первый раз. Мы знаем, что такие ситуации были и за рубежом. Когда для того, чтобы исполнять уже принятые законы, работникам приходилось чуть ли не бастовать, поскольку часть экономической элиты сопротивлялась исполнению этих законов.

Александр Костинский: Я сейчас хотел бы сделать небольшой шаг в сторону, потому что это, наверное, будет интересовать очень многих наших слушателей. Когда мы говорим про образовательное сообщество, то вдруг возникают какие-то документы, возникают какие-то… ну, это неправильно назвать слухами, но как бы предвестники…

Леонид Перлов: Проходит информация.

Александр Костинский: …проходит информация о каких-то странных решениях, которые могут быть. И вопрос Леониду Перлову. Как сейчас будут проходить выпускные экзамены в стране и в Москве? Потому что Москва – это не просто город, а это огромный студенческий город, в который едут со всей страны.

Леонид Перлов: Помимо того, что студенческий, это еще и огромный ученический город. Как ни странно это прозвучит, на 11 апреля этого года документа о порядке окончания 2005-2006 учебного года в школах нет.

Александр Костинский: Нет документа, как будет все-таки заканчиваться учебный год?

Леонид Перлов: Нет документа, как будет все это. При этом за последнюю пару недель прошло через средства массовой информации и просто циркулирует в обществе огромное количество слухов, информации более или менее достоверной, может быть, о том, как это будет проходить. В частности, вот инструктивным письмом заместителя министра Болотова еще в 2003 году было объявлено, категорически рекомендовано, что любое введение дополнительных экзаменов регионального уровня, ну, на которые имеет право регион по закону, должно пройти до 1 ноября текущего учебного года.

Александр Костинский: То есть если не приняли до 1 ноября, то ничего нельзя принимать в выпускных экзаменах, да?

Леонид Перлов: Если до 1 ноября не прошла информация к родителям и ученикам, никаких дополнительных экзаменов введено быть не может. Две недели назад мы получаем информацию о том, что по Москве пройдет обязательно экзамен по истории для всех в качестве регионального экзамена. Документа мы не получили. Мы получили информацию.

Александр Костинский: То есть сейчас будет обязательным для всех экзамен по истории, да?

Леонид Перлов: Совершенно правильно.

Александр Костинский: А в действительности, документ появился только сейчас, а до 1 ноября никто не знал?

Леонид Перлов: Документа об этом не появилось вообще. Он не появился ни только до 1 ноября, но и на сегодняшний день тоже. Зато появилась новая информация пару дней назад о том, что «не будем этого делать».

Александр Костинский: Теперь все-таки «не будем», да?

Леонид Перлов: Да. Но документа опять нет. При этом Союз ректоров принимает решение о том, что все экзамены в вузах по истории вступительные, кроме МГУ, будут сдаваться в этом году в вузах Москвы, во всяком случае, только в форме Единого экзамена.

Александр Костинский: То есть альтернативности нет, о которой все время говорят?

Леонид Перлов: Только в форме Единого экзамена, и во все вузы, где принимают на вступительных экзаменах историю, кроме МГУ.

Александр Костинский: Надо сказать, что обычно в форме устного экзамена принималась…

Леонид Перлов: Это решал институт. Где-то это был устный экзамен. Где-то это был письменный экзамен. Где-то это был тест, составленный…

Александр Костинский: Но ребята знали, куда готовиться…

Леонид Перлов: Ребята об этом знали за два года. Многие готовятся в вуз теперь – двухгодичные курсы, два года репетиторов. И это огромные, кстати говоря, деньги, и это потерянное время, которое возместить нельзя. ЕГЭ по истории сдается, как бы не соврать, 13 июня. Времени на подготовку нет. Формат этот совершенно особый, я это вам говорю как один из разработчиков ЕГЭ по географии. К нему надо специально готовиться. Этого времени нет.

Это я говорю к тому, до какой степени мнение сообщества, по терминологии Олега Николаевича, и общества как такового, не педагогического, а общества в целом – это родители и дети в первую очередь…

Олег Смолин: А я считаю, что родители и дети – это тоже образовательное сообщество.

Леонид Перлов: Это субъекты образовательного процесса, в сущности. Но мнение их не просто не учитывается, а я бы сказал, что их мнение по-хамски не учитывается. То есть на них просто не обратили внимания.

Александр Костинский: Но мы будем надеяться на то, что правительство Москвы, то есть Комитет по образованию не примет такого решения.

Леонид Перлов: Честно говоря, я на это не надеюсь. Поскольку решение принимало не правительство Москвы, но основанием является решение Союза ректоров. Ректоры договорились о том, что они будут принимать вступительные экзамены по истории в форме ЕГЭ в этом году в городе Москве.

Олег Смолин: У меня есть некоторое предположение, что не совсем по доброй воле они об этом договорились.

Леонид Перлов: Я тоже думаю, что они не совсем по доброй воле договорились. Но меня, как субъекта образовательного процесса, это, честно говоря, не очень интересует – по доброй воле или нет. Я знаю, что мои дети поставлены в совершенно невозможные условия, и вынуждены как-то в этих условиях вот в этом году, уже сейчас, через пару месяцев выживать.

Александр Костинский: Давайте послушаем звонки слушателей. Анатолий из Московской области, пожалуйста. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему, к примеру, история, или география, или литература и другие гуманитарные предметы… всем объясняется, что они изучаются в отрыве друг от друга? К примеру, на мой взгляд, литература немыслима без изучения истории.

Александр Костинский: Ваш вопрос понятен. Большое спасибо.

Наверное, это все-таки вопрос Леониду Перлову.

Леонид Перлов: В двух словах мне сложно ответить на этот вопрос. Но я вам приведу маленький пример. Пару лет назад у меня вышла книжка (а я географ), она называется «География в литературных произведениях». Это нечто вроде хрестоматии.

Александр Костинский: Для чтения, да?

Леонид Перлов: Для использования на уроке. Географическое содержание художественных произведений. Марк Твен, Джек Лондон, Стивенсон. Очень интересно читать.

Александр Костинский: Чтобы ребятам было интересно читать.

Леонид Перлов: Чтобы им было интересно, да. Должен вам сказать, что на меня посматривали странно — все, кроме моих коллег географов, и опять же моих коллег литераторов, для которых книжка оказалась чрезвычайно полезной. Я думаю, что дело вот в чем. По сложившейся системе, к сожалению, а это один из серьезных недостатков нашей педагогической системы в целом, есть предметы, предметный подход. Любые межпредметные связи, хотя и декларируется на всех углах, что это вещь нужная, необходимая, на практике не приветствуется. По