Какие законы нужны инвалидам?

Октябрь

О проблемах инвалидов Олег Николаевич Смолин знает не понаслышке: он сам тотально слепой. Но при этом в жизни ему удалось добиться многого: он доктор философских наук, член-корреспондент Российской академии образования, первый вице-президент Паралимпийского комитета России, вице-президент Всероссийского общества слепых. Уникальный жизненный опыт Олега Николаевича востребован сегодня и в Государственной Думе, депутатом которой он избран уже не в первый раз и является заместителем председателя Комитета по образованию. Одной из своих главных задач в парламенте депутат Смолин считает защиту прав инвалидов, в чем наглядно убеждают законопроекты, в работе над которыми он принимает участие. Являясь в Думе членом фракции КПРФ, Олег Николаевич Смолин определяет защиту прав инвалидов как дело, скорее, надпартийное, общее для всех. И, следуя этому принципу, ищет союзников при работе над законами, затрагивающими интересы людей с ограниченными возможностями.

Об этом Олег Николаевич Смолин рассказывает в интервью корреспонденту журнала Надежде Протасовой.

– Одна из тем, которые сегодня волнуют всех, – экономический кризис. Как он отразился на жизни инвалидов и какие дополнительные проблемы перед ними поставил?

– Кризис не очень затронул инвалидов, живущих за счет пенсии. То есть он затронул их так же, как и других пенсионеров, через рост цен. Если в прошлом году, по официальным данным, цены у нас выросли на 13,3%, то в этом году предполагается их рост на 13–14%. Причем понятно, что на товары первой необходимости цены растут в 2–2,5 раза быстрее. Поэтому обещанное в результате пенсионной реформы повышение пенсий номинально примерно на 30% реально будет означать не увеличение пенсий, а компенсацию роста цен, что уже само по себе хорошо. Кризис может очень ощутимо затронуть инвалидов, нуждающихся в лекарствах. Неоднократно звучали предупреждения экспертов, в том числе правительственных, о том, что средства, выделяемые из бюджета на лекарства, могут закончиться где-то осенью. При этом надо учесть, что в период кризиса люди больше болеют, чаще обращаются к врачам и нуждаются в лекарствах. Поэтому мы предложили увеличить индексацию социального пакета, а также долю бюджетных средств, выделяемых на лекарства, при повторном принятии Думой бюджета на 2009 год. Под словом «мы» я имею в виду депутатов, представляющих интересы инвалидов, – это прежде всего мой коллега, председатель Всероссийского общества инвалидов А.В. Ломакин, а также те, кто небезучастен к судьбам людей с ограниченными возможностями. За наше предложение голосовали фракция КПРФ и частично «Справедливая Россия». К сожалению, нас не поддержали «Единая Россия» и ЛДПР, поэтому наше предложение не смогло пройти.

Теперь об инвалидах работающих. Вот на них кризис сказался самым прямым и непосредственным образом. Приведу конкретный пример. В апреле этого года около половины всех предприятий Всероссийского общества слепых находились либо в простое, либо на неполной рабочей неделе, либо испытывали другие экономические трудности. При этом положение этих предприятий находилось в прямой зависимости от тех, с кем их связывала кооперация. Во многих случаях это был автопром. Как известно, автопром оказался сегодня в тяжелом положении, а вместе с ним и наши предприятия, использующие труд инвалидов.

Хочу сказать, что в Государственной Думе и на заседании Совета по делам инвалидов при Президенте России мы этот вопрос поднимали неоднократно. В частности, в Государственной Думе, когда перед нами выступал вице-премьер Игорь Шувалов, я задал ему вопрос: «Не намерено ли государство помогать не только крупному бизнесу, не только банкам, но и предприятиям, использующим труд инвалидов?». Ответ был позитивным. После этого состоялся Президентский совет, были созданы соответствующие рабочие группы, но реальной поддержки предприятия, использующие труд инвалидов (дополнительной поддержки к той, которая была запланирована независимо от кризиса бюджетом 2009 года), пока так и не получено.

– Как известно, в связи с кризисом произошло сокращение многих статей бюджета. Не случится ли так, что будут экономить на инвалидах?

– Прогнозировать трудно. Все зависит от того, как будут развиваться события. Пока в федеральном бюджете расходы на инвалидов остались на том же уровне, что было запланировано осенью 2008 года. Напомню, что Дума два раза принимала бюджет 2009 года. Один раз прошлой осенью, второй – в апреле 2009 года, когда сокращались многие статьи расходов. При этом были выделены дополнительные средства, например, на поддержку региональных бюджетов в размере 300 млрд. рублей. Что касается инвалидов, пока расходы остались на том же уровне, на котором планировались первоначально. Но в дальнейшем все будет зависеть от того, по какому сценарию пойдет развитие кризиса. Хотелось бы, чтобы люди, нуждающиеся в большей социальной поддержке государства, пострадали от него в наименьшей степени.

Над чем вы сейчас работаете как депутат и как заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы?

– Как депутат я серьезно занимаюсь новым пенсионным законом. Это – огромный документ. Речь в нем идет в основном о замене социального налога отчислениями во внебюджетные страховые фонды.

