Стенограмма выступления на парламентских слушаниях «Состояние образования в РФ: необходимость и направления изменения в законодательстве»

. Москва. Государственная Дума

Уважаемые коллеги, работники образования, уважаемые коллеги по Федеральному Собранию! Я хотел бы начать с трех предварительных замечаний.

Во-первых, полтора месяца назад в Совете Федераций проходили аналогичные слушания по проблемам высшего образования и чтобы не повторяться, я хотел бы ограничиться вопросами законодательства, т.е. сегодняшней темой.

Во-вторых, Комитет Совета Федераций подготовил проект федерального закона о приватизацией образовательных учреждений в ведомости господина Чубайса. Приватизации еще нет, а управление уже есть. Следовательно, если приватизации не будет, управление придется закрывать. Комитет Совета Федераций подготовил поправки к программе, мы передадим их в Государственную Думу, я предложил бы в рекомендациях рекомендовать не утверждать Федеральному Собранию программу, если соответствующие предложения в части неприватизации образовательных учреждений не будут приняты.

В-третьих, в свое время мы научили американцев на спутнике, хотелось бы теперь понять самим, что образование — это важнейшее составляющее национальное безопасности. Если уже десять тысяч советских ученых, в основном связанных с обороной, находятся в Соединенных Штатах, а полторы тысячи — в Китае, то совершенно очевидно, что экономия на “сером веществе” нации — это признак недостатка этого самого вещества в верхних эшелонах власти. Предлагаю либо дополнить закон об образовании нормами о месте образования в системе национальной безопасности, либо включить эту тему в соответствующий закон.

В-четвертых, важнейшая группа проблем: все мы прекрасно понимаем, что наша беда не столько в недостатке законодательной базы, сколько в неисполнении законов. Разве плох был Указ № 1? Разве плохи были статьи, скажем, 54 закона Российской Федерации об образовании? Недавно, 8 июня, когда Государственная Дума утверждала бюджет, мне удалось здесь присутствовать, я спросил уважаемого Александра Николаевича Шохина, вице-премьера России, будут ли выполняться неотмененные законы и статьи законов, в том числе и об образовании, если бюджет мы утвердим в нынешней редакции? Последовал ответ: будут, если бюджет будет перевыполнен по доходам. Только в этом случае. Комментарии к этому излишни.

Я предлагаю внести изменения и дополнения в закон Российской Федерации об образовании. Этот проект будет официально внесен, я принадлежу к разработчикам этого проекта, к сожалению, я не во всем согласен с этим законопроектом, но там есть наряду с тем, с чем я не согласен, и очень хорошие вещи. Это будут официальные предложения комитета, я сегодня пересказывать их не буду, остановлюсь на крупных проблемах и выскажу собственную точку зрения.

И, в-пятых, поскольку здесь не конференция, а парламентские слушания, я хотел бы высказываться не в академической, а в публицистической манере.

Для начала выделим четыре группы больших проблем законодательства образования.

Первая группа проблем — проблемы, связанные с Конституцией. До сих пор мы, к сожалению, не знаем авторов 43 статьи, хотя очень хотелось бы посмотреть им в глаза и задать несколько вопросов. Если они здесь есть, может быть, объявятся. Скажу прямо, 43 статья в значительной мере превратила проблему законодательства в образовании в театр абсурда. Не буду говорить о дискуссионных проблемах, можно спорить об образовательных предприятиях, хотя именно через них идет значительная часть халтуры в образовании. Можно спорить о платном образовании в старших классах, хотя я лично противник этой системы.

Скажу о вещах очевидных: во-первых, Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования, т.е. детских садов и яслей. И даже если считать, что это относится только к образовательным услугам, то нонсенс все равно остается. О каком общедоступном и бесплатном дошкольном образовании можно говорить, если сами сады и ясли стали бешено дорогие. Конституционная норма в этих условиях звучит как насмешка над гражданином. В порядке мрачноватого юмора могу сказать, что ситуацию спасают две вещи: депопуляция и юридическая неграмотность населения. Как известно, рождаемость все ниже, а смертность все больше, перефразируя Жванецкого, можно сказать: все говорят: “Молодежь, молодежь”, если мы будем продолжать такую политику, молодежи вообще не будет. С другой стороны, если бы население всерьез относилось к Конституции, суды были бы завалены исками по поводу платы за ясли и садики.

Во-вторых, Конституция позволяет брать деньги за начальное профессиональное образование, т.е. за ПТУ. Создается впечатление, что разработчики не имеют представления ни о социальной стратификации современного российского общества, ни о контингенте этих самых ПТУ. Ведь каждому грамотному человеку известно, что в ПТУ учатся дети даже не тех 45 % российских граждан, которые живут между бедностью и нищетой, т.е. имеют доходы ниже минимальной потребительской корзины, но дети той 1/3, которая получает доходы ниже физиологического минимума, т.е. за рубежом нищеты. Когда в ПТУ перестают давать стипендию и питание, многие родители приходят к директорам и говорят, что детей нечем кормить. Пытаться брать деньги за ПТУ, это все равно, что наживать богатство на грабеже нищих. Ничего хорошего из этого, разумеется, не получится.

