О проекте ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ». Второе чтение

Председательствующий [Морозов О.В.]. Переходим к процедуре рассмотрения законопроектов во втором чтении. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации». Доклад председателя Комитета по труду и социальной политике Андрея Константиновича Исаева.

Исаев А.К., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, фракция «Единая Россия».

Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект был принят нами в первом чтении 8 декабря 2006 года. За время, прошедшее после первого чтения, в Государственной Думе состоялись консультации с участием представителей правительства, профсоюзов и объединений работодателей, дважды проводились совещания у Председателя Государственной Думы Бориса Вячеславовича Грызлова. В результате удалось существенно доработать законопроект. Новая редакция представляется вам на рассмотрение.

Хотел бы обратить внимание на основные, принципиальные изменения, которые вносит новая редакция законопроекта. Во-первых, нам удалось договориться о более существенном повышении минимального размера оплаты труда. В поправках, одобренных комитетом, мы предлагаем установить с 1 мая 2007 года минимальный размер оплаты труда в сумме 1400 рублей в месяц и с 1 сентября 2007 года — в сумме 2300 рублей в месяц. В этом случае к 1 сентября минимальный размер оплаты труда достигнет почти 60 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного человека в целом по Российской Федерации. Кроме того, забегая вперёд, хочу сказать, что в проект постановления Государственной Думы нами включён пункт 3, где мы рекомендуем Правительству Российской Федерации заложить необходимые средства, для того чтобы до конца 2008 года вывести минимальный размер оплаты труда на уровень прожиточного минимума трудоспособного человека. По нашим оценкам, это будет примерно 4300 рублей.

Большие споры вызвал вопрос о предоставлении субъектам Федерации права самостоятельно, своим решением устанавливать более высокую, чем установленная на федеральном уровне, минимальную заработную плату. Мы договорились о том, что такое право за субъектами будет оставлено, однако порядок принятия решения в новой редакции изменён: если в соответствии с редакцией первого чтения субъекты Федерации должны были принимать закон, то сейчас минимальная заработная плата может устанавливаться через соглашение, которое будет подписываться администрацией субъекта Федерации, объединениями работодателей и объединениями профсоюзов. Это соглашение подлежит обязательному опубликованию с предложением о присоединении к нему всех работодателей, которые не участвовали в его подписании.

В том случае, если работодатели в течение месяца письменно не сообщат в трёхстороннюю комиссию о своём отказе присоединиться к данному соглашению, они будут считаться присоединившимися к нему и будут обязаны исполнять его с момента опубликования. В том случае, если работодатели заявят в письменной форме об отказе от присоединения к соглашению, к такому отказу они будут обязаны приложить протокол обсуждения и согласования данного вопроса со своей профсоюзной организацией, а также план доведения минимальной заработной платы на предприятии (в организации) до уровня, рекомендованного соответствующим соглашением.

Третий принципиальный вопрос, который вызывал споры, — это вопрос, касающийся введения в административный кодекс отдельного состава административного правонарушения: назначение и выплата заработной платы ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В результате дискуссий и по настоянию стороны работодателей мы исключили такую отдельную статью, считая, что в принципе за данное правонарушение работодатели могут быть привлечены к ответственности по уже действующей статье, которая говорит о нарушении трудовых прав работников и правил охраны труда. Статья 5.27 сохраняется в прежней редакции, тем не менее мы ужесточаем саму ответственность — увеличиваем нижний предел размера штрафов, что соответствует концепции уже принятого Государственной Думой в первом чтении законопроекта, о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях.

Уважаемые коллеги, в тексте законопроекта содержится ещё ряд изменений, которые направлены на то, чтобы устранить имеющиеся противоречия и пробелы в трудовом законодательстве. Так, например, с момента принятия 122-го закона действует норма статьи 135 Трудового кодекса, в соответствии с которой Российской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений должны приниматься единые рекомендации по оплате труда работников бюджетной сферы. В соответствии с требованиями статьи 135 эти рекомендации должны направляться в Государственную Думу до внесения проекта федерального бюджета на соответствующий год, однако в последние годы, и в 2005-м, и в 2006-м, соблюсти эту норму не удавалось: из-за разногласий, существовавших в трёхсторонней комиссии, рекомендации появлялись уже после того, как бюджеты были приняты, и смысл в их принятии был в значительной степени утерян. В связи с этим мы предлагаем новую норму, в соответствии с которой, если сторонам не удалось договориться в срок, рекомендации принимаются правительством, но правительство обязано довести до сведения субъектов Федерации также мнение сторон трёхсторонней комиссии, официально оформленное. Это в том случае, если не выработана единая позиция по данным рекомендациям.

