Пресс-конференция для омских журналистов (ЖКХ)

Уважаемые дамы, господа и оставшиеся товарищи! Во-первых, я хотел бы поблагодарить всех, кто пришел на сегодняшнюю пресс-конференцию, несмотря на сложную погоду. Жаль, конечно, что журналистов проблема волнует меньше, чем население. Но это относится как раз к отсутствующим, а не к присутствующим.

Я хочу начать с ответа на незаданный, но витающий в воздухе вопрос: с каких пор депутат, который занимается социальными проблемами (“социальщик”), стал “коммунальщиком” и взялся давать пресс-конференции на такие нехарактерные темы. Ответ очень простой: в последнее время коммунальная проблема стала одной из главных социальных проблем, волнующих абсолютное большинство семей, кроме тех, кто может позволить себе не считать деньги; и, более того, коммунальная реформа в последнее время добралась до тех самых социальных групп, которые напрямую являются моими подзащитными. Я имею в виду ветеранов, учителей, врачей, другие категории работников социальной сферы.

Ну, теперь позвольте начать с начала. В последнее время мы слышим два потока информации: один – со стороны жилищно-коммунального хозяйства и Правительства, другой — со стороны потребителей этих самых коммунальных услуг. И у каждого своя правда.

ЖКХ нам говорит, что капиталовложения в коммунальное хозяйство в последнее время составляют только 13 от необходимых; что, например, в бюджете ЖКХ 2003 года требуется 360 млрд. рублей, а есть возможность собрать только 300 млрд. рублей; что за 6 лет с 1995 по 2001 аварийность в ЖКХ выросла в 10 раз; что основные фонды устарели на 70-75 % (кстати, в электроэнергетике — где-то на 52 %, по оценке заместителя министра экономики, г-на Шаронова) и т.д. и т.д. Что, если дальше также будут развиваться события, то нам не миновать новых аварий в большем количестве, замерзания регионов и всяких прочих бед.

С другой стороны, потребители жилищно-коммунальных услуг и профсоюзы нам говорят о том, что в последнее время цены на жилищно-коммунальные услуги растут совершенно не пропорционально заработной плате, что в реестр жилищно-коммунальных услуг включаются такие услуги, которых никто не видел в глаза (включая спецодежду дворников, чуть ли ни ежеквартальную травлю крыс в подвалах и бог еще знает, что), что огромное количество тепла пропадает при перекачке горячей воды, что на каждого гражданина страны предполагается по нормам 300 литров воды в сутки (тогда как там, где установлены счетчики, потребление составляет около 80-ти литров, в некоторых домах – 60 литров) и т.д. и т.д.

Более того, все это на фоне фактического снижения уровня жизни в стране. Ну, если говорить, например, о минимальной заработной плате, постоянно возникают споры, насколько она выросла в последнее время. Бывший коллега по инициативной группе создания Партии Труда, а ныне депутат Государственной думы, представляющий правительственную фракцию Единая Россия, Андрей Исаев постоянно говорит, что новая Дума сильно подняла минимальную заработную плату, до 450-ти рублей. Между тем, если заняться простыми математическими расчетами, то выяснится, что в 1998 году в пересчете в пресловутые у.е. минимальная заработная плата – 84 рубля – при курсе доллара в 6 рублей была несколько меньше 14-ти долларов, а сейчас минимальная заработная плата в 450 рублей при курсе доллара почти в 32 рубля не достигает 15 долларов. Прогресс составляет меньше 1-ого доллара.

Более того, если обратиться к данным М. Шмакова – лидера независимых профсоюзов России, который не принадлежит к политической оппозиции, напротив активно сотрудничает с партией власти, то и он признает, что средняя заработная плата в 1998 году составляла 170 долларов в России, а сейчас она составляет 130 долларов в нашей стране.

Но и это еще не все. Если брать отношение минимальной заработной к прожиточному минимуму, то в следующем году мы будем наблюдать ее снижение. В 2002 году минимальная заработная плата в среднем от прожиточного минимума составляла 26 %, в следующем году предполагается 24, 5 %. И это на фоне многочисленных разговоров об экономическом оживлении, об экономическом росте и почти об экономическом процветании.

Если же конкретно говорить о бюджетной сфере, интересы которой я во многом представляю в Государственной Думе, то над бюджетниками России, над большей частью интеллигенции в следующем году вообще нависли, по меньшей мере, 4 угрозы.

Угроза первая – отставание роста заработной платы от роста цен. Предполагается повышать заработную плату учителям, врачам, работникам культуры и т.д. с 1 октября на 33 %, между тем, как цены с 1 декабря 2001 по октябрь 2003 года, по оценкам профсоюзов, вырастут как минимум на 40 %. Итого, 7 % уровня жизни – долой.

