Тезисы выступления на парламентских слушаниях по пенсионной реформе «Пороки надо преодолевать, а не усугублять»

. Москва. Государственная Дума

Для того, чтобы оценить предлагаемую пенсионную реформу и законы, предназначенные для ее реализации, нужно ответить на два вопроса:

  1. Каковы пороки (недостатки) действующей пенсионной системы?
  2. Преодолеваются ли они предложенными проектами?

Недостатки, по меньшей мере, следующие:

1. Система наказывает людей за деятельность, крайне важную с точки зрения государственных интересов, но не приносящую дохода:

  • уход за детьми (которых за 3 года стало на 4 миллиона меньше);
  • образование (в США 25 % граждан с образованием продолжительностью свыше 14 лет дают более половины национального дохода);
  • коэффициенты, связанные с военной службой;
  • северные коэффициенты.

2. Стимулирование людей не к труду, а к безделью:

  • обещания В.М. Матвиенко (вице-премьер по социальным вопросам – прим. ред.) 2 декабря;
  • отклонение думского закона, предполагавшего платить полную пенсию хотя бы низкооплачиваемым категориям работников.

Строительство общества бездельников вместо общества трудоголиков?

Статистика: зарабатывая рубль, человек приносит в бюджеты различных уровней 2,5 рубля.

3. Ущемление прав инвалидов по сравнению со здоровыми людьми:

  • Федеральный закон № 340-1 от 20.11.1990. “О государственных пенсиях в Российской Федерации” благоприятен, а ФЗ № 113 от 21.07.1997 “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” можно было бы назвать антиинвалидным;
  • у инвалидов в среднем меньше зарплата и меньше стаж, а пособие на уход превратилось в фикцию.

4. Издевательства над педагогами и медиками, оформляющими пенсию за выслугу лет.

  • Четыре правительственных постановления, каждое из которых либо просто отбирало право на пенсию, либо строилось по принципу: “Но кто-то камень положил в его протянутую руку” в отношении:
  • пионерских вожатых;
  • музыкальных руководителей.
  • Начало расчета стажа с 1999 года (Постановление Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 “Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей”).
  • ПТУ и ПУ (Постановление Правительства РФ № 1067:
  • Пункт 9. Учреждения начального профессионального образования: профессиональное училище; профессиональный лицей и т.д.
  • Пункт 10. Образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения: техникум; училище; колледж; техникум-предприятие).
  • Крайняя жесткость формулировок.
  • Отбирают пенсию у всех работников учреждений, которые носили названия, не соответствующие Постановлению (“детский комбинат”; “центр детства”; “образовательный комплекс” и т.д.).
  • Детские образовательные учреждения, не являющиеся юридическими лицами (подразделения организаций, ведомственные детские сады).
  • Медики в образовании и педагоги в медицине и т.п.

Посмотрим в том же порядке, как эти проблемы решаются в новом пенсионном законе.

  1. Нестраховые периоды. Возвращается в стаж только время, связанное с уходом за детьми – правильно, но недостаточно. В остальном пенсионная система не стимулирует деятельность, соответствующую государственным интересам.
  2. Пенсия работающим. В первом чтении закона работающим предполагалось выплачивать только базовую пенсию.
  3. Пенсия по инвалидности. Базовая пенсия установлена для 1-ой группы – 900 руб., для 2-ой – 450, для 3-ей – 225. Похоже, малооплачиваемые инвалиды 1-ой группы выиграют.

Все общественные организации инвалидов воспринимают как угрозу попытку увязать инвалидность со степенью утраты трудоспособности. Хотя утверждается, что это необходимо, чтобы сохранить возможность других форм поддержки, не связанных с утратой трудоспособности, но направленных на медицинскую и социальную реабилитацию. Однако слишком хорошо известны популярные в Минтруде концепции, согласно которым работающий инвалид – уже вовсе и не инвалид. И, следовательно, пока он работает, пенсия ему вообще не нужна. На деле эта концепция – поощрение лени и слабости, а надо поощрять преодоление и силу духа.

Кроме того, само понятие “утрата трудоспособности” практически невозможно измерить. Примеры:

  • Олег Николаевич Смолин;
  • Сергей Степанович Батенин, один из ведущих философов Советского Союза;
  • Пантрягин, один из ведущих математиков;
  • Алексей Иванов, первый в России серебряный призер Паралимпийских игр по гонкам на спортивных колясках и т.п.

Понимая, что “переломить” позицию Министерства и Пенсионного фонда сложно, предлагаю компромисс: дополнить пункт 3 статьи 8 проекта ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” абзацем следующего содержания:

Степень утраты инвалидом трудоспособности определяется по медицинским показаниям. Отказ от выплаты инвалиду трудовой пенсии или ее уменьшение в связи с наличием у него оплачиваемой работы не допускается”.

Это снимет напряжение и успокоит миллионы работающих инвалидов.

Что касается размеров пенсии, то Пенсионный фонд должен представить специальные расчеты, доказывающие, что никто из инвалидов от новой пенсионной системы по сравнению с действующей не пострадает. Поскольку система расчетов изменилась, это не очевидно.

3. Ценно изменение позиции исполнительной власти по вопросу о пенсиях за выслугу лет.

Сравнение Матвиенко и Зурабова.

Национальная доктрина образования.

Замена профессиональных пенсионных фондов в качестве источника на бюджет.

Вместе с тем, порядок назначения пенсий отдается Правительству. И это значит, что произвол может продолжаться.

Кроме того, закон не содержит четких ответов на следующие вопросы:

  1. Может ли гражданин получать досрочную пенсию, продолжая работать по специальности?
  2. Будет ли производиться перерасчет досрочной трудовой пенсии с учетом стажа, который был наработан в период выплаты гражданину этой пенсии до достижениям им пенсионного возраста? Если будет, то в каком порядке? В Эстонии, например, такого перерасчета не производится. Гражданину дается право выбора – или пенсия за выслугу лет на всю оставшуюся жизнь, или пенсия по старости.
  3. Как влияет получение гражданином досрочной трудовой пенсии на размер трудовой пенсии по возрасту — в сторону увеличения или в сторону уменьшения?

Статья 11 пункт 1 подпункт “г” гласит:

В страховой период, наравне с периодами работы или иной деятельности, предусмотренной статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:

б) периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Пункт 2 той же статьи утверждает: периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовала и (или) за ними следовала работа или иная деятельность (независимо от продолжительности), указанная в статье 10 настоящего федерального закона.

Означает ли это, что после каждого больничного листа придется брать справку с места работы, чтобы всякий раз подтверждать, что ему предшествовала работа или иная деятельность?

Из пункта 2 статьи 12 следует, что, если педагог или медик отработал полный учебный год и уволился до отпуска, то у него в стаж этот год не войдет.

Думаю, таких “подводных камней” в законе немало.

Предложения:

  1. Не “гнать” принятие закона. Обеспечить его тщательную экспертизу с тем, чтобы никто из нынешних пенсионеров от новой системы не пострадал. Как правило, люди не очень замечают прибавку к пенсиям, но малейшего ущемления своих прав не простят.
  2. Четко обозначить во всех средствах массовой информации, какие категории граждан могут от пенсионной реформы выиграть, если таковые, конечно, есть.
  3. На сакраментальный вопрос, откуда взять деньги, ответ очевиден:
  • отмена регрессивной шкалы социального налога;
  • резкое ограничение вывоза капитала.

Клятва Сократа для политика.