Статус педагога: исполнение закона или новый закон? (часть 4)

Октябрь

Окончание (начало в № 37, № 38, № 39).

Разрабатывая закон о статусе педагогического работника, необходимо, разумеется, иметь в виду чрезвычайно важное обстоятельство. Это вероятность его прохождения через современный Парламент и подписание действующим Президентом.

Увы, новый “холодный душ” на надежды разработчиков пролила серия голосований по поправкам в бюджет 2004 года 15 октября. В этот день у Думы в очередной раз стояли пикеты российской интеллигенции. К этому дню и после него профсоюзы собрали в каждом регионе от 20 до 40 и более тысяч подписей с требованием повышения заработной платы учителям, врачам, работникам науки и культуры. Общее количество таких подписей, думаю, составит не один миллион. Но все это не возымело действия на правительство и думское большинство.

Выполняя свой долг перед избирателями и профсоюзами, Комитет Госдумы по образованию и науке вынес на голосование несколько поправок, предусматривавших решение важнейших проблем образования. Одна из таких поправок была направлена на увеличение зарплаты педагогических работников федеральных образовательных учреждений на 50% с 1 октября следующего года. За поправку проголосовали 93% депутатов Агропромышленной группы, 92% – коммунистов, 70,5% – депутатов от “Яблока”, 16% – “СПС”, 1% – “Единой России”, 0 – ЛДПР.

Аналогичная поправка предусматривала выделение 25 млрд. рублей на поддержку бюджетов субъектов Российской Федерации с тем, чтобы зарплата была повышена не только в учреждениях профессионального образования, но и в каждой школе и дошкольном учреждении. Обосновывая ее перед депутатами, представители Комитета были вынуждены обратиться к математике. Минфин утверждает, что заработная плата педагогов повышена опережающим образом, но со школьной арифметикой это согласуется плохо. Даже если считать по росту цен, то, согласно официальным данным, инфляция в 2002 году составила 15%, в 2003 – 12, в 2004 – 10. Тогда как зарплата повышается только на 33%. Если считать по отношению к прожиточному минимуму, то, как уже знает читатель, заработная плата педагогических работников в конце 2004 года – на четверть меньше, чем в конце года 2001.

Тем не менее за поправку о повышении зарплаты в регионах проголосовало 94% депутатов от “Яблока”, 92% коммунистов, 86% – Агропромышленной группы, 13% – “СПС”, 2,5% – “Единая Россия”.

Практически такими же были результаты голосования за поправку о повышении на 50% студенческих стипендий с 1 сентября следующего года. Разница заключалась лишь в том, что на сей раз фракция “СПС” улучшила результаты и дала за эту поправку 51% голосов, тогда как ЛДПР по-прежнему – 0, а “Единая Россия” – 2,5. Дружно “за” голосовали коммунисты, Агропромышленная группа и “Яблоко”.

Самые острые дебаты в Государственной Думе вызвала поправка о повышении со следующего года размеров детских пособий. Как известно, они составляют 70 рублей – примерно 2 доллара. Пятнадцать лет назад семьи с детьми получали в 8 раз больше! Группа депутатов Думы обратилась в Конституционный Суд на предмет несоответствия размеров детского пособия прожиточному минимуму ребенка, который, как известно, самый высокий в России у детей в возрасте до одного года. Дума приглашала главу Минтруда А.Починка, чтобы вместе посчитать: на 70 рублей можно купить 3 – 4 подгузника.

За эту поправку удалось набрать наибольшее число голосов – 213. Но для принятия требовалось 226. “За” проголосовали 100% Агропромышленной группы, 94% “яблочников” и коммунистов, 13% – “СПС”, зато ЛДПР, “Единая Россия” – 0 голосов. Характерна полемика, которая возникла в зале Государственной Думы между депутатом из Магадана и представителями “СПС”. Депутат кричал:

– “СПС”, что вы делаете?! Проголосуйте “за”! Ведь у вас на всех политических рекламах написано: “Нас должно быть больше”. Да вы первые должны голосовать за детские пособия.

Эта аргументация подействовала только на 13% депутатов от Союза Правых Сил.

Должен напомнить читателю еще раз, что ожидаемые дополнительные доходы бюджета 2003 года составят около 150 млрд. рублей. Плановые доходы бюджета-2004 – 83 млрд. Этих средств с лихвой хватило бы на каждую из поправок да и все, вместе взятые. Приходится констатировать: Третья Госдума не справилась со своими обязательствами перед избирателями и не выполнила главное свое назначение заботиться о повышении благосостояния населения вообще, незащищенных ее слоев в особенности. К сожалению, к этим слоям относится теперь и российская интеллигенция.

Принятие закона о статусе педработников было бы чрезвычайно полезно. Работа над конкретными статьями должна быть продолжена. Но при данном Правительстве и нынешнем раскладе сил в Думе принять этот закон в ближайшей перспективе абсолютно нереально. Будем ждать, пока в стране не установится более благоприятная политическая погода…

Опубликовано: Управление школой. – 2003. – 23-31 октября. — № 40. – С. 4.