Профессиональное образование и модернизация России: законодательный аспект

. Совет Федерации

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги! Уважаемый председатель! Я начну с двух тезисов, а затем перейду к доказательствам.

Тезис первый: в XXI веке модернизация может базироваться только на человеческом потенциале и человеческом капитале.

Тезис второй: реформа профессионального образования в том виде, в каком она в России проводится, будет работать, скорее, против модернизации, чем на неё.

Аргументация.

1. Отбор в высшие учебные заведения по системе ЕГЭ. В прошедшем году я стал невольным участником включённого наблюдения над тем, как готовятся к ЕГЭ старшеклассники. Фактически система ЕГЭ разрушает общее образование. Дети учат исключительно те предметы, которые им сдавать по ЕГЭ. Как это скажется на отдалённых перспективах образованности, нравственности, гражданственности и т.д., трудно представить. Рискну повторить фразу Эйнштейна: Достоевский дал мне больше, чем Гаусс.

Предложение: либо добровольность ЕГЭ, либо разрешить вузам то же, что разрешено МГУ и СПбГУ, либо, как минимум, отказаться от тестоподобных заданий части А, как это уже сделано по математике.

2. Принудительная бакалавризация всей страны, в результате которой большинство студентов будут учиться на год меньше. Кроме того, бакалаврские программы при равной продолжительности, как говорят эксперты, содержат примерно на 20% меньше специальных занятий. Итого: бакалавры имеют на 40% меньше специальных занятий, чем специалисты. Уверен, что такое количество неминуемо должно перейти в «качество».

3. Пирамидальная система высшего образования: два университета на самом верху – федеральные университеты – исследовательские университеты – простые университеты – академии – институты. Это вопрос национального выбора, но японцы, например, абсолютно уверены, что средний высокий уровень образования населения значительно важнее для развития экономики, чем достижения отдельно взятых выпускников отдельно взятых вузов. Думаю, что наша страна шла примерно тем же самым путём, сочетая высокий средний уровень с отдельными достижениями. Когда признаются «продвинутыми» только некоторые вузы, им даются нормальные права, а права всех остальных ограничиваются, не исключаю, что это приведёт к дальнейшему понижению качества образования. Кстати, по проекту закона «Об образовании в Российской Федерации» МГУ и СПбГУ получат примерно такие права, какие разработчики закона «Об образовании» 1992 г. хотели дать всем высшим учебным заведениям России.

4. Бюджет 2011-2013 гг. В 2011 г. бюджет образования (и это блестяще) вырастет на 28%. При этом, правда, заработная плата в образовании повысится с июня на 6,5%, т.е. в среднем за год на 3% (вдвое ниже инфляции), студенческие стипендии с сентября – на 6,5%, т.е. в среднем за год на 2% (втрое ниже инфляции). Если кто-то думает, что на бедном профессоре и нищем учителе можно построить модернизацию, он глубоко заблуждается. Зарплата в образовании России в первом квартале текущего года составляла 64% от зарплаты в производительных отраслях хозяйства, а в США, например, 129% от средней зарплаты по стране.

В 2012-2013 гг. бюджет образования предполагается увеличивать примерно на 1%, т.е. в реальном исчислении снижать на 7-8% в год.

5. Федеральная целевая программа развития образования. Окончательный текст ФЦПРО не видел, пояснительная записка и отдельные её фрагменты обсуждались на заседании Комитета Госдумы по образованию.

Обращу внимание на две позиции этого документа. Во-первых, в предполагаемых результатах записано, что доля платных образовательных услуг в валовом внутреннем продукте России должна вырасти до 7%. Спрашивал у представителя Минпромразвития: сколько сейчас? Говорят, что 0,5%. Спрашиваю: правильно ли я понимаю, что платные услуги собираются поднять в 15 раз за 5 лет? Нет, что-то не так, но что именно объяснить толком никто не может. Связываю это с Федеральным законом № 83, который явно направлен на коммерциализацию всей бюджетной сферы.

