Доклад на пленарном заседании Госдумы о проекте ФЗ «О внесении дополнения и изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях» (об установлении ответственности за незаконное изготовление, хранение, организацию сбыта или сбыт гражданам этилового спирта или алкогольной продукции)

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается в первом чтении проект федерального закона «О внесении дополнения и изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» об установлении ответственности за незаконное изготовление, хранение с целью сбыта или сбыт гражданами этилового спирта или алкогольной продукции.

Скажу честно, я не считаю себя специалистом в этой области и, перефразируя известный роман, я бы сказал, что закон вносится мной не корысти ради, но токмо волею многочисленных требований избирателей. Я думаю, все вы, уважаемые коллеги, в период весенне-летних отпусков прошлого года проводили серию отчетов, а затем осенью проводили избирательную кампанию и встречались с населением, в том числе сельским.

Мой округ смешанный, 129-й, у меня в нем пять сельских районов. И вот в селе я наслушался много чего. Чаще всего мне задавали пять вопросов, если хотите, это пять криков души в селе: нет зарплаты — первое, нет работы для молодежи — второе, бешеные цены на жилищно-коммунальные услуги — третье, когда перестанут убивать и насиловать по телевидению — четвертое и пятое — село спивается. Мы обратились в милицию, но милиция нам сказала: что вы к нам обращаетесь, вы ничем нам не помогли! Мы не можем ничего сделать против тех, кто не просто гонит самогон для себя (Бог с ними, тут, как говорится, каждый волен), мы ничего не можем сделать против тех, кто гонит этот самогон с целью продажи и спаивает всё село, в особенности его мужскую часть. Скоро, я боюсь, 8 Марта поздравлять будет некому — будет кого, но будет некому.

Смысл нашего законопроекта определен его названием. Он предполагает ввести административную ответственность за сбыт и незаконное изготовление с целью сбыта крепких напитков, свыше 18 процентов, причем предполагается ответственность, штраф в размере от пяти до сорока минимальных размеров заработной платы. Значительный разброс в размере штрафа предложен для того, чтобы дать возможность конкретной оценки ущерба бюджету, и, прежде всего, оценки ущерба здоровью людей.

Уважаемые коллеги, вынужден вам напомнить, что вопрос, который мы сегодня обсуждаем, — это один из вопросов национальной безопасности. Вы, наверное, знаете, что в предшествующее десятилетие Российская Федерация пережила в мирное время крупнейшую в мире демографическую катастрофу. С 92-го года, когда у нас начиналось то, что называется радикальными реформами, смертность превышает рождаемость, причем превышает ее ежегодно, в некоторые годы — до миллиона человек, резко снижается продолжительность жизни, прежде всего мужчин, особенно в трудоспособном возрасте. За девять последних лет количество детей в школе сократилось и может сократиться примерно на треть. По оценкам Госкомстата, если эти тенденции не изменятся, и будут продолжаться, тогда к 2050 году из ста сорока пяти миллионов человек нас останется семьдесят пять, а к 2075-му — примерно пятьдесят миллионов. Невольно вспоминается грустная сентенция Владимира Набокова, который как-то сказал, что Россия может повторить историю стран Древнего мира — культура останется, а народ исчезнет. И мы должны прямо признать, что важными факторами снижения продолжительности жизни и сокращения населения являются потребление алкоголя и алкогольная пропаганда.

Коллеги, на протяжении последних десяти лет Россия периодически занимала первое место в мире по потреблению чистого алкоголя. Потребление это достигало 14-18 литров в год на душу населения при предельно допустимых для национальной безопасности восьми литрах. Причем молодежь по этому показателю не отставала, к сожалению, от старшего поколения. Это то направление, где молодежь четко следует за нами. При этом алкогольная ситуация в России во многом парадоксальная, коллеги. Позвольте мне привести некоторые парадоксы.

Парадокс первый. Помните, в свое время мы активно критиковали, и во многом очень справедливо, кампанию по борьбе с пьянством при Михаиле Горбачёве. Помните знаменитую шутку, что Егор Кузьмич лишил нас выпивки, а Егор Тимурович — закуски. Но надо иметь в виду, что в этот период, несмотря на все перегибы, значительно увеличилась продолжительность жизни и существенно сократилась смертность людей трудоспособного возраста. Всё это означает, что с алкоголизмом бороться нам нужно, вопрос только в том, какими методами, то есть вопрос именно в методах.