В законопроекте содержится ещё ряд поправок, которые направлены, как я уже сказал, на устранение пробелов и неточностей в Трудовом кодексе.

Уважаемые коллеги, уже после окончания срока подачи поправок в Комитет по труду и социальной политике поступили поправки Правительства Российской Федерации. Мы встретились с полномочным представителем Правительства Российской Федерации, с представителями Министерства здравоохранения и социального развития и убедились в том, что эти поправки в принципе учтены в поправках депутатов Государственной Думы, рекомендуемых сегодня нами к принятию, поэтому мы не стали выносить поправки правительства на отдельное голосование.

В связи с вышеизложенным Комитет по труду и социальной политике просит одобрить таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, отклонить поправки, рекомендуемые к отклонению, и принять законопроект во втором чтении.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Уважаемые коллеги, у нас процедура второго чтения. Две таблицы поправок. Докладчик подробно высказался по всем изменениям, которые произошли между первым и вторым чтениями. Пожалуйста, есть ли замечания по таблице 1? Есть. Пожалуйста, депутат Смолин.

Смолин О.Н. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. У меня одно замечание и одно предложение. Замечание такое. В таблице 1 содержится 11-я поправка, на мой взгляд, чрезвычайно важная, отвечающая позиции профсоюзов, согласно которой Правительству Российской Федерации предлагается устанавливать минимальные размеры…

Председательствующий. Олег Николаевич, мы потом обсудим, вы…

Смолин О.Н. Я просто объясняю, в чём суть проблемы. Под этой поправкой сейчас значатся фамилии: Исаев, Мосякин, Васильев и другие. Точно такую же поправку предлагали депутаты Смолин и Мельников, однако этих фамилий почему-то среди авторов поправки нет. Если бы мы не были уверены, что это техническая ошибка, то мы бы предположили, что это политическая дискриминация. Просим вернуть.

Далее. Поправку 4 прошу вынести на отдельное голосование.

Спасибо.

Председательствующий. Выносится на отдельное голосование поправка 4. Мы принимаем к сведению, если не возражает комитет, что авторами поправки являются ещё и названные депутаты.

Включите режим голосования.

Результат: принято.


Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, поправка 4 предлагает исключить из Трудового кодекса определение минимального размера оплаты труда. Мне представляется это неправильным, по крайней мере, по трём соображениям.

Позиция первая. Мы сравнительно недавно приняли такое определение, в частности, когда принимали серьёзные поправки к Трудовому кодексу летом прошлого года.

Позиция вторая заключается в том, что мы не можем требовать, чтобы правительство выводило минимальный размер оплаты труда на уровень прожиточного минимума, если самого определения минимального размера оплаты труда в Трудовом кодексе не будет.

И позиция номер три. Я не далее как позавчера был на Генеральном Совете профсоюзов, и вот всё, что я буду сегодня говорить, в основном связано с теми предложениями, которые были сделаны представителями Генерального Совета. Мы получили письма из региональных организаций, а также за подписью председателя Федерации независимых профсоюзов России, в которых категорически настаивают на том, чтобы в минимальный размер оплаты труда не включались надбавки компенсационного и стимулирующего характера. А если мы исключаем определение МРОТ из Трудового кодекса, мы автоматически выбрасываем и надбавки стимулирующего и компенсационного характера.

Прошу не голосовать за эту поправку и сохранить действующую редакцию части соответствующей статьи Трудового кодекса.

Исаев А.К. Уважаемые коллеги, комитет, конечно, поддерживает данную поправку. Я хотел бы обратить внимание на то, что определение минимального размера оплаты труда содержится также в статье 133 Трудового кодекса и поэтому никакого ущерба для МРОТ как понятия данная поправка не содержит.

Что касается отрыва минимального размера оплаты труда от ставки первого разряда единой тарифной сетки, то это концепция данного законопроекта, которая принята нами в первом чтении. И сделано это совершенно осознанно, потому что в случае, если бы минимальный размер оплаты труда был равен ставке первого разряда единой тарифной сетки, это означало бы, что всем работникам бюджетной сферы, так или иначе связанным с ЕТС, необходимо было бы поднять заработную плату в той же пропорции, в какой будет повышен минимальный размер оплаты труда. Мы его повышаем в этом году более чем в два раза. В этом случае значительная часть субъектов Федерации просто окажутся банкротами, потому что у них не хватит средств на выплату заработной платы, не говоря уже о других статьях расходов. Поэтому нами принято осознанное решение оторвать МРОТ от единой тарифной сетки, сделать это действительной гарантией минимального размера оплаты труда, вернуть ему изначальное конституционное звучание (хочу напомнить, что МРОТ кроме Трудового кодекса также упоминается и в Конституции Российской Федерации).