Во-вторых, предполагается снизить долю студентов в составе получающих профессиональное образование с 70% до 50%. С одной стороны, напомню, что в наиболее продвинутых странах (Япония, Скандинавия, США) высшее образование получают 80-90% всей возрастной когорты. С другой стороны, плохо понимаю, как собираются ограничить доступ к высшему образованию. В России итак 2/3 студентов учатся за деньги. Как запретить им получать образование даже за деньги? Спрашиваю в Министерстве образования и науки: предполагается резко сократить бюджетный набор? Нет. Тогда как этого достичь? Ответ получить не могу. Но если это будет реализовано, общеобразовательный уровень населения ещё более понизится.

6. Законопроект «Об образовании в Российской Федерации». Не услышал от представителей профильного Министерства, включая Министра, ни одного рационального аргумента, кроме терминологических, по поводу того, почему надо ликвидировать начальное профессиональное образование. Предлагаю от того, как это называется в английском языке, перейти к тому, как это будет в реальности в России.

В современной России 700 академий (с филиалами). Что с ними делать? Такого типа вузов в законопроекте нет, остаются лишь колледжи, институты и университеты. При этом институты не смогут готовить магистров и смогут вести исследования только в отдельной области. Это же искусственное понижение интеллектуального потенциала нации. Либо это механическое списывание с зарубежного опыта, либо реализация давней идеи Министра образования и науки о необходимости избавиться от слишком большого количества вузов – с 1000 до 150-200. Убеждён в провокационности этой идеи, которая может рано или поздно вызвать в стране социальное напряжение, превратив Россию в Грецию или Францию.

Законопроект предполагает отобрать льготы при поступлении в профессиональные учебные заведения у инвалидов. Их в России 1% от числа студентов, будет 0,2-0,3%. Кому это и зачем нужно? Инвалиды – часть человеческого потенциала страны и искусственно снижать их потенциал неправильно. В программе «Россия-2020» ставится задача число занятых инвалидов повышать до 40%. Как это сделать без образования? В 1990 г. в стране работали 22% инвалидов, сейчас – 8%. Как повышать число работающих инвалидов до 40%, ограничивая при этом доступ к образованию?

7. Информационные и телекоммуникационные технологии. Было сказано, что законопроект их сильно продвигает вперёд. В каком-то смысле это так, если говорить об открытости учебных заведений и сетевых формах. Но при этом в законопроекте написано, что эти технологии можно применять только при обучении на дому, на расстоянии, в медицинских учреждениях. Другими словами, если прокуратура будет строго следовать этой статье, в России придётся отменить все информационные технологии в обычных школах и вузах. Кроме того, по букве законопроекта получается, что в медицинских вузах такие технологии применять нельзя. А я знаю, что даже в военных вузах их применяют в целях экономии на реальных манёврах.

Подводя итоги, обращу внимание на то, как отражается человеческий потенциал России в международных рейтингах. В советский период страна по уровню образования входила в тройку наиболее продвинутых. В 2004 г. Россия по индексу образования занимала 15-е место в мире, в 2005 – 26-е, в 2007 – 41-е, в 2008 – 52-е. Если серьёзно не пересмотреть национальную стратегию образовательной политики в области профессионального образования, предполагаю дальнейшее падение неизбежным. Призываю коллег к тщательной работе с большим законопроектом «Об образовании в Российской Федерации».

Спасибо за внимание.

Проект

Рекомендации парламентских слушаний «Профессиональное образование и модернизация России: законодательный аспект»

Участники парламентских слушаний, рассмотрев и обсудив вопросы законодательного регулирования профессионального образования и модернизации России, отмечают, что модернизация системы профессионального образования является одним из основных направлений комплексной модернизации российской экономики.

Переход к инновационной экономике требует модернизации системы образования, которая предполагает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования, пересмотр принципов функционирования системы образования.

