Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяНа злобу дня — без злобыСтенограммы публичных выступленийРоссийское высшее профессиональное образование: проблемы и перспективы развития

Российское высшее профессиональное образование: проблемы и перспективы развития

. Москва, Совет Федерации, Научно-экспертный совет при председателе Совета Федерации

Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Михайлович!

Во-первых, я благодарю руководство Совета Федерации за проведение сегодняшнего Экспертного Совета. Надеюсь, мы немало полезного услышим, а главное, может быть, что-то реально сможем сдвинуть.

20 марта текущего года на съезде ректоров России я позволил себе выступить с программой под заголовком «АКМ-9.9» - 9 антикризисных мер для 2009 года. Сегодня я хочу остановиться только на трёх из девяти предложенных мер.

Позиция первая. Внебюджетные студенты.

У нас нет единого мнения, но все сходятся в том, что значительная часть внебюджетных студентов уже этим летом – осенью может оказаться и без учёбы, и без рабочих мест.

Думский Совет по негосударственному образованию с участием государственных ректоров провёл экспертные расчёты, и получилось, что, если даже каждый четвёртый студент государственного вуза, который учится на внебюджетной основе, не сможет платить, то это порядка 850 тысяч студентов.

Ректоры негосударственных вузов говорят, что возможна ситуация массового банкротства негосударственных вузов из-за того, что студенты не смогут платить и это тогда ещё примерно столько же, итого 1 млн. 700 тыс. приблизительно.

Российский совет по развитию образования, где другие люди представлены, дал гораздо более мягкие оценки. Он полагает, что порядка 15% не смогут платить за образование, итого порядка 700 тысяч студентов, как видим, всё равно немало.

Мы приветствуем решение президента и правительства о более активном переводе студентов на бюджетные места, но хотел бы заметить: там значатся данные – 25 тысяч студентов надо перевести на бюджетные места, от общего количества, 7,5 млн. студентов, это порядка одной трети 1%. От общего количества внебюджетных студентов – чуть более половины процента. Вы понимаете, что «погоды» это не делает.

Наше предложение очень простое. Я не часто соглашаюсь с нашим министром образования, а в этом согласен – наши студенты не хуже, чем наш автопром – мы должны были бы пойти по пути выдачи беспроцентных субсидий внебюджетным студентам не по принципу самых лучших вузов, а по принципу нуждаемости этих студентов. Эти средства могли бы быть возвращены по окончании кризиса, когда студенты устроятся на работу (по типу того, как это делается в Великобритании).

Позиция вторая. Последствия ЕГЭ.

Понятно, что сценария два. Либо Рособрнадзор вынужден будет установить очень низкую планку зачёта по ЕГЭ, и тогда у нас мало ребят останется без аттестатов. Либо Рособрнадзор выставит высокую планку и тогда, по оценкам В.А. Болотова, вдохновителя и организатора ЕГЭ в своё время, порядка 15% наших выпускников останутся без аттестатов, это более 100 тысяч человек. Прибавьте к этому тех людей, которые не смогут поступить на очное отделение в вузы, поскольку они окончили школу раньше и к ЕГЭ их никто не готовил. Я вот призывал депутатов Государственной Думы попробовать вместе со мной сдать ЕГЭ хотя бы по русскому языку. Для того, чтоб было понятно: даже грамотный человек, специально не подготовленный к ЕГЭ, сделать это не очень-то сможет. Пока желающих не нашлось.

Мы внесли несколько предложений по этому поводу, самые разные. Ключевое, на мой взгляд, самое правильное предложение – это закон, совместный с Сергеем Михайловичем (Мироновым) о добровольности ЕГЭ. Другая версия – мы предложили законопроект о том, чтобы освободить от ЕГЭ тех, кто окончил школу до 2009 года, и на очные отделения тоже, а не только на заочные и вечерние. Мы внесли аналогичный законопроект по вечерним школам. Но простейшая вещь – это внесение изменений в Правила приёма, это можно сделать без закона. И уже бы значительная часть напряжения была бы снята.

Кроме того, хотел проинформировать уважаемый Совет, что 15 мая в Верховном суде РФ будет рассматриваться вопрос об оспаривании Приказа № 362. Дело в том, что ЕГЭ должно основываться на государственных образовательных стандартах, а таких стандартов, соответствующих новому закону, нет. Более того, Верховным судом приказ министра образования от 05.03.04 года был признан ненормативным правовым актом.

Сразу после праздников группа депутатов с моим участием понесёт в Конституционный суд обращение по поводу единого государственного экзамена (57 депутатов фракции КПРФ и 35 депутатов фракции «Справедливая Россия» поставили под ним свои подписи).

Негосударственные вузы поставлены в равные условия с государственными в отношении ЕГЭ, правда, не в отношении бюджета и налогов, и негосударственные вузы, почему-то, этому не радуются, а возмущаются, как только могут. Эта ситуация противоречит 43 статье Конституции, которая говорит, что на конкурсной основе должно быть доступно бюджетное образование, про внебюджетное там ничего не говорится.

Повторяю, самый простой вопрос, хотя бы мгновенно решить ситуацию с теми, кто окончил школу до 2009 года, не создавать искусственное социальное напряжение в стране, в которой так много безработных.

Третья позиция. Болонский процесс и многоуровневая система.

У нас есть как активные сторонники, так и активные противники Болонского процесса. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 года был разумным компромиссом. Он давал всем желающим возможность на добровольной основе присоединиться к Болонскому процессу. Теперь принят новый закон, который резко ухудшает ситуацию, причём по всем основным показателям:

- по прежнему закону программу выбирал вуз, теперь это делают министерские чиновники;

- по прежнему закону студент после бакалавриата мог пойти в специалисты или в магистратуру, теперь это ему запрещено;

- любой студент мог продолжить образование на второй ступени, по новому закону между бакалавриатом и магистратурой обязательный конкурс.

На съезде ректоров В.А. Садовничий выступил за то, чтобы дать возможность специалисту продолжить образование в магистратуре, такое же предложение мы находим в докладе Российского совета по развитию образования, который подготовили люди, совершенно другого направления в образовательной политике. Наше предложение заключается в следующем: приостановить на три года этот закон, что никак не остановит Болонский процесс, все желающие смогут спокойно в нём участвовать.

Заканчивая, уважаемы коллеги, в канун Дня Победы, я всем желаю победить кризис и, вспоминая фразу одного хорошего ректора «не так страшен кризис, как антикризисные меры», я желаю вам, чтобы и эти меры мы благополучно пережили. Спасибо.