Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяНа злобу дня — без злобыПубликации в «учительской газете»Директор оказался прав

Директор оказался прав

Помню, как плакала мама, отдавая меня в первый класс. Это была школа-интернат для незрячих ребятишек, небольшая, всего на 100 ребят. Директор, отставной военный сталинской закалки, Глеб Дмитриевич Блюм сердился: «Чего ревешь, дура? Еще уходить не захочет». А мама беспокоилась, как оставлять сына, выращенного в тепличных домашних условиях, в интернате. Школьная территория, столовка, спальня, класс. Казенщина... А я радовался, начался новый виток жизни, совершенно другой. Верил, что учиться будет легко. Математикой со мной занимался отец — он был талантливым педагогом, стихи учили с мамой — она преподавала русский и литературу. А вот чтению обучить не смогли —  нужна была особая система Брайля. Поэтому учиться я шел с радостью. Здесь все были такие же, как я. Как раз перед этим мы со зрячими приятелями играли в отцовском саду, а проходящие мимо пацаны стали дразнить меня: «Слепой дурак». Так что мои друзья пошли в школы с синяками...

Глеб Дмитриевич оказался прав. После выходных я рвался в интернат — там друзья, любимые учителя. Правда, помню свое первое потрясение, когда после линейки мы пошли в столовую, учитель ходил между столами, следил, чтобы взрослые не крали у младших. Я был домашним ребенком, к таким странностям общения не привык.

Школу я окончил в 1970-м с золотой медалью. Своих учителей вспоминаю с удовольствием. Знаю, для каждого педагога 1 сентября — это начало нового витка спирали вечного восхождения, а для ребят — шаг в мир знаний и открытий. Но не только знаний. Еще древний философ глубоко определил задачу образования как развитие в человеке любознательности, духа, не признающего поражения, настойчивости в достижении цели, готовности к самоотречению и, главное — сострадания. Как человек науки, уверен: наша цивилизация вступает в новый этап, называемый обществом знаний. Будущее страны зависит от тех, кто сегодня входит в классы и аудитории, чтобы учиться и учить. Как законодатель, и впредь буду делать все возможное, чтобы государство создавало условия для образования всех без исключения граждан нашей Родины.

Опубликовано: Учительская газета. – 2006. – 29 августа. – № 35. - С. 12.