Актуальные проблемы доступности железнодорожной инфраструктуры и транспорта для инвалидов. Инновационные решения

. Государственная Дума. Зал №

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, позвольте мне сердечно приветствовать вас сразу в трёх лицах. И как сопредседатель межфракционной депутатской группы по проблемам инвалидов, и как вице-президент Всероссийского общества слепых, и как первый вице-президент Паралимпийского комитета России. И пожелать сегодняшнему мероприятию творческих идей, интересного общения, а, главное, практических результатов.

В отведённое время по Регламенту я в основном успею сказать спасибо, извиниться и внести некоторые предложения. Начну с извинений, поскольку опоздал, потому что от Курского вокзала ехал полтора часа до Государственной Думы. Пришлось даже бросить машину у Большого театра и прибежать сюда, что называется, ногами.

Далее, уважаемые коллеги, я хотел бы поблагодарить, естественно, Комитет по транспорту, поблагодарить представителей ОАО «РЖД», поблагодарить всех присутствующих и поблагодарить Валерия Сергеевича Селезнёва персонально, который является, пожалуй, главным организатором в данном случае всех наших мероприятий в этой области.

Мне хотелось бы ограничиваться некоторыми общими соображениями. Позвольте озвучить некоторые проблемы, которые сейчас есть в этой области, не все, только некоторые, и которые, как мне кажется, во многом создают препятствия для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Я начну с того, уважаемые коллеги, что лет почти уже 25, как бы не 30 назад, я учился в аспирантуре Уральского университета, будучи старшим преподавателем Омского государственного педагогического института. В течение года мне пришлось довольно много раз ездить специально к моему научному руководителю в ту самую годичную аспирантуру для того, чтобы работать над диссертацией. Естественно, ездить пришлось с сопровождающим. Вы, наверное, понимаете, к чему я клоню. Я клоню к тому, что если бы я сейчас имел заработную плату старшего преподавателя и соответствующие цены на билеты между городом Омском, а теперь соответственно и Екатеринбургом, то защитить диссертацию я бы, к сожалению, не смог. Цены достаточно высокие. Вот мне только что сообщили, что в прошлом году цена купе от Барнаула до Москвы составляла 3800 рублей, сейчас 7250 рублей. Понятно, что для человека с инвалидностью при наших обычных заработных платах и пенсиях это цена достаточно большая.

Я возвращаюсь к теме. К сожалению, Государственная Дума в своё время проголосовала за так называемый закон о монетизации и ликвидировала транспортные льготы. Государственная Дума затем четвёртого и пятого созывов неоднократно отклоняла законопроекты, представленные регионами и отдельными депутатами, направленные на восстановление транспортных льгот. Но если не получается с транспортными льготами в полном объёме, то хотя бы, наверное, надо выделить случаи, в которых ввести эти транспортные льготы. Я имею в виду образование, я имею в виду медицину, прежде всего. Ну, наверное, ещё какие-то другие. Это позиция первая.

Позиция вторая связана с социальным пакетом. Как известно, он включает в себя проездной билет на электропоезда, но в очень многих регионах Российской Федерации, по крайней мере в большинстве сельских районов, железных дорог просто нет. И в этом смысле эта часть социального пакета инвалиду практически ничего не даёт. Надо было бы вообще подумать о том, чем её и как её можно заменить.

Далее, уважаемые коллеги, существует такая проблема, как специально подготовленные вагоны для людей с инвалидностью. Вот представители Всероссийского общества слепых мне говорят о том, что даже при наличии свободных мест инвалидов по зрению в эти специально оборудованные вагоны обычно не пускают, билетов не продают. Мне представляется, что это неправильно. Если это для людей с инвалидностью, а, как известно, то, что хорошо для человека с инвалидностью, оно обычно бывает хорошо и для здорового. Даже те же самые пандусы – это не только для колясочников, но и для мам с детьми, часто для людей пожилого возраста, катящих какие-нибудь коляски с продуктами, и для много ещё чего другого. Точно такая же ситуация и здесь. Почему бы нам не понимать, что подобный оборудованный вагон специально может использоваться для любых людей с инвалидностью. Понятно, что колясочники, наверное, должны иметь приоритет в такой ситуации. Но, если есть свободные места, почему не продавать их другим категориям инвалидов?

И, наконец, последнее. Не совсем в тему, уважаемые коллеги. Но просто, пользуясь случаем. У нас существует 94-й закон, который подвергается справедливой критике. Но при всём том, что он подвергается справедливой критике, в нём есть и хорошее положение, например, положение об участии в конкурсе предприятий, использующих труд инвалидов и даже с 15-процентной преференцией. К сожалению, эта норма 94-го закона является практически спящей, за крайне редким исключением. Между тем, существуют предприятия, принадлежащие общественным организациям инвалидов, которые выпускают продукцию и товары, вполне пригодные для использования в рамках ОАО «РЖД». Мне кажется, что в данном случае государство могло бы оказать ещё и эту поддержку предприятиям инвалидов без ущерба для самого себя.

Я ещё раз хочу поблагодарить всех присутствующих. Я рад тому, что на железных дорогах у нас не бывает таких проблем, какие бывают в авиации, когда людей с инвалидностью не пускают в самолёты. И до сих пор эта проблема, к сожалению, полностью не снялась. Я надеюсь, что таких проблем у нас никогда и не возникнет.

Позвольте пожелать нашему круглому столу всяческих успехов. Спасибо.