Олег Смолин сыграл черными против редакции «Делового Омска»

Депутат Госдумы Олег Смолин показал редактору «ДО» на шахматной доске, как противостоять мейнстриму и бороться за социально-ориентированный бизнес.

Олег Николаевич, вы традиционно отмечаете юбилеи политической карьеры. Этого почти никто не делает, ведь политика в общественном сознании считается грязищей. Отсюда предложение обсудить за доской, как же вы «докатились» до такой жизни.

— Давайте (Cмеется). У меня какие фигуры стоят?

Вы на темной стороне. Поменять?

— Нет, мне без разницы.

У вас ведь, кажется, второй разряд.

— Первый.

Эх, я рассчитывал максимум на второй. Что ж, начнем. Делаю ход от ферзя D4 и задаю вопрос. 25 лет вы работаете в российском парламенте. 25 лет — ни ниже, ни выше. Это предел амбиций?

— Это предел компетентности. А предел амбиций я преодолел давно. О чем в свое время мог мечтать мальчишка, закончивший школу слепых? Пожалуй, стать профессором, работать в вузе. О политике я и не грезил. Поэтому депутат семи парламентов, почти бессменный зампред или первый зампред комитета по образованию ГД — это больше, чем планировалось. Что дальше? Рваться в губернаторы, президенты? Для этого необходим хозяйственный и производственный опыт. Мой ход D5.

Наступаю — С5! Шахматы в этом смысле говорят об обратном. Король сам по себе слаб, но его сила в окружении. Может, все-таки стоило попробовать себя в качестве кандидата в губернаторы?

— Рискнуть, говорите? Хорошо — E5! Контргамбит Альбина.

Терпеть его не могу.

— Вспоминается советский анекдот. «Кто сейчас министр культуры? — Фурцева. — А кто был раньше на ее месте? — Какой-то там Немченко. — А еще раньше? — Потемкин. — А кто был на месте Потемкина? — Бубнов. — А на его месте? — Луначарский. — А кто был на месте Луначарского? — А вот Луначарский был на своем месте». Осмелюсь думать, что и я сейчас нахожусь на своем месте.

Беру пешку E5.

— Тогда продвигаю пешку вперед — D4.

А какая позиция у КПРФ на этих выборах? Олег Денисенко выдвинулся, но готов ли идти до конца? Как ваша пешка… Тоже выдвинулась, но удастся ли ее сохранить?

— Верно подмечено. Судьба пешки пока неизвестна. А что касается Олега Денисенко — его выдвинула партийная конференция. Результат не был предрешен заранее. Я думаю, что он будет бороться так, как сможет, в противном случае и заявляться не стоило. Понятно, что его узнаваемость в регионе пока значительно ниже, чем у действующего губернатора… А остальное покажет избирательная кампания.

Пора ходить фигурами. Конь F3. У вас какие отношения с главной фигурой региона — губернатором? При Полежаеве вы не входили в окружение.

— Отвечаю — конь C6. При Леониде Константиновиче я, будем откровенны, был в роли изгоя. Хотя везде говорил, что готов работать с властями от губернатора до главы сельской администрации. Видимо, у Полежаева были личные мотивы представлять меня не патриотом области, а ее врагом. В свое время мы многократно поднимали вопрос в Госдуме о возвращении налогов после ухода бывшей «Сибнефти». И Леонид Константинович как-то на заседании Заксобрания сказал моим товарищам по фракции: «Избавьте меня от некомпетентного вмешательства ваших депутатов в бюджетный процесс». Странная позиция.

С Виктором Назаровым у меня нормальные отношения. Депутату всегда легче работать, имея рабочий контакт с главой региона. Когда приходишь в министерство или к вице-премьеру с письмом губернатора, все понимают: это не только твоя инициатива, но вопрос проработан и с региональной властью.

Профилактика на левом фланге — А3! Многие вопросы в Думе решаются благодаря личным связям. Накопили неформальных контактов за эти годы?

— У меня хорошие отношения с министром труда РФ Ольгой Юрьевной Голодец. Недавно передавал ей обращение от губернатора по выделению дополнительных средств на детские сады в регионе. Также встречался с министром промышленности РФ Денисом Мантуровым. И каждый раз, когда встречаюсь с кем-то из членов правительства, звоню омскому профильному руководителю или первому заму губернатора Вячеславу Синюгину и спрашиваю — какие вопросы есть у области. Понятно, что за красивые глаза мало чего дают. Но когда ты имеешь личные отношения — это, по крайней мере, ускоряет открывание дверей. Поэтому порой действую по принципу «Злоупотребить личными отношениями на пользу дела». Мой ход A5.