Далее. Предполагается перевод бюджетной сферы на профессиональные системы оплаты труда, фактически представляющие собой региональные системы. Каждому региону предполагается дать право самому устанавливать тарифную сетку для тех или иных категорий работников, ограниченную только уровнем минимальной заработной платы. Это значит, что заработная плата в донорских регионах может подняться, а заработная плата в регионах дотационных, какова и Омская область, и в регионах депрессивных практически неминуемо снизится, поскольку Правительство не будет закладывать в федеральную помощь регионам деньги на эти цели.

Позиция третья. Предполагаемая отмена 25-%-ой надбавки сельским учителям, врачам и работникам культуры.

И, наконец, позиция четвертая, о которой мы сегодня говорим. Предполагаемая ликвидация льгот для сельских учителей, врачей, ветврачей, работников социальной защиты и т.д.. С учетом того, что доля коммунальных расходов в заработной плате составляет где-то 20 % по оценкам профсоюзов, в следующем году жизненный уровень работников бюджетной сферы на селе может упасть практически на половину.

Такова реальность. Кто прав? Приходится констатировать формулой царя Соломона: “И ты прав, сын мой, и ты права, дочь моя”. У каждого своя правда. Вот на этом фоне в государственной думе с июня текущего года развернулась борьба по поводу принятия поправок к закону “Об основах федеральной жилищной политики”.

Первыми свой законопроект внесли представители Правительства, его активным лоббистом стал Анвар Шамузофаров (знаете, теперь “иных уж нет, а те далече”), Шамузофаров не смог провести свой законопроект и лишился поста Председателя Госстроя России. Это одно из наших достижений. Следующей в Государственную Думу свой законопроект внесла группа депутатов, ее главным инициатором был Олег Шеин из Астрахани. В группу вошли депутаты из Регионов России, Агропромышленной группы и фракции КПРФ, включая вашего покорного слугу. Само по себе внесение этого альтернативного проекта отодвинуло принятие правительственного проекта на полгода. Для того, чтобы была понятна острота борьбы, скажу, что в октябре Правительство, чувствуя, что ему не хватает голосов, трижды переносило рассмотрение закона на пленарном заседании Государственной Думы. И теперь предполагается рассмотреть этот законопроект 20 ноября, что и стало поводом нашей пресс-конференции.

Более того, была создана согласительная комиссия, специальная рабочая группа в Государственной Думе, которая дорабатывала правительственный законопроект (я – член этой самой рабочей группы, хотя отнюдь не коммунальщик). О результатах ее работы я расскажу чуть-чуть позднее.

Борьба вступила в решающую стадию. Депутаты Государственной Думы получили огромное количество обращений. Я позволю себе поднять только небольшую их часть, которая не дошла до Москвы. В Москве у меня десятки телеграмм и обращений от профсоюзов, Советов ветеранов. Огромное количество обращений от сельских образовательных и медицинских учреждений и т.д. и т.д. Это как раз и помогает нам работать в Государственной Думе, поскольку ничто так не просветляет сознание так называемых народных избранников, представляющих известные фракции, как обращения их избирателей. Все-таки выборы в Государственную Думу не так далеко, и на некоторых это благотворно действует.

Расскажу теперь о двух альтернативных законопроектах, чтоб было представление, чего от каждого из них можно ожидать.

Собственно Правительственный законопроект сводится к двум ключевым позициям. Первое – лишить льгот тех, кто их сейчас имеет по коммунальным услугам; и второе – облегчить выселение в неприспособленное жилье тех, кто сейчас занимает квартиры и плохо за них платит.

Остановимся на первой позиции чуть подробнее. Как известно, по действующему закону “Об основах федеральной жилищной политики” и другим законодательным актам льготами пользуются 26 категорий граждан. Среди них: работники сельских школ, работники сельских медицинских учреждений, ветеринарные врачи, почетные доноры, работники системы социальной защиты на селе, ветераны труда и приравненные к ним труженики тыла, ветераны военной службы и ветераны гражданской службы. Все эти категории граждан предполагается по правительственному проекту лишить льгот, цена вопроса – около 20-ти млрд. рублей.

Вторая позиция, повторю, заключается в том, чтобы выселять неплательщиков из занимаемых ими квартир. Но для того, чтобы их выселять, по большому счету требуется строить новое жилье – бараки, либо гостиничного типа. Насколько нам известно, сейчас такого жилья нет или оно в дефиците, и, следовательно, в правительственном законопроекте речь идет о выселении людей на улицу.