Этот законопроект я не могу оценить однозначно. Если говорить о его положительных сторонах, то они, на мой взгляд, следующие.

Закон предусматривает в целом увеличение размера пенсий примерно на 30%, причем это коснется, прежде всего, людей с наиболее низкими пенсиями.

Он подтверждает, хотя и не в тех формулировках, в которых мы бы хотели, отказ от степеней утраты трудоспособности и возвращение к группам инвалидности. Это то, чего добивались инвалиды все последнее время. Пока в проекте закона сохранилось упоминание о нетрудоспособности в сочетании с профессиональной нетрудоспособностью, и сейчас речь идет о том, чтобы убрать из закона и эту ограничительную формулировку.

Еще один положительный момент, важный для старшего поколения. Он заключается в том, что более серьезно будет оценен прежний советский рабочий стаж, что предусматривает увеличение пенсионного капитала по советскому периоду на 10% плюс надбавку к пенсии за каждый год работы.

И третье, о чем бы хотел сказать. Долгое время профсоюзы требовали отказаться от социального налога в пользу страховых взносов. Теперь Правительство пошло им навстречу. У нас будут введены страховые взносы. А страховой взнос отличается от социального налога тем, что он делается конкретно на что-то и по определению должен быть потрачен на тех, кто этот взнос сделал.

А теперь о минусах закона. В соответствии с ним восстанавливаются взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, в Фонд обязательного медицинского страхования. Но не восстанавливается существовавший ранее Фонд занятости и соответственно взносы в него. Казалось бы, кризис, самое время позаботиться о занятости населения, но этого законопроект не предусматривает.

Он также не решает полностью проблемы так называемого «украденного» стажа. Я имею в виду стаж, связанный с образованием, уходом за детьми, службой в армии. Реально ситуация выглядит таким образом, что люди, затратившие много времени на получение знаний, будут иметь пенсию меньше, чем те, кто образования не получал. Соответствующую поправку мы подготовили, но удастся ли ее провести через Государственную Думу, – пока большой вопрос.

Далее. Согласно действующему законодательству о монетизации льгот, ежемесячные денежные выплаты не входили в прожиточный минимум пенсионера. И это вполне естественно. Ведь денежные льготы – это не часть прожиточного минимума, а компенсация инвалидности. Теперь предполагается следующая схема. В каждом регионе пенсия вместе с дополнительными выплатами должна быть не ниже прожиточного минимума в данном регионе.

Пока закон, о котором идет речь, еще в работе и можно вносить на рассмотрение свои поправки к нему, мы будем это делать и добиваться их принятия.

В работе у нас сейчас много других законопроектов, связанных с проблемами инвалидов и проблемами образования.

Так, например, на заседании Совета по делам инвалидов при Президенте я как член этого Совета говорил о Законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Это многострадальный закон. Я работаю над ним с 1994 года. Дважды его отклонял президент Б.Н. Ельцин. Президент Путин поручил своей администрации согласовать с нами его текст, что выполнено не было. Сейчас мы подготовили новую версию законопроекта, выполнив главное, предъявленное к нему требование, – чтобы он был не самостоятельным актом, а законом о внесении изменений в действующее законодательство. Тем не менее, мы получили отрицательное заключение Правительства. Насколько я понимаю, все дело уперлось в финансирование, связанное с принятием закона. Минфин и Минэкономразвития «пожалели» 2,4 млрд. рублей на образование инвалидов, в то время как затраты на поддержку крупного бизнеса и банковской сферы измеряются триллионами рублей. Я подсчитал, что наш закон требует примерно 0,2% от этой суммы. Но мы не теряем надежды и продолжаем работать над тем, чтобы закон все же был принят.

Если говорить о других наших законопроектах, мы внесли несколько предложений, касающихся единого государственного экзамена, где предлагаем сделать его добровольным, что, кстати, согласно данным социологических опросов, поддерживают 54% населения.

Хотелось бы сказать, что депутатская работа, кроме законотворческой, предусматривает и другие формы деятельности. Это запросы Правительству, протокольные поручения, выступления на парламентских слушаниях, на Правительственном часе. В той или иной мере я занимаюсь также вопросами социальной защиты инвалидов.

– Не могу не задать вопрос о Конвенции ООН о правах инвалидов. Как известно, наша страна подписала ее. Теперь идет подготовка к ратификации. Насколько Россия к этому готова и когда реально это событие может произойти?

– По Конвенции проходили специальные парламентские слушания. Кроме того, как известно, вопрос обсуждался на Президентском совете.

Президент России Д.А. Медведев сказал, что до конца текущего года Конвенция будет подготовлена к ратификации. Это означает, что она может быть ратифицирована в первом полугодии будущего года. При этом рассматриваются ратификация документа в полном объеме или в отложенном режиме по некоторым статьям. Мы собираемся подготовить по этому поводу специальный парламентский запрос Правительству, чтобы получить ответ на вопрос: каковы его намерения в этом отношении.

