Труд Сизифа – не всегда напрасный

В минувшую среду в Омском юридическом институте прошла пресс-конференция заместителя председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олега Николаевича Смолина. Его выступление состоялось в рамках научно-практической конференции «Российское законодательство и образовательная политика – двадцать лет спустя: взгляд из столицы и региональных центров». Известный политический деятель в начале пошутил: все политики жалуются на трудность работы в парламенте, и я тоже пожалуюсь – ведь я там уже 20 лет. В 90-ые годы интеллигенция хотела иметь своих людей в парламенте, поэтому в своё время ректор педагогического института К. Чуркин и декан исторического факультета В. Худяков буквально силой отправили Смолина на выборы. Тогда были чистые выборы, люди сознательно голосовали за рядовых, а не за начальников, поэтому он их и выиграл. Сейчас он убеждён, что доценту совершенно нереально выиграть выборы, конкурируя, к примеру, с губернатором.

Как историка Смолина занимала идея революции, которая, по его утверждению, является цепью катастроф, поэтому верно историческое заявление Виктора Черномырдина: «Хотели, как лучше, а получилось как всегда!». Депутат, выигравший выборы в парламент пять раз подряд, убеждён в неверности отмены закона об одномандатном голосовании, поскольку при списочном голосовании политики просто прячутся за спины своих лидеров. Выступавший также подчеркнул, что ответственность перед избирателями выше партийной – в его практике были случаи голосования, не совпадавшего с мнением фракции, куда он входил. С горечью он отметил, что принятие Закона о монетизации льгот похоронило все достижения по защите инвалидов, хотя кое-что удалось потом исправить. Политик считает, что новое законодательство о бюджетных учреждениях содержит в себе «мёд и дёготь» одновременно. «Мёд» – это экономическая свобода, «дёготь» – необоснованные претензии к самостоятельным решениям этих учреждений, по сути, их сажают в «экономическую кутузку».

Кроме того, фактически отменены финансовые гарантии государства в области образования и спорта, упор делается на зарабатывании денег бюджетниками самостоятельно. Ссылаясь на слова Резерфорда, что нельзя одновременно служить науке и коммерции, Смолин уверен, что это приведёт к дальнейшему падению уровню образования. Учёный также сообщил, что сегодняшняя Россия стоит в мире на 124-м месте по продолжительности жизни. По данным социологических исследований, выворачивание карманов населения за счёт платных образовательных услуг привело к тому, что у 54% россиян денег хватает только на еду и одежду. А ещё собравшиеся узнали, что Россия стоит на 147-м месте в мире по борьбе с коррупцией. По словам депутата, новое законодательства ведёт к массовому закрытию бюджетных организаций, если они не получат соответствующее государственное задание и открывает широкий простор для взяток. Такая политика грозит ещё и студенческими волнениями и опять же – падением качества образования!

Переходя к стратегии современной школы, выступавший отметил, что платное образование в школе – по сути нарушение Конституции РФ, а ведь даже в США 90% образования бесплатно плюс, соответственно, обеспечение бесплатными учебниками, а все дополнительные сборы взимаются только в добровольном порядке. Критикуя нынешнюю ситуацию в образовании школьников, Смолин считает недопустимым калечить душу рёбёнка, перегружая его интеллект излишними дисциплинами. По его оценкам, выделенных на финансирование школы в 2010 году 15млрд. хватит только на приобретение современных учебников (50% устарели), на питание же потребуется ещё 25 млрд. Такая ситуация приводит к тому, что возникают массовые проблемы с призывом в армию, так как многие молодые люди страдают элементарной дистрофией. Непонятно также, как быть с пожарной безопасностью школ, поскольку необходимые на это 90 млрд. пока не выделены. Вообще, по мнению Смолина, 2010 год стыдно называть Годом Учителя, поскольку даже поддержка лучших учителей сокращена в пять раз, что закономерно названо издевательством. Если к этому добавить сокращение поддержки, т.е. отмену коммунальных льгот сельским учителям, то перспективы безрадостные.

Отвечая на вопросы журналистов, Смолин подверг резкой критике практику принудительного слияния вузов, подчеркнув, что практика присоединения педагогических институтов к классическим университетам (кроме заведомо слабых вузов) не должна иметь места. Кстати, выяснилось, что идея присоединения ОмГПУ к ОмГУ вызвала энергичный протест в педуниверситете, где создан комитет по защите «альма-матер», что грозит студенческими волнениями, и повторил, что платное образование в школе, которое смогут реально получать только дети начальников, приведёт к массовой деградации общества, приличное будущее которого немыслимо без доступного образованя. В подтверждение своей правоты он сослался на известного педагога Сухомлинского, считавшего, что образованный дикарь куда опаснее необразованного.

После небольшого перерыва все желающие отправились на презентацию новой книги О. Смолина «Образование. Политика. Закон». Замечу, что книга была подписана следующей дарственной надписью: «С глубоким уважением и надеждой увидеть свет в конце тоннеля российской образовательной политики».

Учитывая всё изложенное выше, такая надежда очень своевременна. А О.Н. Смолину стоит пожелать дальнейшей плодотворной работы в парламенте, и согласиться с его утверждением, что труд Сизифа, с которым он сравнил депутатскую работу, не всегда напрасен. Особенно если он на благо Родины.

Дмитрий Соснов

Опубликовано: газета «Омский университет». – 2010. — 14 мая. — № 14. – С. 2.