Как видим, никакой коммунальной реформы в правительственном законопроекте нет. Речь идет только о том, чтобы переложить тяжесть расходов за коммунальные расходы на граждан страны при, повторю, очень медленно растущей заработной плате или падающей в условных единицах, при медленно растущих пенсиях, при высоких темпах инфляции. Никаких компенсаций не предполагается, никаких ограничений не предполагается. Закон обходит молчанием положение Указа Президента Ельцина о том, чтобы с 2003 года ввести 100-%-ую оплату жилья и коммунальных услуг.

Если говорить о ситуации в Омской области и в городе Омске, то мы прекрасно понимаем, что за последние месяцы трижды поднимались цены на коммунальные услуги и четырежды – на электроэнергию. Это, между прочим, и цена за отсутствие боевого Городского Совета.

Еще отмечу, пожалуй, одну деталь. Что касается бюджета следующего года, то в 2002 году в Омской области, практически, все сельские районы и город Омск вышли на 90-%-ую оплату жилья и коммунальных услуг. Однако Правительство разрешило поднимать естественным монополистам цены на нефть, газ, электроэнергию, и в результате подъема этих цен доля поднятия цен на коммунальные услуги опустилась снова фактически до 60 %. Это значит, что в следующем году ее опять можно будет поднимать до 90 % и т.д. и т.д. до бесконечности. Поскольку в связи с предполагаемым вступлением в ВТО, спорят, на сколько поднимутся цены, скажем, на электроэнергию (разброс экспертных оценок от 2, 5 раз до 6 раз). Кстати, в независимости от политических позиций, я должен отдать должное руководству омской области, которое в следующем году предполагает сохранить льготы для ветеранов труда в нашей области.

Что касается проекта альтернативного, который представили мы – группа депутатов. Этот проект предполагает действительно коммунальную реформу. Отмечу некоторые ее позиции.

Первое. Он предполагает установление за счет бюджета счетчиков на тепло, воду, газ в квартиры наших граждан. Не все согласны с этой позицией, но опыт показывает, например, в Питере, где еще не полностью установлены счетчики, потребление газа сократилось на 17 %, горячей воды – где-то на 20 %.

Далее. Наш проект предусматривает открытость финансовой документации Коммунэнерго и других жилищно-коммунальных служб. В принципе граждане и их общественные организации, если этот проект будет принят, смогут прийти в Коммунэнерго или Горгаз, посмотреть на доске объявлений список изданных приказов и, заплатив за ксерокопирование, получить соответствующий приказ или любой другой документ для того, чтобы расходы этих служб стали открытыми для граждан. Мы думаем, что это правильно, что это некоторая демонополизация коммунальных служб.

Позиция третья. Мы предполагаем, что каждый год в системе коммунального хозяйства должен проводиться независимый аудит. И перед каждым повышением цен – независимая экспертиза для выявления обоснованности этого повышения.

Позиция четвертая. Мы предполагаем, что выход на 100-%-ую оплату жилья и коммунальных услуг возможен только тогда, когда минимальная заработная плата выйдет на прожиточный минимум, говоря по-русски, когда она повысится в 4 раза. По оценкам Правительства это может произойти в 2010 – 2012 годах.

Позиция пятая. На вопрос: откуда взять деньги? – мы отвечаем: по меньшей мере, из трех источников. Первым источником должна стать экономия расходов за счет самих граждан (повторяю, установка счетчиков должна заставить людей более бережно относиться к потреблению тепла, газа, воды и других коммунальных услуг). Второе: таким же источником должна стать экономия за счет самой системы коммунального хозяйства. Понимаете, нынешняя система никак не стимулирует Коммунэнерго экономить тепло. Даже если все трубы будут лежать на поверхности дорог, все равно за сверхнормативный расход энергии расплачиваться будем мы — жильцы. В случае если в каждой квартире будет стоять счетчик, будет понятно за что платить, а за что не платить. Позиция третья, она же и главная на первых порах – источником финансирования реформы ЖКХ должен стать, в частности, федеральный бюджет. На вопрос о том, где взять деньги, мы отвечаем вполне конкретно: федеральный бюджет 2003 года – бюджет профицитный, доходы бюджета превысят расходы на 70 млрд. рублей. Это первое. Второе: ежегодно, начиная с 2000-го года, Правительство и послушная ему Государственная Дума снижают таможенные пошлины на целый ряд импортных и экспортных товаров. В следующем году опять предполагается снизить таможенные пошлины на импортные продукты питания, значит снова “ножки Буша” будем есть вместо продукции собственных птицефабрик. С другой стороны, предполагается снизить таможенные пошлины на нефть, газ, нефтепродукты, другие виды сырья и полезных ископаемых из России для того, чтобы российским олигархам больше досталось прибыли, чтобы ее меньше изымалось при перевозе через границу, и чтобы вести эти товары за границу было выгоднее, и, следовательно, чтобы цены на них в РФ могли подниматься и приближаться к мировым ценам. Вообще, эта позиция мне очень нравится: цены – как у них, зарплата – как у нас.