В настоящее время отношения в сфере образования регулируют следующие нормативные правовые акты: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральный закон от 24 октября 2007 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена», Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования», Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки», Федеральный закон от 10 февраля 2009 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов», Федеральный закон от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», а также Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803), Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568), Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 года № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства», Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 года № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы» (от 30 декабря 2006 г., № 850, от 20 декабря 2007 г. № 903, от 14 февраля 2009 г. № 130) и др.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р) определены пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, динамичного развития экономики и укрепления позиции России в мировом сообществе, а также определены направления развития образования. В частности, предусмотрено:

  • переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики;
  • внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга;
  • широкое системное распространение модульных программ профессиональной подготовки, обеспечение возможности выстраивания студентами и учащимися индивидуальных образовательных траекторий.

Несмотря на нормативно-правовую обеспеченность данной сферы и позитивные изменения, произошедшие за последнее время в системе профессионального образования, рад ключевых вопросов остается неурегулированным.

В нынешних условиях необходим опережающий характер модернизации профессионального образования по отношению к потребностям модернизируемой экономики. Для решения этой задачи необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, которые востребованы работодателями, создать систему общественно-профессиональной экспертизы.

Принятым 1 декабря 2007 года Федеральным законом № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» были внесены изменения в порядок формирования образовательных стандартов. Наиболее заметными изменениями в части обновления содержания профессионального образования и разработки федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения стал учет требований работодателей. Принята и реализована новая процедура формирования стандартов, которая обеспечивает участие ведущих работодателей, а также задает принцип обновления стандартов. Новая структура и процедура формирования стандартов делает образование открытым к инновациям, дает возможность гибко обновлять образовательные программы и содержание обучения в соответствии с динамично меняющимися запросами развивающейся инновационной экономики.

Активное участие работодателей в формировании содержания профобразования будет способствовать более эффективному решению трудоустройства выпускников по полученной профессии и специальности.

Особое значение имеет взаимодействие вузов с предприятиями и организациями фундаментальной и прикладной науки, в том числе в процессе создания совместных малых инновационных предприятий. Сегодня действует Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Основной целью этого Закона является обеспечение реального внедрения в производство создаваемых в вузах за счет бюджетных средств результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат бюджетным учреждениям науки и образования. Создаваемые хозяйственные общества обеспечат не только создание дополнительных рабочих мест в наукоемких отраслях промышленности, но и широкое привлечение студентов к научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам, созданию современной техники и технологий по направлениям их деятельности.

По информации Минобрнауки России поступило 591 уведомление о создании хозяйственных обществ на базе 137 вузов и 10 научных учреждений.

Важным направлением комплексной модернизации сети профобразования и ее интеграции с ведущими научными организациями и бизнес-структурами является создание крупнейших научных центров в секторе высшего образования, которые осуществляют в качестве равноценных видов деятельности и подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней – бакалавров (с фундаментальной базовой подготовкой), магистров, аспирантов и докторантов, и выполнение научных исследований и разработок мирового класса, а также трансфер новых технологий в производство.

Правовые и организационные основы деятельности научно-образовательных инновационных структур определены Федеральным законом от 10 февраля 2009 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов», а также Федеральным законом от 10 ноября 2009 года № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».

Федеральным законом от 10 февраля 2009 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» определены статус и место федеральных и национальных исследовательских университетов в системе высшего профессионального образования. Целью федеральных университетов является развитие системы высшего профессионального образования на основе укрепления связей вузов с социально-экономической системой федеральных округов. Деятельность федеральных университетов направлена на кадровое, технологическое, научное обеспечение программ социально-экономического развития регионов в составе каждого округа страны.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 года № 1448 «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» начали создаваться национальные исследовательские университеты. В 2009-2010 годах по итогам двух конкурсов 29 вузам была установлена категория «национальный исследовательский университет». В соответствии с пунктом 21 статьи 9 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», национальные исследовательские университеты реализуют программы, направленные на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Согласно положениям Федерального закона от 8 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» наряду с совершенствованием лицензирования и аккредитации научных и образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность упрощается процедура подтверждения документов об образовании, и полномочия по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и званиях передаются на уровень субъектов Российской Федерации.

