Русский язык – ключ к диалогу и взаимообогащению культур. Миссия библиотек в развитии чтения и гуманитарных коммуникаций

. Москва. Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Евразийский информационный и библиотечный конгресс

Добрый день, уважаемые коллеги!

Позвольте сердечно приветствовать участников Конгресса от имени Комитета Государственной Думы по образованию и науке (где заканчивается срок моих полномочий) и от имени общероссийского общественного движения «Образование – для всех», пожелать Конгрессу плодотворных идей, творческого общения и приятных воспоминаний.

Как депутат Российской Государственной Думы, буду говорить преимущественно о российских проблемах. По моему глубокому убеждению, статус русского языка, русской книги в мире будут зависеть от того, в каком положении находятся язык, книга и библиотека в России.

В своё время мне довелось защищать диссертацию по культуре, и я хорошо понимаю, что библиотека, с одной стороны, храм культуры, а, с другой стороны, главнейший институт наследования и распространения культуры. Кланяясь библиотекарям, которые продолжают работать в этом храме, хотел сказать: к Вам, как ни к кому, относятся слова из романа Чарльза Сноу «Хранители мудрости». Это, наверняка, про библиотекарей. Спасибо всем, кто, несмотря на непростые условия, продолжает работать на ниве культуры, в самой её сердцевине.

Одновременно, как человек, защитивший диссертацию по культуре, точно знаю: как только культура превращается в хранилище ценностей, она умирает. Культура может жить только в личностной форме, в той мере, в какой она осваивается людьми и вращается в контексте человеческого общения.

Общая тенденция, переживаемая в последние годы, поразительна. С одной стороны, расширение формальных возможностей доступа к культуре. С другой стороны, резкое снижение разнообразия, снижение количества и качества выпускаемых книг. Социологи однозначно характеризуют ситуацию с книжной культурой в России, как близкую к катастрофе. В чём это выражается?

1. Одна из самых читающих стран в мире превратилась в одну из самых нечитающих.

Согласно данным социологов, от 1/3 до 40% населения России книг не читает, 52% населения книг не покупает. Тиражи газет в сравнении с 1990 г. сократились в 6 раз, журналов – в 8 раз. При этом подписка на газеты упала в 7 раз, а подписка на журналы – в 16 раз. Из 87 юношеских библиотек, созданных ещё в СССР, работает только 41.

2. На смену классике приходят в лучшем случае детективы и прочая литературная «попса».

Именно детективы, фэнтези, женские романы стоят на первых местах среди читательских предпочтений.

3. Происходит примитивизация языка, причём в самых разных формах.

Когда слышу в Государственной Думе, как депутат говорит «Согласно закона» или «Согласно указа», становится грустно. Когда слышу, как разговаривают современные молодые люди, например, как на экзамене абитуриент спрашивает своего соседа, имея в виду преподавателей, как по ихнему сказать «без понтов», становится смешно. Когда слышу сленг некоторых ведущих молодёжных радиостанций или как в последнем фильме Андрей Болконский якобы обращается якобы словами Толстого к Наташе Ростовой, а на самом деле в духе поручика Ржевского и спрашивает: «Не жмут туфельки? Не жмут?», становится страшно.

Это явление не только российское, но в нашей стране оно происходит слишком стремительно.

Пользуясь присутствием коллег из Совета Федерации, скажу о действующем законодательстве в связи с обсуждаемой сегодня проблемой и о тех предложениях, которые можно было бы внести.

1. Федеральный бюджет.

Рост бюджета культуры недопустимо низок. Более того, в трёхлетнем бюджете на 2008- 2010 гг. культура – единственная на моей памяти статья, расходы по которой предполагается снизить в 2010 г. по отношению к 2007 г.

Не было годового бюджета, к которому я бы не предлагал поправки по увеличению финансирования программы «Культура России». Более того, однажды позволил себе вслед за И.Д. Кобзоном напомнить коллегам из Думы грустный лозунг участников одной из акций протеста «Только спьяну или сдуру жалко денег на культуру». Тем не менее, например, за поправку, предполагающую дополнительно 65 млрд. рублей на программу «Культура России» в бюджете 2007 г., проголосовали:

КПРФ – 98%;

«Родина» – «Справедливая Россия» – 55%;

«Единая Россия» – 0,6%;

ЛДПР – 0.

Считаю, что необходимо внести предложения по исправлению трёхлетнего бюджета. Самое главное – предложить национальный проект «Российская общедоступная библиотека».

2. Налоги.

Во всём мире т.н. высокая литература пользуется налоговыми льготами. Мы не раз пытались освободить издание книг в России от налогов. Сейчас ещё не поздно вернуться к этому вопросу. Считаю, что издание классики, высокой литературы, связанной с наукой, образованием, культурой, должно быть полностью освобождено от налога, чтобы она стала более доступной гражданам.