Ну, и, наконец, повторю то, о чем говорил много раз. Есть серьезные расчеты, которые делала не оппозиция, не профсоюзы, расчеты, которые делала Российская Академия наук, конкретно – ее экономическое отделение, конкретно – группа академика Дмитрия Семеновича Львова (лидера российских экономистов). Эти расчеты показывают, что в случае наведения порядка с природными ресурсами, в случае, если, как это принято в большинстве стран мира, наши олигархи будут платить 50 % суммарного дохода от добычи природных ресурсов, а не 6 %, как это имеет место в России (по некоторым оценкам), можно создать в стране второй бюджет (дополнительные доходы оцениваются в 70 млрд. долларов).

Чем закончится борьба в Государственной Думе послезавтра, в среду? Ситуация не ясная, Правительство пошло на существенные уступки. В результате работы комиссии Государственной Думы с участием Правительства принято решение в следующем году не трогать коммунальные льготы для ветеранов труда, но лишить льгот членов их семей. Что касается других льготников, то их судьба остается открытой. Не скрою, смысл моей пресс-конференции заключался и еще в одном: я надеялся, что, может быть, в ближайшие дни появится информация в печати и те категории людей, которые пользуются льготами на коммунальные услуги, еще раз обратятся к своим депутатам, представляющим правительственные фракции, с тем, чтобы они не голосовали за правительственный законопроект, который улучшен лишь частично, и в котором сохраняются основные коренные пороки, связанные с ликвидацией коммунальных льгот и стремлением выселять людей, не платящих за коммунальные услуги.

Судя по количеству пришедших сегодня журналистов, эта цель моей пресс-конференции вряд ли будет достигнута. Но, тем не менее, я благодарю всех, кто на нее сегодня пришел. Я надеюсь, что вы дадите о ней объективную информацию. И в любом случае люди должны знать: кто есть кто в Государственной Думе, кто, что избирателям обещал, и кто за что на самом деле голосует. Мы сделаем все возможное, чтобы в среду был принят наш альтернативный законопроект. Спасибо.

Вопросы журналистов

— Насколько реально, что альтернативный проект будет принят? (газета “Комсомольская правда”).

— Расстановка сил в Государственной Думе примерно следующая: я уже говорил, что Правительство трижды откладывало пленарное заседание по этому вопросу, поскольку у них не набиралось 226 голосов. Спасибо за это избирателям, которые работали со своими депутатами. Сейчас законопроект немного улучшен. Чем закончится голосование в среду, однозначно сказать сложно. Видимо, если Правительство выносит его на пленарное заседание, оно полагает возможным набрать 226 голосов. В любом случае, даже если за основу будет принят правительственный законопроект, мы будем подавать поправки на основе нашего законопроекта ко второму чтению и пытаться его улучшить. Мы думаем, что еще не все потеряно, потому что кроме первого чтения бывают еще и второе, и третье. И от того, как поработают избиратели, и от того, насколько хорошо депутаты будут помнить о предстоящих выборах, зависит, кто в следующем году сохранит более или менее стабильное положение по оплате жилья и коммунальных услуг, а чье положение будет резко ухудшено.

— Упразднение льгот, переход на профессиональную систему оплаты труда касается только сельских бюджетников или всех? (газета “Позиция”).

— Дело в том, что городские бюджетники не имеют 25-%-ой надбавки в отличие от сельских и не имеют коммунальных льгот, поэтому две последние позиции, о которых мы только что говорили, касаются только сельских бюджетников. Но и городским бюджетникам остаются две угрозы: во-первых, относительное снижение заработной платы по сравнению с ростом цен (как минимум на 7 %); во-вторых, это переход на профессиональные системы оплаты труда, которые реально могут снизить заработную плату в дотационных и депрессивных регионах (к дотационным регионам, напомню, относится и Омская область). Правительство, конечно, говорит, что оно предоставляет право региону самому решать эти проблемы (великодушие Правительства поразительно), но при этом региону перестают давать субвенции (деньги, проще говоря) на решение этих проблем. Если хочешь за свой счет, пожалуйста, но никаких денег дополнительно на это ты не получишь. Вот и вся политика Правительства в отношении профессиональных, а на самом деле, региональных систем оплаты труда. Городские бюджетники пострадают меньше, чем сельские, но все равно пострадают.