Подготовка качественных специалистов напрямую зависит от состояния кадрового ресурса системы профессионального образования. Наблюдается снижение общего числа преподавателей в учреждениях среднего профессионального образования и увеличение соответствующего показателя в высшей школе, низкая доля преподавателей, активно ведущих научную деятельность.

Представляется целесообразным принять меры по нормативно-правовому регулированию условий труда профессорско-преподавательского состава и установлению ограничения на количество вузов, в которых преподаватель может работать на условиях совместительства. Также необходимо рассмотреть вопрос о дополнительной правовой регламентации порядка оплаты труда в вузах.

Кроме того, финансирование научной деятельности вузов осуществляется в основном за счет федерального бюджета, что свидетельствует о малой заинтересованности бизнеса в использовании вузовского потенциала.

Еще одним фактором, влияющим на качество подготовки специалистов, является организация прохождения практики. Сегодня работодатели далеко не всегда идут навстречу образовательным учреждениям в этом вопросе. В то же время многие учебные заведения также не уделяют этому достаточного внимания. Зачастую организация практики носит формальный характер. Участники парламентских слушаний констатируют, что учреждения НПО и СПО более успешно взаимодействуют с предприятиями при организации практик, чем вузы. Обучение в учреждениях профессионального образования студентов, не обеспеченное качественной практикой на современных предприятиях и в научных организациях, заинтересованных в их последующем поступлении на работу, ведет к отсутствию конкретного опыта работы и неконкурентоспособности выпускников на рынке труда даже по востребованным направлениям подготовки. Эта ситуация требует серьезного внимания как со стороны образовательных учреждений и советов ректоров, так и со стороны объединений работодателей, государственных органов исполнительной власти.

Действенным механизмом модернизации профессионального образования является объективная, достоверная, публичная система мониторинга и контроля качества образования, включающая наряду с государственной внешнюю независимую систему оценки качества образовательных учреждений, программ и результатов образования. Участие субъектов Российской Федерации и объединений работодателей в оценке качества подготовки специалистов позволит сориентировать результаты образования на конкретные потребности социально-экономического развития.

Таким образом, выделяются следующие приоритетные направления развития системы профессионального образования России:

  • обновление содержания профессионального образования как условие подготовки квалифицированных кадров;
  • качественное изменение образовательной среды и модернизация образовательного процесса;
  • развитие сети учреждений профессионального образования;
  • развитие кадрового потенциала системы профессионального образования;
  • создание внешней независимой системы оценки качества профессионального образования;
  • создание основы взаимодействия различных уровней управления профессиональным образованием.

Учитывая изложенное, следует отметить, что актуальность и своевременность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой – ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.

Министерством образования и науки Российской Федерации разработан и вынесен на обсуждение новый законопроект «Об образовании в Российской Федерации».

Целью разработки упомянутого законопроекта является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования, создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики и международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.

В соответствии с положениями законопроекта основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, подготовку квалифицированных специалистов и научно- педагогических кадров соответствующего уровня образования и квалификации в соответствии с потребностями общества и государства.

Законопроектом установлены новации, касающиеся профессионального и послевузовского образования, в том числе:

  • вводится уровень высшего профессионального образования – подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура);
  • докторантура рассматривается, как форма подготовки научных кадров и соответственно выведена из перечня образовательных программ и уровней образования;
  • расширен круг организаций, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ;
  • совершенствуются виды образовательных организаций дополнительного профессионального образования и их классификация с учётом видов реализуемых программ дополнительного профобразования: вводится профессиональное обучение, осуществляющее реализацию программ переподготовки рабочих и служащих, программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих; программ повышения квалификации рабочих и служащих.

Законопроектом предполагается модернизировать систему профессионального образования. Из уровней образования исключается начальное профессиональное образование, что может нанести урон престижу среднего профессионального образования и повлечь за собой снижение доступности среднего и высшего профессионального образования для социально уязвимых групп населения.

