Комитет и партия – близнецы-братья

Январь

Как известно, Российская Государственная Дума – это парламент неполноценный, более полуправный, чем полноправный, скорее законосовещательный, чем законодательный. Хорошо известно, что возможности одного комитета этого парламента и того меньше. И все же от того, каким будет Комитет по образованию и науке и кто станет им руководить, в существенной мере зависят внешние проявления образовательной политики.

Формирование комитетов вообще и Комитета по образованию и науке в частности в Государственной Думе четвертого созыва отличается от всех предыдущих по крайней мере по трем параметрам.

Во-первых, после выборов 7 декабря победители – партия “Единая Россия” — многократно провозглашали идею сокращения числа парламентских комитетов. Называли цифры 12, 15, 18, но в конце концов решили сохранить численность комитетов на прежнем уровне. В период, когда обсуждалась идея их слияния, предлагалось соединить Комитет по образованию и науке с Комитетом по культуре, причем на базе последнего. А в числе кандидатов в лидеры объединенного комитета назывались имена известных российских артистов, включая Ларису Долину.

Если прежде руководство думских комитетов формировалось на сугубо партийной основе, на основе пакетного соглашения между ведущими фракциями парламента, то в настоящее время Российская Дума сплошь стала однопартийной – почти как Верховный Совет СССР. Между прочим, тогда его именовали собранием начальников и молчальников. Поэтому выбор руководителей комитетов будет осуществляться преимущественно из представителей правящей партии. Предполагается, что все думские комитеты получит партия “Единая Россия”, а фракциям Жириновского, коммунистов и “Родине” будет предоставлена возможность получить по три должности первых замов председателей комитетов.

В третьих, на протяжении работы трех последних российских парламентов во главе Комитета по образованию и науке находились либо представители образования, либо лица, активно его поддерживавшие. В частности, с 1996 года по март 2002 года Комитет по образованию и науке возглавлял Иван Мельников, профессор МГУ, известный в России лидер Компартии. С апреля 2002 года Комитет возглавил представитель фракции “Яблоко” Александр Шишлов. Отметим, что на протяжении работы Госдумы второго и третьего созывов коммунисты чаще всех голосовали в поддержку образования. А фракция “Яблоко” в Госдуме третьего созыва была в этом смысле третьей после коммунистов и аграриев.

Теперь же руководителем Комитета станет кто-то из представителей партии , которая в Госдуме третьего созыва занимала последнее место в голосовании в поддержку образования, уступая даже фракции Жириновского. Тем не менее личность председателя – фактор существенный, и, согласно кулуарной информации, на должность председателя Комитета по образованию и науке есть шесть претендентов.

Борис Виноградов, в недавнем прошлом заместитель министра образования, ушедший из Министерства в ситуации острого конфликта. По оценкам высокопоставленных сотрудников Минобразованитя, его назначение на должность председателя Комитета привело бы к острому конфликту между Министерством и парламентским комитетом. Поэтому Министерство образования выступает против его кандидатуры, хотя ему оказывает поддержку руководство Российской академии наук, а по некоторым данным, Борис Виноградов имеет хорошие личные отношения с одним из руководителей “Единой России” Сергеем Шойгу.

В противовес Борису Виноградову можно назвать три кандидатуры: Иван Мосякин, в недавнем прошлом замгубернатора Егора Строева, ректор крупного вуза из Казани Юрий Назмеев и экс-руководитель образования из Кемерово Тамара Фальцова.

Все они с опытом управленческой работы, а по словам тех, кто их знает, это люди знающие и уравновешенные. Однако не имеющие опыта законотворчества.

Помимо перечисленных единомышленников есть и депутаты Госдумы третьего созыва.

Это Андрей Кокошин, председатель Российского совета по развитию образования. Оценка работы совета выходит за рамки этой публикации. Во всяком случае совет высказывался в поддержку образования. Однако слабой стороной его деятельности была неспособность многих депутатов, представляющих думские фракции от правящей партии, обеспечить голосование своих единомышленников в соответствием с решением совета.

Вторым называется Гаджимет Сафаралиев, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы третьего созыва. Понятно, что для депутатов его назначение позволило бы обеспечить широкую преемственность в творческой работе. Однако решение по этому вопросу будет приниматься не как обычно, Государственной Думой, но фактически фракцией “Единая Россия”.

Посему фигура думского “начальника” в области образования пока скрывается в тумане политических интриг. Остается надеяться, что, выйдя из него, она обретет четкие контуры борца за развитие отечественного образования.

На момент подписания этого номера фракция “Единая Россия” предложила на пост председателя Комитета по образованию Н. Булаева.

Опубликовано: Вести образования. — 2004. — 1-15 января. — № 1. — С. 2.