Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяНа злобу дня — без злобыПубликации в «педагогическом вестнике»Четвертовать – наполовину!

Четвертовать – наполовину!

Сентябрь

— Поправка № 666. Кто настаивает?
— Отклоняется.
— № 667…
— Отклоняется.
— № 999…
— Отклоняется.
— Юрий Викторович (Васильев, председатель думского бюджетного комитета)!
— Не успели…Поправка уже отклонена.

Так, в режиме “сумасшедшего дома средней руки” в последнюю неделю июля (т.е. спустя месяц после окончания конференции, на которой автор выступал с публикуемым докладом) работал думский Комитет по бюджету и налогам. И не удивительно: на этой неделе к собственному шестисот страничному законопроекту (вместе с пояснительными материалами) только Правительство представило три блока поправок объемом более 300 страниц. Общее же количество поправок превысило 6000. Для того, чтобы обсудить их в режиме нормальной парламентской работы, потребовалось бы более 1000 часов работы бюджетного комитета. Он, горемычный, действительно заседал до глубокой ночи. Однако в силу немыслимой гонки законопроекта на обсуждение каждой поправки выделялось в среднем не несколько минут, как положено, но лишь несколько секунд.

Что же сулит населению России в 2005 году этот закон, наспех склепанный, подобно бракованному телевизору советского периода в предпоследнюю ночь перед новогодними праздниками?

Посаженные на “информационную диету” российские граждане постоянно слышат от представителей правительства, что принятие закона стало прорывом в социальных реформах, а от парламентских единороссов, - что закон сохранил все существующие социальные гарантии и льготы. Слышат, но не очень верят: согласно одному из социологических опросов, даже в части замены льгот денежными компенсациями закон поддерживают лишь 25% населения, тогда как против выступают 58%. Действительно, под давлением массовых акций протеста и социально-ориентированных депутатов Правительство пошло на существенные уступки. Удалось, в частности:

  • сохранить в “Трудовом Кодексе” положение о минимальной заработной плате, обязательной во всех регионах страны. Увы, эта минимальная зарплата составляет по-прежнему 600 рублей, тогда как в единственном московском приюте для бездомных животных на содержание одной бродячей собаки в месяц выделяется 1800, а бродячей кошке – 1050 рублей. Предложенная мною поправка о том, чтобы минимальная заработная плата сравнялась с прожиточным минимумом не позднее 2007 года, 3 августа была провалена фракцией “Единая Россия”;
  • запретить снижение зарплаты работникам бюджетной сферы в 2005 году. В условиях разрушения Единой тарифной сетки это существенно, хотя, честно говоря, понижать зарплату дальше некуда;
  • восстановить в “законных правах” ликвидированную в первом чтении Федеральную программу развития образования (правда, понизив ее статус до обычной федеральной целевой программы), а также возможность для образовательных учреждений и научных организаций зарабатывать внебюджетные средства и в известных пределах распоряжаться ими;
  • ввести так называемый социальный пакет для инвалидов всех категорий, участников Великой Отечественной войны и других социально незащищенных групп населения. Правда, как он будет работать, никому не ведомо, ибо, в отличие от медицинских, социальные эксперименты проводятся сразу на людях, причем в масштабе всей страны и т.п.

Однако упорно распускаемые государственными СМИ слухи о том, что во втором чтении закон приобрел “человеческое лицо”, явно преувеличены. В результате его принятия, как и прежде, теряют или рискуют потерять:

  • 15 миллионов учителей, врачей, ученых, работников культуры и социальной сферы – все федеральные гарантии в области оплаты труда. За исключением тех, кто работает в федеральных учреждениях, ответственность за их зарплату полностью “сбрасывается” в регионы. “Утешительный приз” в виде рекомендаций трехсторонней комиссии, которые должны учитываться региональными властями, в стране, где не исполняются даже законы, выглядит просто смешно;
  • большинство из 22 миллионов семей с детьми – всякие надежды на повышение детских пособий, перекладываемых на бюджеты субъектов РФ, а во многих регионах – и на их своевременную выплату;
  • 9,5 миллионов ветеранов труда и столько же тружеников тыла – льготы за исключением коммунальных, которые предполагается ликвидировать через год-два другим законом – новым жилищным кодексом.