Законопроектом установлены следующие виды образовательных организаций высшего профессионального образования: колледж, институт, университет. В отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, Правительством Российской Федерации могут устанавливаться категории: «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет».

Из видов образовательных организаций высшего профессионального образования исключен такой вид как «академия», несмотря на то, что он представляет уникальную возможность подготовки профессиональных кадров для специализированных органов и структур, в том числе для различных ведомств и корпораций.

Концепция законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» была рассмотрена на парламентских слушаниях, проведённых Комитетом Совета Федерации по образованию и науке 23 сентября 2010 года. В ходе обсуждения было отмечено, что рабочая версия законопроекта нуждается в доработке. Комитету Совета Федерации по образованию и науке поручено обобщить поступившие из субъектов Российской Федерации и от заинтересованных организаций замечания и предложения и направить их в Министерство образования и науки Российской Федерации.

Учитывая потребности развития законодательного обеспечения профессионального образования в условиях модернизации российской экономики, участники парламентских слушаний рекомендуют:

Федеральному Собранию Российской Федерации:

  1. Проработать вопрос о возможности внесения изменений в трудовое законодательство (в части изменения возрастного ценза начала трудовой деятельности).
  2. В проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предложенном для общественного обсуждения, предусмотреть:
  • «начальное профессиональное образование» в качестве самостоятельного образовательного уровня;
  • установить дополнительно вид образовательных организаций высшего профессионального образования «академия».

Правительству Российской Федерации:

  1. Обеспечить создание системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в производственных отраслях экономики для планирования потребностей в подготовке специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
  2. Оптимизировать перечень основных видов работ и профессий рабочих, включенных в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
  3. Разработать систему мер по модернизации системы повышения квалификации и переподготовки преподавателей на основе персонифицированного подхода, развития системы мотивации и стимулирования их образовательной и исследовательской деятельности, внедрению эффективных экономических и аттестационных механизмов обновления кадрового ресурса, совершенствованию системы квалификационных требований в соответствии с меняющейся ролью и задачами системы профобразования.

Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  1. Обеспечить создание системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в производственных отраслях экономики для планирования потребностей в подготовке специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
  2. Рассмотреть вопрос о возможном предоставлении налоговых преференций работодателям с целью стимулирования их участия в развитии системы профессионального образования.
  3. Создать систему поддержки адаптации и профессионального роста молодых специалистов.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

  1. Разработать пакет организационных и методических материалов для обеспечения деятельности системы сертификации профессиональных квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования и граждан, прошедших профессиональное обучение в других формах.
  2. Проводить мониторинг и осуществлять контроль качества образования, включающий наряду с государственной независимую систему оценки качества образовательных учреждений, программ и результатов образования.
  3. Разработать программу оптимизации сети образовательных учреждений за счет концентрации ресурсов и укрупнения учебных заведений.
  4. Обеспечить оснащение образовательных учреждений современным оборудованием.
  5. Проработать вопрос о сокращении сроков профессиональной подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования, расширяя практику заочного и вечернего обучения общеобразовательным дисциплинам, оптимизируя программы профессионального обучения.
  6. В приоритетный национальный проект «Образование» включить мероприятия по поддержке региональных комплексных программ развития профессионального образования.
  7. Разработать пакет организационных и методических материалов для обеспечения деятельности системы сертификации профессиональных квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования и граждан, прошедших профессиональное обучение в других формах.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

  1. При участии ведущих работодателей и заинтересованных ведомств обеспечить разработку и реализацию региональных и межрегиональных комплексных программ развития профессионального образования.
  2. Включить прогноз потребности в кадрах в прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективы и в региональные стратегии социально-экономического развития.
  3. Разработать систему мер, направленных на стимулирование взаимодействия организаций науки и профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития.

Председатель Комитета Х.Д. Чеченов