Парадокс второй. Многие российские политики и эксперты полагали, что в России активное распространение слабых напитков, в том числе и пива, будет способствовать снижению алкоголизации, поскольку будет вытеснять напитки крепкие. Увы, оказалось, что мы принадлежим к «водочной» культуре и пиво и вино в России пьют не вместо водки, а в дополнение к водке.

Парадокс номер три, аналогичный. Многие эксперты полагали, что алкоголь в России — меньшее из зол, поскольку он не совместим с потреблением наркотиков и, в какой-то степени, предотвращает рост потребления наркотиков. Увы, мы опять опровергли все прогнозы, и в 90-х годах в России рост алкоголизации сочетался с ростом наркотизации. Есть разные данные, в том числе и Министерства внутренних дел, но никто не приводит цифры меньше 3 миллионов — это количество людей, более или менее регулярно потребляющих наркотики, а некоторые эксперты дают и более высокие цифры.

При этом, коллеги, парадокс номер четыре заключается в том, что причины алкоголизации в России тоже парадоксальны: мы умудрились сочетать причины, характерные для развитых стран, и причины, характерные для стран с низким уровнем доходов. Грубо говоря, одни пьют с жиру, другие пьют с горя, причем последние преобладают, поскольку, повторяю, речь идет, прежде всего, о ситуации, которая складывается в российском селе. Повторяю еще раз: речь идет не просто о каких-то частных проблемах — речь идет о национальной безопасности страны.

К сожалению, мы получили на этот законопроект отрицательный отзыв правительства и отрицательное заключение нашего профильного комитета. Основных возражений два, причем эти возражения странным образом противоречат друг другу. Возражение первое заключается в том, что кодекс дополнять не надо, поскольку в действующем законодательстве давно уже всё есть.

Уважаемые коллеги, надо сказать, что в действительности все те статьи Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, на которые ссылается наше уважаемое правительство в своем отзыве, относятся к юридическим лицам. В том-то и проблема, что производство спирта, спиртосодержащей продукции и других крепких алкогольных напитков физическими лицами вообще не регулируется никак.

Возражение второе вроде бы противоположное: нельзя ничего вносить в Кодекс об административных правонарушениях, поскольку в базовом законе о государственном регулировании производства алкогольной продукции ничего не говорится о производстве алкоголя физическими лицами.

Коллеги, ну, это возражение юридически странное, по меньшей мере, чтобы не сказать нелепое. В базовом законе действительно имеется в виду, что производитель алкоголя — это только юридические лица, но из этого не следует, что нельзя вносить в Кодекс об административных правонарушениях дополнения, касающиеся физических лиц. Наоборот, из этого следует, что производство физическими лицами, по крайней мере, производство с целью продажи, или продажа алкогольных напитков незаконны. В конце концов, если уж на этом так настаивали и уважаемый комитет, и Правовое управление Аппарата Государственной Думы, можно было бы просто перенести рассмотрение этого законопроекта на более поздний срок — до рассмотрения новой редакции закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции, или, предположим, решить так, чтобы он вступал в действие либо с 2005 года, либо одновременно с новой редакцией этого самого базового закона.

Хочу повторить, уважаемые коллеги, еще раз: да, мы понимаем, что текст законопроекта, может быть, несовершенен, но вполне возможно внести необходимые изменения ко второму чтению.

Мы полагаем, что от нашей законодательной инициативы уже есть один плюс: профильный комитет подготовил парламентский запрос правительству по этому поводу. Но это самый легкий путь, уважаемые коллеги, если хотите, это путь Понтия Пилата: мы умываем руки, а дальше пусть правительство делает всё, что считает необходимым. Нам кажется, что нельзя снимать с себя ответственность.

Я глубоко убежден в том, что в оценке ситуации правы не наш глубокоуважаемый комитет с его титулованными юристами, не наше глубокоуважаемое Правовое управление с его не менее титулованными юристами, а практически действующие работники милиции, которые утверждают, что мы не дали им средств, законодательных средств, для того чтобы ограничить в России самогоноварение и спаивание нации.

Спасибо за внимание, и прошу поддержать законопроект в первом чтении.

Не принимается.