Подготовка водителей и аварийность на дорогах: проблемы законодательства

. Государственная Дума, «круглый стол» фракции КПРФ

Председательствует первый зампред Комитета по образованию и председатель общественного движения «Образование – для всех» О.Н. Смолин

Смолин О.Н. Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте представиться. Я – Смолин Олег Николаевич, первый зампред Комитета Государственной Думы по образованию и председатель общественного движения «Образование – для всех».

Мы сегодня проводим «круглый стол» на известную вам тему. Вначале я хочу, как всегда, выразить благодарность фракции Компартии Российской Федерации, которая нам помогла в организации этого «круглого стола», но, как и все мероприятия движения «Образование – для всех», наше мероприятие не партийное, а общегуманитарное. Поскольку тема, которую мы сегодня будем обсуждать, напрямую связана с человеческой жизнью.

Если верить статистике, то в мире в дорожно-транспортных происшествиях погибают до 1 миллиона 200 тысяч человек в год, до 50 миллионов становятся инвалидами. Если верить Владимиру Александровичу Федорову, члену Совета Федерации, в прошлом руководителю соответствующей службы, то у нас в стране с 1996-го по 2011 год в ДТП погибло порядка 490 тысяч граждан, примерно по 31 тысячи в год или по 84 человека каждый день. Легко понять, что и в мире, и в России это больше, чем в вооруженных конфликтах.

Но нас сегодня интересует одна сторона этой темы, она связана с подготовкой водителей. И эта сторона тоже очень важная, поскольку до 80% всех ДТП связаны с человеческим фактором. И сегодня ежегодно более 2 миллионов человек получают удостоверения водителя, это больше, чем число ребят, получающих аттестат зрелости. Мы намерены сегодня послушать внимательно экспертов. У нас сегодня большой десант из Министерства внутренних дел, есть представитель Министерства образования и науки, мы обязательно предоставим слово нашим гостям. Нам очень важна точка зрения профильных ведомств по этому поводу. Прежде чем это сделать, я хочу озвучить те вопросы, которые, по мнению наших экспертов, прежде всего, должны сегодня обсуждаться.

Первый. Насколько существующая система подготовки водителей соответствует потребностям сегодняшнего дня и в чем заключаются эти самые потребности?

Второй. Насколько действующая нормативно-правовая база позволяет регулировать процесс подготовки водителей, и на что направлен этот самый процесс?

И третье. Какими должны быть основные государственные механизмы воздействия на функционирование системы подготовки водителей, и какова здесь роль общественных объединений?

Хочу сказать, уважаемые коллеги, что мы имеем в каком-то смысле уникальный «круглый стол», мы его еще не провели, а некоторый результат уже получили. Недавно мне позвонил Виктор Николаевич Кирьянов, заинтересовался темой этого «круглого стола», но сегодня, к сожалению, он не смог присутствовать по объективным причинам, но готов был встретиться с представителями соответствующего общества для того, чтобы изложить свою точку зрения, выслушать точку зрения наших экспертов и, может быть, прийти к каким-то согласованным действиям в дальнейшем, в том числе в плане законодательства.

Я поэтому, сегодня с удовольствием первое слово для выступления предоставляю Борисову Александру Владимировичу, начальнику Управления надзорной деятельности Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации.


Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, позвольте мне произнести несколько слов в завершение.

Позиция первая. Мы действительно имеем парадокс. Человечество, средства массовой информации активно реагируют едва ли не на каждого человека, погибшего в вооружённых конфликтах или в каких-то других ситуациях. Но в лучшем случае несколько раз в год мы вспоминаем о том, что на земле более миллиона человек ежегодно гибнет на дорогах, а в Российской Федерации порядка 30 с небольшим тысяч людей. Действительно нам нужна новая философия, которая бы одинаково оценивала человеческие потери, независимо от того, где они происходят, и одинаково заботилась о том, чтобы таких потерь стало меньше.