В шахматы, как известно, легче играть в молодости, когда память крепче. А как насчет политики? Вы еще не перегорели?

— Недаром во всем мире выработана схема. В исполнительной власти человек работает, как правило, два срока. На этой должности эмоциональное выгорание происходит гораздо быстрее, да и возможность для злоупотреблений значительно вырастает. А для депутатов парламента никто сроков не устанавливал. Бывает, что депутаты и по 40 лет работают. Я же пока — 25. И я не перегорел. Опыт есть, политический вес есть, способность сострадать людям не утеряна.

Цепляюсь к вашей пешке — Е3. Хемингуэй говорил, что с годами приходит не мудрость, а осторожность. Нет соблазна порой промолчать, не ввязываться в драку?

— (Смеется). Я ввязался в драку, но мой контргамбит не оправдался. Хожу слон G4. А если по теме… Понимаете, сложность положения депутата от оппозиции заключается в том, чтобы правильно выверить баланс известной формулы «политика — это искусство возможного». С одной стороны, ты должен держать позицию, а с другой — нужно сохранить возможности решать вопросы. Не для себя, для региона. Я никогда не кричал: «Банду Ельцина под суд». Это не мой стиль. Я критикую, но не личность, а позицию. И параллельно предлагаю, как надо было бы сделать. Это символ конструктивной оппозиции. Хотя иногда, честно говоря, так возмущают некоторые стороны нашей политики, что хотелось бы выражаться жестче.

Прикрываю коня — слон E2. В Омске вас считают человеком с незапятнанной репутацией. Вы что, не склонны к соблазнам человеческой жизни?

— Склонен. Вот играю в шахматы и понимаю, что приходится признавать жертву пешки. D4 бьет E3. Уходим в скучную позицию. Кроме того, плаваю, люблю музыку и поэзию. В хорошей компании не отказываюсь от бокала сухого вина. Иногда шучу, что в соответствии с политическими убеждениями предпочитаю красное. А реагируя на подоплеку вашего вопроса, скажу: любой депутат должен помнить, что это работа временная, даже если она продолжается долго.

Как раз ощущение этой временности многих подталкивает взять больше побыстрее. Меняю ферзей.

— Беру ферзя ладьей. Позиция должна быть обратная. Не стоит привыкать к излишествам, ведь однажды придется возвращаться, что называется, в нормальную человеческую жизнь. Я помню в 1995 году проходили выборы, появилась такая газета «Апокриф», которая написала: «Смолин заявил своей семье: «Не выберут — застрелюсь! Потому что на доцентскую зарплату не проживешь». Я пишу ответ: «Уважаемая газета «Апокриф», ваш журналист меня совсем не знает, но за что-то уважает. Уважает, ибо уверен, что я ничего не наворовал и жить мне придется на доцентскую зарплату. А не знает, потому что думает, что кроме как писать законы я больше ничего не умею. Сообщаю по большому секрету, что в случае чего могу возглавить джаз-банд в ресторанчике для новых русских и написать над подиумом: «Подайте бывшему члену Государственной Думы». Теперь понимаете, зачем я собираюсь избираться в Государственную Думу, только никому не рассказывайте». Шутки шутками, но я считаю, что, может быть, самое большое или одно из самых больших удовольствий в жизни — это, что называется, чувствовать себя спокойно и быть уверенным, что тебя ждет впереди нормальная жизнь, а не какое-нибудь шитье рукавиц.

Вы входите в комитет по образованию в Госдуме. Это довольно коррупциогеннная отрасль. Уверен, не раз поступали разные предложения. Слон E3 — возвращаю пешечное преимущество.

— Нужно признать потерю пешки. За неимением лучшего пошел G6. Как ни странно, ничего особенного не предлагали. Но в России должна существовать система цивилизованного лоббизма. Возьмем выборы. Госорганы не могут финансировать кандидатов, только частные структуры. Я, может, скажу лишнего, как иногда меня упрекает моя любимая женщина и по совместительству жена, мы, конечно, будем собирать деньги на парламентские выборы. Но брать будем только у тех компаний, чьи интересы можно защищать, не напрягая совести.

А кто обычно финансирует ваши избирательные кампании? Рокировка.

— Социально-ориентированный бизнес. Его очень мало в России, к сожалению. У нас по закону коммерческие организации не ограничены в финансировании избирательных кампании. А для некоммерческих — сфера образования, медицины, науки, культуры — существуют серьезные барьеры. Вот почему у нас в парламенте лоббистов водки, нефти и газа больше, чем лоббистов развития человеческого потенциала.

