Российский форум “Образование — для всех”: поиск альтернативы

Февраль

В последние годы по планете Земля, включая практически все ее обжитые континенты, прокатилась волна социальных форумов. Форумы эти инициируются “снизу” и, как видно из названия, объединяют организации и людей, обеспокоенных различными социальными проблемами и не вписавшихся, (а чаще всего не желающих вписываться) в традиционные политические структуры. Каждый социальный форум – это продолжение и попытка объединения новых массовых демократических движений (экологических, антимилитаристских, просветительских, женских, молодежных, в том числе студенческих и т.п.), подъем которых мир переживает со второй половины 1970-ых годов.

Современная Россия, как и во всем прочем, в этом отношении отстает от “цивилизованного” мира, причем отстает дважды. Во-первых, новые отечественные социальные движения, пережив всплеск в конце 80-ых годов прошлого века, после революционной катастрофы начала 90-ых заметно сникли, а частью просто угасли. Во-вторых, современная российская власть пытается искусственно загнать политическую жизнь страны в окостеневшую партийную структуру, ссылаясь на зарубежный опыт столетней давности, тогда как в действительности в индустриально развитых странах новые социальные движения как раз и отражают массовое недовольство господством крупного бизнеса, государственной и партийной бюрократии.

Что ж, пытаться догонять “цивилизацию” задом наперед нам не привыкать. Однако и Российское общество, кажется, зашевелилось. Перефразируя шутку тридцатилетней давности: спасибо партии за это и Михаил Ефимычу, а также Михаилу Юрьевичу, Алексею Леонидовичу и иже с ними. Партия теперь, разумеется, имеет противоположную идеологию, хотя на добрую половину состоит из тех же людей. Фамилии руководителей другие, но суть та же: вывести на улицы и вообще заставить шевелиться сверхтерпеливый Российский люд могут только действия власти. Однако улица – не всегда лучший способ разрешения конфликтов. На митинге, в частности, вряд ли может быть предложена рациональная альтернатива политике властей. Иное дело — социальный форум: и весомо, и конструктивно.

Российский социальный форум откроется 16 апреля в 10 часов утра в Московском Гуманитарном Университете (бывшая Высшая Комсомольская Школа) по адресу ул. Юности, дом 5/1. там же двумя часами спустя мы предполагаем открытие Российского образовательного форума, девизом которого избран самый знаменитый и самый важный лозунг ЮНЕСКО: “Образование – для всех”. Под тем же девизом 16 февраля в Госдуме прошли парламентские слушания, участники которых дружно высказались не только за проведения форума, но и за создание одноименного общественного движения.

Проведение форума и создание общественного движения “Образование – для всех” становятся тем более необходимыми, что:

  • судя по “новеллам”, введенным печально знаменитым 122-ым законом, а также по законопроектам, предложенным Думе Министерством образования и науки вместе с партией “Единая Россия”, власть отказалась от социальных и либерально-демократических принципов образовательного законодательства прошлых лет и проводит бюрократические контрреформы;
  • возможности парламентской оппозиции, охватывающей фракции КПРФ, “Родина” и значительную часть независимых депутатов, крайне ограниченны;
  • сторонникам альтернативной стратегии образовательной политики в значительной степени перекрыты информационные каналы. По данным организации “Репортеры без границ”, по свободе информации Россия занимала в 2002 г. 121 место из 139, в 2003 – 147 из 193, в 2004 – 140 из 167.

В таких условиях обеспечить социальные гарантии для тех, кто учится и учит, экономические свободы для образовательных учреждений и академические – для всех участников образовательного процесса способно лишь объединение усилий людей и организаций, независимо от их политических взглядов, обеспокоенных будущим отечественного образования, а значит, и страны.

На пленарном заседании и секциях Российского форума “Образование — для всех” необходимо провести широкую общественную экспертизу предложенных Правительством приоритетных направлений “реформирования” образовательной системы, а также альтернативных предложений в этой области. Объем публикации позволяет отметить лишь некоторые из них.

Бюджет. Правительство стыдливо умалчивает о стратегии бюджетных расходов на образование. Мы называем конкретные параметры, исходя из необходимости движения страны в направлении информационного общества: 7% ВВП — в среднесрочной перспективе, 10 % — в перспективе долгосрочной.