Когда радикальные “эконописцы” из высоких правительственных кресел на всех каналах убеждают население, что все льготы и социальные гарантии в следующем году сохраняются, нет ничего лучше, как почаще заглянуть в текст принятого закона. Цитирую пункт 1 статьи 155.1:

“1. В рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом”.

Вы что-нибудь поняли, читатель? Наверняка, если среди вас найдутся два юриста, по поводу этого текста они будут иметь не три, как обычно, но не менее четырех мнений. Попытка же перевести этот текст с юридического на русский приводит к следующим выводам:

  • закон ничего не гарантирует, он лишь не запрещает предоставлять гражданам прежние социальные гарантии (по-видимому, регионам и местному самоуправлению, поскольку федеральная власть с себя такую ответственность снимает);
  • это разрешено в отношении льгот и гарантий, носящих компенсационный характер – новое понятие, которое законодательно нигде не определено и, следовательно, может трактоваться произвольно;
  • сохранить прежние льготы и гарантии дозволено в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом (т.е. тем самым, который их и отменяет!);
  • наконец, вся эта потрясающая казуистика действует только “в рамках длящихся правоотношений”, т.е., по-видимому, когда человек стоял на очереди, работал в данной должности или в данном месте по трудовому договору и т.п. Сохранит ли, например, сельский учитель право на 25% надбавку при переезде на новое место работы в другое село, никому не известно.

Чуть лучше написан пункт 2 той же статьи 155.1. Он обязывает федеральные, региональные и местные органы власти при издании нормативных правовых актов в связи с принятием данного закона не снижать уровень зарплаты и других социальных гарантий по сравнению с их размерами до 31 декабря 2004 года. Казалось бы, все замечательно. Однако поскольку более 40 полномочий в следующем году с федерального уровня передаются в регионы и местному самоуправлению, никто не обязывает их издавать такие нормативные правовые акты, а следовательно, и сохранять действовавшие гарантии!

Среди массы других антисоциальных положений нового закона отметим лишь два.

Во-первых, с 2005 года “как класс” ликвидируются ветераны труда. Правда, не методом “раскулачивания”, но методом “социальной стерилизации”: новый закон установление этого звания просто не предусматривает.

Во-вторых, отныне не только пенсии, но и иные формы социальной поддержки инвалидам будут устанавливаться в зависимости уже не от группы инвалидности, но от степени утраты трудоспособности. Потенциально пострадать от этого могут не только 10,5 миллионов существующих инвалидов, но в еще большей степени те, кто будет получать инвалидность вновь или проходить переосвидетельствование. Опуская подробности этого специального и сложного вопроса, отмечу лишь следующее. В России появится и с каждым годом будет нарастать категория инвалидов III группы без степени утраты трудоспособности, находящихся в положении полных социальных изгоев: практически без возможности трудоустройства; без прав безработного (соответствующие статьи из федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ” исключены); получающие взамен всех социальных гарантий… 500 рублей, а в следующем году, с учетом социального пакета, - даже 50 рублей!

Короче, как и предполагали оппозиционные депутаты думского Комитета по образованию и науке, выпустившие еще в июне заявление “Погром в законе”, “черного пуделя” добела отмыть не удалось. В следующем году страну ожидает социальное четвертование. Правда, теперь всего лишь наполовину. В пору, пожалуй, исправить и русскую пословицу: вместо “В пользу бедных” говорить “В пользу богатых” - и не ошибешься.

Опубликовано: Педагогический вестник. – 2004. - 1-30 сентября. - № 17-18. - С. 6.