Разгром

Май

29 апреля 2004 г. на заседании Правительства РФ был рассмотрен вопрос “О мерах по обеспечению сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации и разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в условиях проведения реформы федеративных отношений и местного самоуправления”. В связи с этим были в основном одобрены предложения Минфина о внесении изменений в законодательные акты и об отмене ряда федеральных законов, регулирующих отношения в сфере образования и молодежной политики. Эти предложения обосновываются необходимостью приведения ныне действующего законодательства в соответствие с законом “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” и законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”.

Однако, как скоро увидит читатель, это лишь повод. Подлинная причина “нововведений” — желание экономических правых радикалов еще более освободить государство от социальной ответственности за своих граждан, а тем самым – еще больше уменьшить налоговую нагрузку для большого бизнеса, включая т.н. олигархов, с которыми в последние месяцы так демонстративно борется власть – но только в случае их политической нелояльности.

К празднику Весны и Труда Минфин приготовил населению России целый “мешок подарков”, видимо, в полной уверенности, что ни на какую “солидарность трудящихся” это население уже не способно. В частности, предлагается отменить:

  • закон “О компенсационных выплатах на питание обучающихся”. После предыдущей “резекции” со стороны Правительства и верного ему парламентского большинства этот закон предусматривает выделение на каждого ребенка за счет федерального бюджета полутора рублей на питание в день и столько же – за счет субъектов РФ. Но новому Правительству даже это, видимо, кажется непростительной роскошью!
  • закон “О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию”;
  • Постановление Верховного Совета РФ “Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений”. – Безусловно, приведет к повышению родительской платы в детских садах и яслях, к сокращению в них числа детей и дальнейшему ухудшению их подготовки к школе;
  • Закон РСФСР “О социальном развитии села”. – Этим законом, среди прочего, установлены 25-процентная надбавка к зарплате для сельской интеллигенции, меры государственной поддержки молодым специалистам на селе. В современных условиях, кроме государства, сельскую интеллигенцию поддерживать некому, а отмена социальных гарантий окончательно превратит ее в “пролетария с земельным наделом” – только пролетария умственного труда!

Минфин не случайно внес свои предложения именно сейчас, когда в Госдуме ко второму чтению готовятся законопроекты о внесении изменений в бюджетное и налоговое законодательство. Отмена перечисленных и многих других действующих законов будет означать лишь одно: никаких средств субъектам РФ для того, чтобы сохранить предусмотренные этими законами социальные гарантии, Правительство выделять не собирается, хотя все возможности для этого в бюджете страны есть.

Не лучше, если не хуже, предложения Минфина, касающиеся внесения изменений в действующие законы. Так, из закона РФ “Об образовании” предлагается, в частности, исключить:

  • положения о Федеральной программе развития образования. – Через ФПРО прошла, между прочим, основная часть компьютеризации сельской школы;
  • статью 40 “Государственные гарантии приоритетности образования”, включающую положения о налоговых льготах для учебных заведений, о гарантированном обучении за счет федерального бюджета не менее 170 студентов на 10 тысяч населения и т.п. – Гигантский шаг к вытеснению бесплатного для гражданина образования платным;
  • вопросы, касающиеся гарантий права граждан на получение образования в негосударственных образовательных учреждениях. – Противоестественное стремление одновременно к приватизации государственного образования и к “зажиму” образования негосударственного характерно для российского Правительства уже в течение нескольких лет;
  • положение, согласно которому средние ставки педагогов в образовании должны быть не ниже средней заработной платы в промышленности. – Заставляет интеллигенцию оставить надежду на нормальную зарплату, по крайней мере, при данном Правительстве и Президенте. И т.д., и т.п., и др., и пр.!

Предложенный Минфином законопроект – это закон-убийца: убийца надежд на социальное государство и достойное будущее страны; с большой вероятностью, убийца в буквальном смысле слова, ибо уровень суицидов в России один из самых высоких в мире, в т.ч. по причине социальной необеспеченности. Предложения Минфина представляют собой ни что иное, как полный разгром системы социальных гарантий в образовательном законодательстве, созданию которой автор этих строк вместе с депутатами и сотрудниками аппарата четырех российских парламентов посвятил последние 14 лет жизни. Знаю, что остановить разгром способно лишь массовое протестное движение образовательного сообщества и интеллигенции в целом, но такого движения в стране сегодня нет. Один из товарищей по разработке образовательных законов регулярно повторяет мне: Янцзы руками не остановить! Однако упрямо вспоминаю последнюю мысль Левинсона – героя фадеевского романа “Разгром”: “нужно было жить и исполнять свои обязанности”…

Опубликовано: Вести образования. – 2004. — 1-31 мая. — № 9-10. — С. 2.