Я оцениваю ратификацию как позитивный шаг, потому что с ней мы получим еще один серьезный рычаг, с помощью которого сможем переворачивать если не Землю, то, по крайней мере, законодательство и политику, касающиеся социальной защиты инвалидов.

– В нашей стране существуют различные общественные организации инвалидов. У них есть проблемы, волнующие определенные группы людей с ограниченными возможностями, но вместе с тем многие вопросы являются общими для всех людей с инвалидностью. Как вы относитесь к объединению усилий всех для достижения максимального результата?

– Положительно. В какой-то степени это уже делалось и делается. Приведу примеры. Проблема восстановления групп инвалидности вместо введенных степеней ограничения трудоспособности волнует всех инвалидов. Практически все их общественные организации, известные мне, принимали специальные решения по этому поводу, обращались в Правительство, от их имени я эту проблему озвучивал в Государственной Думе. И вопрос, я надеюсь, в скором времени будет решен.

Налоговые льготы для предприятий, использующих труд инвалидов, – также общая для всех проблема. В законопроекте, о котором я подробно говорил в начале интервью, есть такая запись: на 2010 год предприятиям инвалидов сохраняют льготу по социальному налогу, который будет преобразован в отчисления во внебюджетные фонды; начиная с 2011 года, эта льгота будет уменьшаться. Я неоднократно задавал вопрос при обсуждении этого закона: готово ли Правительство и профильный комитет пересмотреть эту позицию законопроекта, потому что в противном случае инвалиды останутся без рабочих мест. Предприятия Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества инвалидов просто не выживут. Мы предложили механизм решения этой проблемы. Можно сохранить для предприятий, использующих труд инвалидов, отчисления в Пенсионный фонд на уровне 14%. В остальные фонды эти предприятия представляют сведения о заработной плате, фонды выставляют их федеральному бюджету, а он соответственно компенсирует фондам затраты, связанные с тем, что предприятия инвалидов отчислений в эти фонды не делали. По этой проблеме мы постоянно работаем вместе с председателем ВОИ депутатом А.В. Ломакиным, с депутатом М.Б. Терентьевым.

Можно привести и другие примеры. Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», который затрагивает интересы всех инвалидов, мы также должны продвигать совместными усилиями. Я думаю, что в целом общих интересов у общественных организаций инвалидов намного больше, чем индивидуальных. А что касается работы в парламенте, здесь социальная защита инвалидов должна быть делом надпартийным, касающимся всех депутатов.

– Меня интересует ваше мнение об инклюзивном образовании. Вроде бы сейчас все пришли к выводу, что оно нужно, полезно для всех. Но на практике оно пробивается с большим трудом и сейчас мало где реально работает.

– Наш законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» предусматривает развитие инклюзивного, или интегрированного образования. Причем мы признаем право выбора родителями, в каком учебном заведении, в какой школе, в частности, обучаться их детям. Вместе с тем хочу сказать, что инклюзивное, или интегрированное образование дает результат при соблюдении одного важного условия. В обычной школе для ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья должны создаваться специальные образовательные условия. К сожалению, мы сейчас получаем такую информацию, что в некоторых регионах с целью экономии расформировывают интернаты, а детей волевым решением переводят в обычные школы, не создавая для них специальных условий. Это приводит к резкому ухудшению качества образования. Хочу подчеркнуть: если ребенка-инвалида переводят в обычную школу, не создав для него специальных условий, это приносит не пользу, а вред. Он не сможет продолжить обучение и соответственно занять достойное место в жизни. Инклюзивное образование принесет пользу при соблюдении трех условий: права родителей на выбор места обучения ребенка; создания специальных образовательных условий; дополнительного финансирования обучения ребенка-инвалида. Это «три кита» нашего законопроекта.

В конце мая состоялось заседание Правительства Москвы, на котором был поддержан столичный законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Я там выступал, получил поддержку, услышал много хороших слов от работников образования и социальной защиты населения, заинтересованных в продвижении этого закона. В столичном законе правильно выстроены приоритеты, он будет работать, а Москва сегодня идет впереди федерального законодательства.

– Вы работаете во фракции КПРФ. Присутствует ли и как в социальных программах фракции инвалидная тематика?

– Фракция КПРФ имеет специальную программу «Равные возможности». Я ее готовил на основании многочисленных предложений общественных организаций инвалидов. Мы обсуждали программу и следуем ей неукоснительно, а я во фракции являюсь координатором по вопросам работы с инвалидами.

– На какую поддержку инвалидов вы хотели бы рассчитывать в своей работе?

– На самую активную и действенную, и это очень важный для меня вопрос. Хотелось бы, чтобы инвалиды поддержали продвижение нашего законопроекта об образовании. Пусть каждый депутат, хотя бы раз в месяц, когда он работает с избирателями в округах, услышит их голос и их требования.

Мы пытаемся быть на защите их интересов, но могли бы и хотели бы сделать больше. Хочу обратиться ко всем инвалидам: помогайте нам, чтобы мы помогали вам!

Опубликовано: Страна и мы. – 2009. – Осень. – № 3. – С. 4-7.