В-третьих, Конституция гарантирует доступное и бесплатное среднее профессиональное образование, т.е. техникумы и колледжи. Это значит, что всем обязаны предоставить место в любом техникуме, например, в торговом или кулинарном. Как выходить из этого положения, если десятки тысяч родителей обратятся в суды?

Что делать с 43 статьей в принципе? Существует, как минимум, два сценария.

Сценарий первый — изменить 43 статью. Если в рамках самой Конституции, то сделать это практически невозможно. Я напомню, что 43 статья из второй главы, поменять ее можно или референдумом, или решением Конституционного Собрания.

Однако законность и легальность самой Конституции более чем сомнительна. Точнее, Конституция нелегальна в четвертой или пятой степени. Напомню первое: прежняя Конституция отменена указом, что незаконно. Второе: по прежней Конституции Президент не мог назначать референдум, но назначил. Третье: установленное Президентом правило подведения итогов референдума противоречили действующему закону о референдуме. Четвертое: в список законов, отмененных Президентом, закон о референдуме включить забыли, следовательно, этот закон даже формально действовал. Поскольку указ — это подзаконный акт, считать голоса надо было по закону, а не по указу. И, наконец, пятое: если справедливы расчеты группы Собянина, опубликованные в свое время, то даже по этим правилам Конституция не принята.

В принципе, Федеральное Собрание имеет все основания сформировать Конституционное Собрание или объявить таковым себя. Однако вряд ли это будет сделано. Будем смотреть правде в глаза.

Поэтому более вероятен второй сценарий: попытки кое-что сдемпфировать, а кое на что закрыть глаза. Именно из этого исходит этот законопроект, который разработан комитетом Совета Федераций и который мы будем предлагать. В частности, в нем гарантируется бесплатность и общедоступность среднего общего и начального профессионального образования. Мне кажется, что надо было бы, не ожидая всего законопроекта, в первоочередном порядке принять эту поправку к 5 и 16 статье, для того, чтобы сдемпфировать действия Конституции. В любом случае, новый текст 43 статьи нужно подготовить и быть готовыми в случае чего его запустить.

Вторая большая группа проблем — проблема первоочередных законов. Думаю, что мы выбрали не вполне верную тактику. Мы пошли по линии отраслевых законов и их подготовки. Это, безусловно, нужно, здесь уже говорили, что мы готовим закон о высшем образовании. Есть другие проекты, но еще важнее законы, необходимые для того, чтобы действовал закон об образовании.

В процессе подготовки проекта закона об изменениях и дополнениях мы выделили следующие проекты законов: об утверждении федеральной программы развития образования, о дополнительных гарантиях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи (эти категории у нас совершенно забыты: и дети-сироты, и дети-инвалиды, и целый ряд других), о государственных образовательных стандартах основного общего образования, о федеральных нормативах финансирования образовательных учреждений (этот закон должен приниматься одновременно с бюджетом, но как вы знаете, не принимался).

Третья группа проблем: вопросы образования в других федеральных законах. Основное здесь уже сказано уважаемым Евгением Михайловичем и другими выступающими.

Хотел бы сделать только четыре конкретных предложения.

  1. Создать при профильном комитете Государственной Думы специальную, постоянно действующую группу по вопросам образования в текущем законодательстве с участием депутатов обеих палат, ведомств, общественности, чтобы мы ничего не пропускали.
  2. В апреле оба комитета принимали решение не поддерживать проект бюджета с теми цифрами, которые предложило Правительство. От имени председателя комитета по вопросам образования, науки и культуры Совета Федераций вношу на обсуждение следующий вопрос: занести в рекомендации: “Не утверждать бюджет 1994 года в его нынешней редакции”.
  3. Несмотря на всеобщие протесты, приватизация образовательных учреждений, как известно, внесена в государственную программу приватизации на 1994 год. Причем на парламентских слушаниях из всех присутствующих “за” высказался только один — Юрий Лебедев, который возглавляет управление в Конституцию, устанавливающее контрольные функции парламента. В любой цивилизованной стране, а мы говорим, что собираемся догонять цивилизацию, такие функции есть.
  4. Подготовить закон об ответственности должностных лиц за неисполнение закона. Когда первый высокопоставленный член правительства лишится должности за неисполнение закона, мы перестанем, наконец, лгать нашему населению о приближении к правовому государству и сделаем к нему первый практический шаг.

Спасибо за внимание.