ЕГЭ: турецкая защита

июля

В России самая приличная народная кличка единого государственного экзамена – «баба ЕГЭ». Остальные – на грани ненормативной лексики. Не повторяя тысяч статей, опубликованных по этому поводу в обычной печати, и миллионов – в Интернете, напомню лишь об одном пороке этой системы в России: ЕГЭ всё больше и больше разрушает общее образование. Поскольку цена его огромна и означает проходной билет на бюджетное место в вузе, дети в старших классах фактически перестают изучать все предметы, кроме тех, которые собираются сдавать в форме ЕГЭ. Между тем, вопреки стандартным благоглупостям адвокатов дьявола, утверждающих, будто в отношении ЕГЭ Россия использовала передовой международный опыт, формы реализации независимой оценки качества знаний выпускников школ или абитуриентов вузов весьма разнообразны. Вот, например, как в общем виде обстоит дело в Турции, где мне недавно удалось побывать с неофициальным визитом.

Во-первых, турки сохранили разделение выпускных экзаменов в школе и вступительных – в вузах, как это ещё недавно было у нас. Среди других аргументов в пользу этой системы есть и такой: в рамках одной системы заданий практически невозможно одновременно оценить усвоение материала любым нормальным учеником и качество подготовки будущего специалиста. Это должны быть задания принципиально различного уровня.

Во-вторых, школьные экзамены турки сдают по всем предметам, которые изучали. В отличие от России, старшеклассник здесь не может заниматься лишь тремя – четырьмя предметами, разбираясь в остальных как «пнём-пень». Ориентация на общее образование при такой системе сохраняется в гораздо большей степени.

В-третьих, выпускные экзамены в школе принимаются в самых разнообразных формах, включая тестовую, обычную письменную и устную. Это особенно важно для таких предметов, как история, обществознание и литература, которые в традиционной системе образования всегда назывались устными именно потому, что немыслимы без умения говорить, правильно строить речь, без умения находить и выстраивать аргументы, короче – без элементов ораторского искусства. Тестоподобная форма ЕГЭ в России все эти важные человеческие способности тормозит, если не уничтожает вообще. Не случайно многие лучшие учителя утверждают, что вместо настоящего образования вынуждены заниматься «дрессировкой».

В-четвёртых, после окончания школы ЕГЭ в Турции сдают не все, но лишь те, кто собирается поступать в вузы. Другими словами, российская «Минобразина» (т.е. МИНистерство ОБРАЗования И НАуки) со ссылкой на международный опыт подвергает ежегодной «порке» всех детей без разбора, тогда как турецкие власти – только желающих получать высшее образование. Как говорится, охота пуще неволи!

Кстати, депутаты фракции КПРФ при участии коллег из «Справедливой России» неоднократно вносили подготовленные мною законодательные предложения о том, чтобы ЕГЭ был исключительно добровольной процедурой. Голосующее «не приходя в сознание» думское большинство каждый раз их проваливало. При этом обычно мне говорили, что такая система работать не сможет. Похоже, этих господ надо посылать в Турцию, где система успешно работает. Но только не в Анталию, а, как выражается наш премьер, на галеры – поучиться здравому смыслу.

Наконец, в-пятых, «ЕГЭ по-турецки» выстроен в два этапа. На первом этапе ещё раз проверяется общеобразовательный уровень. Его участники должны ответить на вопросы по школьному курсу в целом, что даёт им возможность набрать 40% от общего числа возможных баллов. Как видим, курс на необходимость общего образования проявляется здесь ещё раз. Это не случайность, но сознательный и правильный выбор. Может, потому, что Турция – многовековой сосед и отчасти соперник Греции, а ещё древние греки прекрасно понимали: цель образования – многостороннее развитие человека. Эту банальную истину сегодня приходится вновь и вновь напоминать российским, извините за выражение, реформаторам, которые к тому же явно не в ладу с логикой. Вместо того, чтобы следовать принципу «от общего – к частному», они зачем-то вводят узкую профилизацию в старшей школе, затем расширяют профиль на стадии бакалавриата, а потом вновь сужают его в рамках магистратуры, причём не обязательно на основе базового образования. Пути бюрократической логики поистине неисповедимы!

В «ЕГЭ по-турецки» специализированным является только второй этап, причём не на одном предмете, а на группе учебных курсов, которые могут потребоваться будущему специалисту. Хотите в юристы – покажите знания по всем основным гуманитарным предметам. Хотите быть химиком – должны иметь представление также о физике и биологии. И такой подход глубоко правилен.

Помню, как, выступая в Думе, предложил сторонникам новых российских стандартов для старшей школы закрыть «Сколково» и все аналогичные программы модернизации. Ведь ни для кого не секрет: во второй половине XX и XXI веке главные открытия делаются на стыках наук. А значит, человек, желающий стать биологом, но не изучавший химии и физики, таких открытий не совершит никогда. Не говорю уже о том, что гуманитарное образование и занятия искусством крайне полезны даже самому, что ни на есть, естественнику или технарю. Не случайно Эйнштейн утверждал: Достоевский дал мне больше, чем Гаусс!

Слава Богу, в ООН-овском рейтинге образования, который выстраивается в рамках исследования человеческого потенциала, мы по-прежнему выше Турции. Но, судя по тому, что турки нашли защиту от ЕГЭ, разница между нашими странами будет сокращаться. Если, конечно, мы не выстроим русскую защиту – против собственной «Минобразины»!

Опубликовано: Советская Россия — 2011. — 19 июля.