Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета РФ;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяНа злобу дня — без злобыАктуальные комментарии на тв, радио, в печати, на веб-сайтахОтменяя продленку, мы выталкиваем детей на улицу

Отменяя продленку, мы выталкиваем детей на улицу

Зампред комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин уверен в необходимости принятия нового законопроекта «Об образовании». Одной из главных проблем действующего закона для тысяч россиян стала отмена продленки в школах и замена ее платными кружками.

Почему произошла такая ситуация?

— Когда принимали закон «Об образовании», а он вступил в силу с 1 сентября 2013 года, мы предупреждали всех, что народ с ним еще нахлебается. Существовал альтернативный проект закона о народном образовании, написанный мною и моими товарищами. В этом документе предусматривался совершенно другой курс образовательной политики. В данном законе есть множество минусов. Речь, например, может идти о п. 8 ст. 166 «Закона об образовании», который отделяет образовательные услуги от присмотра и ухода за детьми, причем не только в дошкольных учреждениях, но и в интернатах, и в группах продленного дня. Он не обязывает, но позволяет учредителю установить плату и размер этой платы за присмотр и уход, то есть за продленку или интернат.

Почему эксперты не говорили ранее о возможных последствиях этого закона?

— Даже мы не все вредные последствия смогли прогнозировать от принятия этого закона. Он оказался еще вреднее, чем предполагалось. А вреднее он оказался по одной простой причине: в нем очень много норм оценочного характера. Всего таких норм 184. Поэтому о его содержании мы узнаем по мере выхода подзаконных актов. То есть сама по себе норма в законе вроде бы ничего плохого в себе не содержит, но она отсылает нас к подзаконному акту, в котором написано какое-нибудь безобразие для российских граждан. Все (родители и местная власть) были поставлены в последний момент перед фактом, когда трудно принять уже какие-то решения, если они даже были бы возможны. У меня у самого аналогичная ситуация, мой внук в этом году идет в первый класс.

Как обстоят дела с этой проблемой в других городах России?

— Насколько мне известно, в Москве и Московской области принято решение о том, чтобы самим профинансировать продленку. Но во многих регионах с дефицитным бюджетом, к которым относится и Омская область, приходится переходить на платную основу. Напомню, что подавляющее большинство регионов – должники. Долги российских регионов увеличились с 1,3 триллиона до 1,8 триллиона. Поэтому многие регионы пошли по этому пути. Другого выхода у них просто нет.

Какой выход в сложившейся ситуации есть у омичей, чьи дети посещают начальную школу и им требуется продленка?

— Я думаю, что у родительских, профсоюзных, общественных организаций есть только два выхода из сложившейся ситуации: обращаться к федеральному законодателю, чтобы закон был изменен; обращаться к региональным властям, чтобы они не отменяли разом бесплатную продленку, подошли к разным группам населения дифференцированно. Для работающих родителей, одиноких матерей, многодетных семей, семей с низкими доходами продленка должна оставаться бесплатной. За эти категории людей однозначно должен платить бюджет. В противном случае мы получаем массу отрицательных последствий.

Каких, например?

— Первое – мы говорим, что не хватает рабочих рук, при этом мешаем мамам работать. Второе – мы говорим, что дети у нас неважно воспитаны, при этом фактически выталкиваем их на улицу или под присмотр неведомо кого, так как родителям надо работать, чтобы жить. В-третьих, это скажется не только на качестве воспитания, но и на качестве обучения. На самом деле, продленка – это не только присмотр и уход, как трактует закон. Это лукавство законодателя, принимавшего закон. Продленка – это и образование, поскольку в рамках группы продленного дня дети выполняют домашние задания под присмотром и консультацией педагога. Это не может не сказаться на качестве в лучшую сторону.

Что будете делать вы, как депутат Госдумы, в связи с этой возникшей ситуацией?

— Мы готовим законопроект и намерены внести его на рассмотрение коллегам в начале работы осенней сессии Госдумы. Мы предполагаем, что, по меньшей мере, следует прописать, что для людей с доходами ниже двух прожиточных минимумов, многодетных семей, матерей-одиночек продленка и интернатские услуги должны быть бесплатными. Со своей стороны мы будем делать все, что сможем.

Какую помощь депутатам могут оказать заинтересованные родители?

— Мои советы родителям неизбежно будут иметь политический подтекст, политический характер. Необходимо, чтобы все родительские, педагогические и общественные организации объединились и письменно обратились в департамент, министерство образования с просьбой способствовать разрешению проблемы с дальнейшим возможным выходом уже на федеральный уровень.

Когда этот вопрос может разрешиться?

— Совершенно не факт, что наш законопроект будет принят. Необходимо, чтобы еще и правительство осознало трагичность ситуации. Сейчас же правительство ведет себя так: оно перекладывает ответственность на региональный уровень. Мол, если у вас что-то не так, то воюйте с вашим губернатором, мэром, главой поселения, а мы, правительство, здесь ни при чем. Хотя, на самом деле, по Конституции РФ, правительство обязано проводить единую образовательную политику на территории всей страны. А это, естественно, вопрос образовательной политики.

Опубликовано: ИА «Омскрегион». – 2014. – 21 августа.