Сейчас фракция КПРФ едва ли не самая бедная в Госдуме. Ведь если работаешь с оппозиционной фракцией, то легко можешь получить массу внеплановых проверок со стороны налоговой, прокуратуры… Я в основном сотрудничаю с высокотехнологичным бизнесом. Однажды вместе с руководителем одной омской нанокомпании я оказался у Анатолия Борисовича Чубайса. Компания, кстати, дает более 1 млрд. рублей в областной бюджет. Мы обсуждали вопросы развития высоких технологий, и Анатолий Борисович не смог отказать себе в удовольствии начать с ядовитого вопроса: «А что это коммунист Смолин привел ко мне представителя крупного бизнеса?». Я отвечаю: «Если мы в своей стране все вместе, — и левые, и правые, — не будем продвигать высокотехнологичный бизнес, нам всем скоро станет очень плохо. Дальше разговор пошел на деловую тему». Вывожу слона на G7.

В шахматах говорят «настроил пушку». Планируете участвовать в выборах в Госдуму в 2016? Слон F4.

— Не буду скрывать, компартия предлагает смешанный округ, две трети — город, одна треть — область. Такой же, по которому я баллотировался неоднократно. Параллельно думаю над ходом.

Может, пора делать форточку?

— (Смеется). Вы про игру?

Не только.

— Нет, не делал. Всегда есть возможность вернуться профессором в университет. Я люблю работать со студентами, чувствую себя счастливее и моложе. Вывожу коня E2 — готовлю место под рокировку.

Поддерживаю коня конем — на D2. Вы упомянули Чубайса. У вас хорошие отношения?

— Весьма своеобразные, еще с тех пор как в 1993 году с трибуны съезда народных депутатов в присутствии Бориса Николаевича, Анатолия Борисовича и Егора Тимуровича я сказал: «Коллеги, ваша программа ваучерной приватизации отличается от известного лозунга героя Булгакова только одним. Он предлагал все отнять, потом поделить, а вы — все поделить, чтобы потом отнять». Делаю рокировку.

Н3 — следую вашему совету. Нападаю.

— Давайте попробуем, слон F5.

Ладья A на D1. Вы говорите, что бизнес не поддерживает оппозиционные партии. Разве после ситуации с Крымом все думские фракции не слились в едином порыве?

— H6. Да, во внешней политике единство. Все фракции Госдумы поддержали воссоединение России с Крымом. Недавно моего помощника в социальных сетях обругали, сказали, мол, «что с тебя взять — ты помощник известного крымнашиста Смолина». Так вот я от крымнашиста не отказываюсь. Но есть разница! «Единая Россия» проголосовала за Крым, когда им дал команду Владимир Путин. А ваш покорный слуга не голосовал ни за декларацию о так называемой независимости России, ни за Беловежскую пущу, был против большого договора с Украиной, в том числе из-за Крыма. При том что у меня по одной линии есть украинские корни.

Что касается внутренней политики — ничего не поменялось. По ключевым вопросам различия между фракциями остались.

P.S.

Вскоре центральная пешка, за которую боролись белые, пала. Соперники разменяли основные фигуры и заключили ничью. Компьютерный анализ показал преимущество белых примерно в одну пешку, но при правильной игре черных ее невозможно реализовать.

Досье

Олег Смолин родился 10 февраля 1952 года в селе Полудино одноименного района Северо-Казахстанской области.

В 1959 поступил в омскую среднюю специальную школу-интернат для слепых и слабовидящих детей № 95, которую окончил в 1970 году с золотой медалью. Параллельно окончил с отличием детскую музыкальную школу № 2.

В 1974 году окончил исторический факультет ОмГПИ, получив диплом с отличием.

После окончания института два года работал учителем в Омской школе рабочей молодежи № 4, затем — ассистентом, старшим преподавателем и доцентом в омском пединституте.

В 1982 году защитил кандидатскую диссертацию по философии в Уральском госуниверситете.

В 1990 году избран народным депутатом РСФСР, в 1993 году — членом Совета Федерации. В 1995, 1999, 2003, 2007, 2011 годах избирался депутатом Госдумы.

Вице-президент Всероссийского общества слепых, первый вице-президент Паралимпийского комитета России, член-корреспондент Российской академии образования.

Женат, есть сын и внук.

Опубликовано: Газета «Деловой Омск». – 2015. – 23 июля.