Дискриминация инвалидов в сфере образования в России: пути преодоления

. Государственная Дума

Ещё раз добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодняшние общественные слушания в Государственной Думе проводит общественное движение «Образование для всех». Позвольте представиться: я — председатель Центрального совета движения и по совместительству первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Олег Смолин.

Как написано в программе, мы хотим поблагодарить тех, кто оказал содействие в организации сегодняшних парламентских слушаний, это фракция Компартии Российской Федерации в Думе, это аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, это благотворительный фонд в поддержку гуманитарных программ. И много энтузиастов, которые, на самом деле, выступили инициаторами сегодняшних парламентских слушаний.

Тема наших общественных слушаний более чем актуальна, мы обозначили её специально жёстко: «Дискриминация инвалидов в сфере образования в России: пути преодоления». Скажу прямо, сегодня мы услышим разные точки зрения. У нас здесь нет цензуры. Мы не отбирали выступления. Напротив, мы стремились предоставить слово различным представителям общественных организаций, представителям власти, имеющим различные взгляды на проблему, связанную с тем, как нам обеспечить полноценную реализацию права на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В порядке короткого вступительного слова хочу ещё раз сказать, уважаемые коллеги, что цель наших сегодняшних общественных слушаний, это, с одной стороны, диалог и воздействие на органы власти, привлечение их внимания к этой проблеме.

С другой стороны, мы надеемся, часть идей, которые здесь сегодня будут услышаны, использовать при доработке проекта федерального закона, который сейчас специальной рабочей группой Комитета по образованию и науке в первой версии к первому чтению практически подготовлен. Сейчас завершается подготовка финансово-экономического обоснования этого законопроекта. Вы должны понять, что не всё, чтобы нам хотелось, естественно, войдёт в этот законопроект. Мы будем по максимуму учитывать ваши замечания, пожелания, предложения по части тех положений, которые бы хотелось включить в этот законопроект.

Теперь ещё одно замечание, мне уже задали вопрос, почему в проекте рекомендаций общественных слушаний, в проекте резолюции общественных слушаний содержится довольно жёсткое утверждение о нарастающей дискриминации инвалидов и вообще лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования. Ну, это тема, которую мы сегодня будем обсуждать. … существуют разные мнения. Такова была точка зрения тех общественных организаций, которые в рамках движения образования для всех инициировали сегодняшние общественные слушания. И действительно, они указывали на то, что согласно 122 федеральному закону, федеральная власть практически устранилась от решения проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, передав это частью субъектам Российской Федерации и частью органам местного самоуправления. Они указывали на то, что сейчас в России существуют, как минимум, две основные точки зрения по поводу того, как следует учить, давать образование таким лицам. С одной стороны, это сторонники преимущественного сохранения традиционной нашей системы специальных образовательных учреждений. Те, кто считает, что главное — это сохранить эту систему и не дать её сейчас разрушить.

С другой стороны, это сторонники быстрейшего развития интегрированного или, как иногда говорят, инклюзивного образования таких лиц. Самое интересное, что о нарушении прав говорят и те и другие.

С одной стороны, сторонники интегрированного образования говорят, что по-прежнему большинство родителей, которые хотели бы учить своих детей с ограниченными возможностями здоровья вместе со здоровыми детьми, лишены такой возможности, им чаще всего в таком праве отказывают.

С другой стороны, сторонники сохранения системы специальных образовательных учреждений указывают, что в ряде регионов Российской Федерации, стремясь к экономии бюджетных средств, сейчас в полупредварительном порядке расформировываются специальные интернаты для таких детей. Дети переводятся в условия обычной школы и при этом без подготовки соответствующих условий, что приводит к понижению качества образования. Имеет место и то, и другое, уважаемые коллеги.

Но повторяю, резолюция или проект резолюции общественных слушаний, это не догма. Мы вместе с вами должны его редактировать. Если будут предложения, в каком-то смысле его отредактировать, смягчить, мы, естественно, будем идти навстречу участникам общественных слушаний. Вы здесь не статисты. Вы соавторы тех решений, которые мы будем принимать.

Позвольте мне на этом закончить моё вступительное слово и оставить за собой право на заключительное, с вашего позволения.