Мы считаем данное решение правильным. Что касается опасений, которые высказывает Олег Николаевич Смолин, то хочу обратить ваше внимание: 5-й статьёй законопроекта напрямую запрещено отменять, умалять или как-либо изменять в связи с принятием настоящего закона все компенсационные социальные выплаты. Поэтому опасения подобного рода нам кажутся преувеличенными.

Председательствующий. Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка 4 из таблицы принятых. Депутат Смолин предлагает её отклонить, комитет предлагает её принять. Включите режим голосования.

Результаты голосования

Проголосовало за:
308
68,4%
Проголосовало против:
63
14,0%
Воздержалось:
0
0,0%
Не голосовало:
79
17,6%

Результат: принято.


Логинов А.В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе.

Уважаемые коллеги, поправка 2 предусматривает поэтапное увеличение МРОТ: с 1 мая — до 1400 и с 1 сентября — до 2300 рублей. Поправка 16 предусматривает вступление в действие данного федерального закона с 1 мая 2007 года.

Уважаемые коллеги, для того чтобы было осуществлено увеличение МРОТ, необходимы следующие действия. В первую очередь необходимо внести изменения в бюджеты всех уровней и изыскать дополнительные средства для финансирования оплаты труда бюджетников.

Второе. Необходимо внести изменения в целый ряд нормативных актов, регулирующих оплату труда в бюджетной сфере, а также направить соответствующие указания объединениям работодателей, чтобы они организовали работу по изменению локальных нормативных актов, а также перераспределению финансовых средств, направляемых на формирование фондов оплаты труда их предприятий.

Всё это огромный объём работы. С учётом того что данный законопроект мы сегодня рассматриваем во втором чтении, в среду он, видимо, будет принят в третьем чтении и одобрен Советом Федерации не раньше 30 марта. На все необходимые процедуры уйдёт не меньше месяца. Правительство полагает, что к 1 мая, безусловно, начать выплачивать нашим гражданам зарплату с учётом повышения МРОТ нереально. Это приведёт к серьёзным социальным последствиям, и поэтому мы полагали бы совершенно логичным сделать это увеличение с 1 сентября. Для этого у нас будет вся необходимая документальная база подготовлена, этот процесс пройдёт без проблем. Поэтому просим поддержать нашу позицию — увеличить МРОТ до 2300 рублей с 1 сентября 2007 года, чтобы вся работа была проведена в установленные сроки, и просим поддержать в этой связи поправку депутата Гузанова, розданную в зале.

Председательствующий. Пожалуйста, Исаев Андрей Константинович.

Исаев А.К. Уважаемые коллеги, комитет в целом поддержал эти поправки, 2-ю и 16-ю. Дискуссии с правительством у нас состоялись по этому поводу позже. Действительно, в связи с тем, что у нас несколько затянулось принятие закона, мы попадаем в некую авральную ситуацию. В случае введения новой величины МРОТ с 1 мая ряд субъектов Федерации может оказаться к этому не готов, и возникнут серьёзные правовые коллизии.

В этой связи могу высказать только свою личную точку зрения, что в случае принятия поправки депутата Гузанова — а она предлагает повышение до 2300 рублей с 1 сентября, это самое главное в статье 1 закона, — я думаю, что поправки 2 и 16 могут быть отклонены. Поэтому я предложил бы, Олег Викторович, если это возможно, сначала проголосовать поправку депутата Гузанова, а потом уже голосовать поправки 2 и 16. В случае если поправка депутата Гузанова пройдёт, мы можем отклонить поправки 2 и 16.

Председательствующий. Вместе с тем депутат Исаев от себя лично высказал точку зрения, что есть возможность согласиться с предложением правительства по изъятию поправок 2 и 16, в случае если будет рассмотрена и принята поправка, розданная в зале, депутата Гузанова. Поэтому я предложил бы сейчас приостановить обсуждение таблицы 1 и рассмотреть поправку, которая роздана вам на отдельном листе, чтобы вы потом голосовали по поправкам 2 и 16 с полным пониманием того, что мы делаем.

Пожалуйста, кто будет обосновывать поправку? Андрей Константинович, пожалуйста. Она роздана депутатам на отдельном листочке.

Исаев А.К. Да, она действительно роздана на отдельном листе. Данная поправка предполагает повышение минимального размера оплаты труда с 1 сентября этого года до уровня 2300 рублей, то есть удвоение МРОТ, и даже больше чем удвоение, по сравнению с нынешним размером в 1100 рублей, который сейчас действует. Предлагаю эту поправку поддержать.