3. Законодательство об авторском праве.

Хотелось ошибиться, но предполагаю, что в начале 2008 г. в связи с вступлением в силу ч. 4 Гражданского Кодекса у многих библиотек будут проблемы. В следующем году учебное книгоиздание может столкнуться с проблемами, например, в связи с размещением фотографий выдающихся людей советской эпохи, у которых живы наследники и т.д.

Концепция ч. 4 Гражданского Кодекса неверна. Считаю, что брать деньги нужно с того, кто на чужих авторских достижениях зарабатывает деньги, а не когда человек использует чужие авторские достижения для собственного развития, для развития человеческого потенциала. Требуются поправки в Гражданский кодекс.

4. Телекоммуникационные технологии.

Налоговый режим для тех, кто издаёт литературу в этом формате хуже, чем для тех, кто издаёт обычные книги. Опять же: те, кто используют телекоммуникационные технологии, получат большие проблемы связи с вступлением в силу ч. 4 Гражданского Кодекса. Поправки по этому поводу подготовлены. Приглашаю коллег из Совета Федерации совместно работать, чтобы изменить ситуацию.

5. Статус библиотекаря – ключевая позиция.

Население не покупает книги не только потому, что пользуется Интернетом (кстати, в Интернете тоже не более 1/10 части читает художественную литературу), но и потому, что те группы населения, которые всегда читали книги, оказываются в числе наиболее бедных. Если брать уровень оплаты труда в России, то пятое место снизу занимают медики, четвёртое – работники науки, третье – работники образования, второе – работники культуры, первое снизу – работники сельского хозяйства.

Ключевая проблема – повышение статуса библиотечного работника. Здорово, что люди работают за идею, но неплохо, если бы государство им в этом помогало. Неоднократно вносил предложения, направленные на резкое повышение заработной платы и доходов российской интеллигенции.

Например, в марте 2007 г. при обсуждении закона о повышении минимальной заработной платы все профсоюзы, включая профсоюз культуры, требовали, чтобы ставка 1-го разряда Единой тарифной сетки соответствовала минимальной заработной плате, т.е. была сейчас не ниже 2 300 руб. За это профсоюзное предложение, внесённое мной на пленарном заседании Госдумы, проголосовали:

КПРФ – 100%;

«Родина» – «Справедливая Россия» – 76%;

ЛДПР – 3% (1 человек из фракции);

«Единая Россия» – 0,3% (1 человек из фракции).

Считаю, что необходимо совместно подготовить и, по возможности, принять закон о статусе библиотечного работника.

В одном из сёл Омской области во время празднования Дня библиотек услышал грустную шутку: «Знаете ли Вы древнейшую и беднейшую женскую профессию, на Б начинается, на Ь заканчивается?». Сообразить было нетрудно, но плохо, что профессия эта из беднейших.

6. Обеспечение учебниками школьных библиотек.

Поддерживаю компьютеризацию школ. Более того, в своё время мне довелось быть одним из авторов закона, который легитимизировал дистанционные технологии в образовании. Но в ситуации, когда, по некоторым данным, половина учебников в России устаревшие и 20% детей в России не обеспечены учебниками, нельзя уподобляться человеку в шляпе и без брюк.

Интернет не решает всех проблем, в особенности, в сельской школе.

Совместно с коллегами из Совета Федерации в своё время готовили и выносили на рассмотрение Государственной Думы законопроект «Об издании учебной литературы и обеспечении её доступности». Кто поддержал в Государственной Думе учебное книгоиздание?

КПРФ – 98%;

«Родина» – 93%;

«Единая Россия» – 1,6%;

ЛДПР – 0.

Цена вопроса – всего 12 млрд. рублей. И при 1,5 трлн. рублей дополнительных доходов бюджета 2007 г. она вполне доступна.

7. Специальные библиотеки и их обеспечение изданиями для инвалидов.

Уже более 12 лет мне доводится заниматься обеспечением литературой инвалидов по зрению. Пользуясь присутствием заместителя Министра культуры А.Е. Бусыгина, хочу сказать «спасибо» Министерству культуры и массовых коммуникаций, как и другим министерствам, которые в этой части работают. В 2006 г. расходы увеличились в 1,5 раза, в этом году пока увеличить не удалось. Благодаря нашей работе сохранились незрячие читатели – 150 тыс. человек. Между прочим, многие на Западе говорят про эту категорию не «инвалиды по зрению», а «инвалиды по чтению», имея в виду, что информационное обеспечение является для них ключевым.

В заключение хочу высказать два пожелания.

Первое. Мне хочется, чтобы ключевым лозунгом в России снова стал лозунг «Ваш друг – книга» и чтобы государство вновь обеспечило возможность нашей стране стать одной из самых читающих в мире.

Второе. Мне хочется, чтобы замечательная женская профессия перестала быть одной из беднейших.

Спасибо.