Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе третьего созываО проекте федерального закона № 34809-3 “о внесении дополнения в статью 40 закона российской федерации “об образовании” (в части сохранен?

О проекте федерального закона № 34809-3 “О внесении дополнения в статью 40 Закона Российской Федерации “Об образовании” (в части сохранения числа полностью финансируемых за счет средств федерального бюджета учебных мест в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования на каждые 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации)

Уважаемые коллеги! Смысл законопроекта предельно прост: мы просим вас сохранить и запретить сокращать сложившееся в расчете на 10 тысяч населения на 1 января 2003 года число бесплатных учебных мест в государственных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Повторяю: мы не просим ни рубля дополнительных денег, мы не просим увеличивать количество бесплатных учебных мест, мы просим принять норму, запрещающую их сокращать.

Почему мы это делаем, уважаемые коллеги? Я напомню, что в Российской Федерации в советский период было 220 студентов на 10 тысяч населения. В свое время это был один из высоких мировых показателей. В настоящее время в Российской Федерации около 400 студентов на 10 тысяч населения, но из них бесплатно учатся около 190. То есть мы уже по количеству студентов, обучающихся на платной основе, превысили число студентов, обучающихся бесплатно. Хорошо ли это? Не знаю. Например, в Германии или во Франции 85-90% всех студентов учатся за счет бюджета. Надо ли в этом случае перегонять Европу? Не уверен.

При этом, по оценкам Министерства образования нескольколетней давности, платить за образование в России способны примерно 25% населения. Это означает, что в подавляющем большинстве высшее образование в России становится доступно лишь представителям верхних классов или представителям высшей части среднего класса. Любой человек, который занимается политической наукой, знает, что это путь к закрытому типу политической элиты, что это путь к новым конфликтам.

Мы просим это еще и потому, что существует комиссия по оптимизации бюджетных расходов, она же комиссия по пессимизации, как говорят журналисты (КОБРА), которая, к сожалению, вынесла рекомендацию: сократить число бесплатных учебных мест в российских учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Мы просим вас это не делать. Это чистый тест на отношение к бесплатному образованию. Те, кто за то, чтобы в России сохранялись бесплатные учебные места, сохранялись равные возможности для образования, - а я вам напомню, что лозунг Организации Объединенных Наций гласит: “Образование - для всех”, - те будут голосовать за этот законопроект во втором чтении. Те, кто за то, чтобы в России образование было доступно только представителям экономической и политической элиты, те будут голосовать против.

Для сравнения я вам напомню, уважаемые коллеги, что мы далеко не первые по количеству студентов на 10 тысяч населения: у нас - 401, в Китае - 473, в Соединенных Штатах - 534 несколько лет назад, в Южной Корее - 610 несколько лет назад. Причем, повторяю, во многих странах большинство студентов учатся за счет бюджета, у нас уже менее половины учится за счет бюджета. Прошу поддержать закон.

Законопроект принимается.