В ответ на вероятные обвинения в популизме стоит напомнить: профицит (дополнительные доходы) федерального бюджета за 2004 г. – 685 млрд. руб.; стабилизационный фонд на начало февраля 2005 г. – 740 млрд. руб., а к концу года превысит триллион; валютные резервы страны – более 132 млрд. долларов. Полагаем, что не менее половины бюджетного профицита страна могла бы вкладывать в образование, т.е. инвестировать в будущее. Экономить же на образовании, как сказал бы Менделеев, хуже, чем топить ассигнациями!

Налоги. Правительство настаивает на полном налоговом равенстве коммерческих организаций с некоммерческими при льготах для большого бизнеса. Мы требуем сохранения и восстановления налоговых льгот для образования в полном объеме. В противном случае бюджетное финансирование образовательных учреждений фактически сократится, а плата за обучение для внебюджетных студентов в государственных и негосударственных учебных заведениях будет резко повышена.

Социальные гарантии для обучающихся. Для авторов правительственных документов этой проблемы не существует. Мы называем точные параметры (включая размеры стипендий, обеспечение питанием и учебниками), а также ориентировочные сроки их реализации.

Отсрочки. Позиция Правительства противоречива и до конца не определена: призыв намереваются увеличить больше чем в два раза, но отсрочки студентам обещают оставить – неясно, правда, каким именно студентам. Мы настаиваем на сохранении системы действующих отсрочек от призыва на период обучения в полном объеме.

Социальные гарантии для педагогов. Правительство разрушило их систему Федеральным Законом №122. Мы требуем восстановления и исполнения этих гарантий в полном объеме, а в долгосрочной перспективе – приравнивания педагогов к государственным чиновникам по уровню оплаты труда, пенсионного обеспечения и другим социальным гарантиям.

Равенство образовательных возможностей. Несмотря на отдельные шаги в правильном направлении (предложения обеспечить бюджетное образование для парней, отслуживших в армии по контракту), в целом правительство программирует скачкообразный рост неравенства образовательных возможностей граждан, включая сокращение доли бюджетных учебных мест и бюджетных часов в расчете на одного обучающегося. Мы требуем наращивания бюджетного образования, а в перспективе — перехода к общедоступному образованию всех уровней.

Организационно-правовые формы в образовании. Правительство намерено превратить государственные образовательные учреждения в АУ (автономные учреждения) и ГАНО (государственные автономные некоммерческие организации). Мы выступаем категорически против, полагая, что это приведет к утрате отсрочек, налоговых льгот, досрочных пенсий, а главное — к возможности банкротства и массовой приватизации в образовании.

Государственный и негосударственный сектор. Правительство предлагает противоестественную приватизацию государственного образования и не менее противоестественное свертывание образования негосударственного. Мы выступаем против того и другого, за сохранение и здоровую конкуренцию двух секторов образовательной системы.

Характер обсуждения. Правительственные документы “выскочили, как черт из табакерки”. Видимо, власть испугалась, что их общественное обсуждение превратится в осуждение. Мы хотим максимально широкой дискуссии, готовы услышать другое мнение, включить в текст новые предложения и исправить ошибки. Но главное – мы хотим добиться объединения всех общественных сил, заинтересованных в будущем нашего образования, а значит, и страны.

Помимо перечисленных, в декларации “Образование — для всех” отражены и практически все другие ключевые проблемы образовательной политики, включая межбюджетные отношения, механизмы финансирования, содержание образования, образовательные технологии, отношение образования с электронными СМИ и религиозными конфессиями, а также конкретные предложения по развитию основных уровней образование – от дошкольного до образования взрослых (всего более 20 позиций).

Совершенно очевидно: в современной России только общими усилиями сотен тысяч и миллионов людей мы можем добиться осуществления великого лозунга: образование – для всех! мы хотим, чтобы в лице Российского образовательного форума власть услышала голос образовательного сообщества, не дожидаясь того, когда вместе с ветеранами на улицу выйдут родители, преподаватели и студенты.

Опубликовано: Вести образования. – 2005. – № 3-4. – 1-28 февраля. – С. 5.