Я бы поддержал идею о том, что, помимо компетенций, мнений и так далее, очень важна общегражданская и психологическая подготовка людей, действительно в большинстве случаев нарушающих правила не потому, что они их не знают, а потому, что считают возможным вообще правила нарушать. Идеология – закон плох или закон суров, но закон – не стала частью нашего национального сознания, как и национального сознания, увы, целого ряда других народов. Это первое.

Второе. Я приветствую выступления наших коллег от федеральных органов исполнительной власти, которые подтвердили готовность работать совместно с общественными экспертами. Я считаю, что это основное условие того, чтобы мы выпускали достаточно качественные подзаконные и законодательные нормативные акты. Вообще, у людей с инвалидностью есть целая формула, которая вошла в Международную конвенцию «О правах инвалидов» и звучит так: ничего для нас без нас. Я думаю, что у здоровых людей она тем более должна была бы войти в один из принципов государственной политики.

Третье. Как человек с более чем 20-летним опытом законодательства, я вообще сторонник того, чтобы самые важные положения, касающиеся регулирования той или иной сферы деятельности, находились прямо в законе. К сожалению, сейчас в российском законодательстве преобладает другая тенденция. Если мы возьмем, например, закон «Об образовании в Российской Федерации», вступающий в силу с 1 сентября, компьютер показывает, что там 179 норм отсылочного характера, из них 44 – чисто бланкетные нормы. Мне кажется, когда парламент с чувством глубокого удовлетворения передает свои полномочия органам исполнительной власти, он поступает неправильно. Но будем стремиться это исправлять, такова тенденция последних лет, уважаемые коллеги, вы должны это понимать. Мне кажется, что ключевые вопросы, своеобразные флажки, в рамках которых должны действовать органы исполнительной власти, должны находиться прямо в законе, а не просто отсылка к тому, что всё это должно быть в подзаконном акте.

Четвертое. Одна из тем, которые активно обсуждались, это тема самоподготовки. Выскажу личную точку зрения, совсем необязательную для всех, вообще, мне кажется, что любое самообразование, если получающий его, претендует на документ, должно, согласно законодательству, завершаться экстернатом в организации, которая соответственно ведет образовательную деятельность. То есть мне представляется, что человек, который занимается самоподготовкой, должен прийти в одну из образовательных организаций, которые занимаются соответствующим образованием, и сдать экзамены в порядке экстерната по всем курсам. Может быть, это было бы каким-то приемлемым вариантом. Тогда люди бы подумали, а что лучше: заниматься самоподготовкой или сразу учиться в организациях. Мы прекрасно понимаем, что если речь идет только о допуске, то там мы по всем курсам экзаменов, конечно, реально не будет.

Пятая позиция. Что касается автоматизированных автодромов, про которые здесь не раз говорили, то уже Александр Владимирович по этому поводу высказался. Я думаю, что недопустимо совершенно в интересах той или другой группы в принудительном порядке вводить механизм, который не подтвердил своей эффективности, ну, практически нигде. И будем стремиться к тому, чтобы положение об обязательности в законодательство по этому поводу никаким образом не попало.

Завершая, уважаемые коллеги, я хочу поблагодарить всех участников, всех наших экспертов, отдельно представителей органов исполнительной власти, МВД и Министерство образования и науки. И хочу высказать пожелание в адрес инициаторов нашего сегодняшнего «круглого стола». Коллеги, очень хорошо, что здесь собрались представители законодательной, исполнительной власти, науки, профессиональных ассоциаций, общественных объединений, соответственно, автошкол, вообще, в таком разговоре, наверное, должны были принять участие представители и других организаций, которые занимаются подготовкой водителей, я имею в виду учреждения, в частности среднего профессионального образования, общеобразовательные учреждения и так далее.

Еще раз всем спасибо. Надеюсь, что разговор будет продолжен у Виктора Николаевича Кирьянова, и что мы получим некоторые положительные результаты. Всего доброго! (Аплодисменты).

Текст стенограммы полностью (файл PDF, 454 Кб).