Председательствующий. Уважаемые депутаты, возражений нет? Ставится на голосование поправка депутата Гузанова, которая роздана в зале на отдельном листочке. Её смысл депутат Исаев изложил: с 1 сентября размер МРОТ — 2300 рублей, это более чем двукратное повышение.

Включите режим голосования.

Результаты голосования

Проголосовало за:
380
84,4%
Проголосовало против:
1
0,2%
Воздержалось:
0
0,0%
Не голосовало:
69
15,3%

Результат: принято.


Председательствующий. Теперь таблица 2. В этой таблице у нас тридцать семь поправок, которые комитет рекомендует отклонить. Есть ли замечания по данной таблице и предложения какие-то поправки рассмотреть отдельно? Я вижу: депутаты Бадалов, Смолин, Иванова и Бабурин.

Смолин О.Н. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 2, 4, 17, 16, 28 и 32.

Уважаемый Олег Викторович, поправка 2 была предложена Федерацией независимых профсоюзов России. Как член группы «Солидарность», я выношу её на ваше рассмотрение. Она предусматривает поэтапное повышение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума, не в абстрактной форме поручение правительству, а в конкретных цифрах. Да, она предполагает, поскольку тогда ещё не была согласована сумма 2300 рублей, с 1 сентября 2007 года — 2000 рублей, с 1 января 2008 года — 2700 рублей, с 1 сентября 2008 года — 3500 рублей и с 1 января 2009 года — 5000 рублей, что более или менее соответствует прожиточному минимуму трудоспособного человека, прогнозируемому на этот период.

В обоснование этой поправки, уважаемые коллеги, я хотел бы заметить, что, с нашей точки зрения, сам размер прожиточного минимума в России значительно занижен, и мы неправильно считаем количество бедных. По крайней мере, если правительство насчитывает в России менее 15 процентов бедных, то, согласно последнему докладу Организации Объединённых Наций, в России насчитали 53 процента бедных и при этом заявили, что по международным критериям Россия занимает шестьдесят пятое место в мире по этому показателю. По некоторым другим оценкам, которые мне приходилось видеть в предшествующие годы, даже до сто второго места доходит.

Я полагаю, что лучше конкретно указать людям график повышения минимальной заработной платы, чем давать поручения правительству: в совокупности люди получат значительно больше. Прошу поддержать эту поправку.

Спасибо.

Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы С.Н. Бабурин

Председательствующий. Пожалуйста, позиция комитета, Андрей Константинович.

Исаев А.К. Спасибо, Сергей Николаевич. Уважаемые коллеги, действительно, данная поправка отражает позицию, с которой начинала переговоры по этому закону Федерация независимых профсоюзов России. Однако переговоры — это улица с двухсторонним движением. Переговоры велись, и на сегодняшний день нами согласована другая концепция повышения МРОТ в 2007 году. Если мы примем данную поправку, то, с одной стороны, конечно же, мы укажем некую перспективу, как справедливо говорит Олег Николаевич, но, с другой стороны, в отношении 2007 года положение ухудшим, потому что мы только что проголосовали за 2300 рублей с 1 сентября, а в этой поправке написано «2000 рублей». С учётом этого комитет предлагает данную поправку отклонить.

Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О.В. Морозов

Председательствующий. Ставится на голосование поправка 2. Депутат Смолин просит её принять, комитет предлагает её отклонить.

Включите режим голосования.

Результаты голосования

Проголосовало за:
96
21,3%
Проголосовало против:
1
0,2%
Воздержалось:
0
0,0%
Не голосовало:
353
78,4%

Результат: принято.


Поправка 4. Пожалуйста, депутат Смолин.

Смолин О.Н. Спасибо, уважаемый Олег Викторович.

Предлагаемый текст законопроекта предполагает, уважаемые коллеги, что в случае, если у бюджетных организаций не будет хватать средств на повышение минимальной заработной платы до того уровня, который установлен законом, они должны будут использовать для этих целей внебюджетные средства. Мы полагаем, что это категорически неправильно, что это, с одной стороны, противоречит логике, так как если это бюджетная организация, то она должна обеспечиваться бюджетными средствами в полном объёме, с другой стороны, это вводит правительство или соответствующий орган исполнительной власти в соблазн не давать такому учреждению бюджетных средств, требовать, чтобы оно их зарабатывало непременно само. Ну, например, сегодня уже говорили о том, что пытаются брать деньги в школах, в больницах за всё, за что их по Конституции и законодательству брать не положено. Давайте не будем провоцировать бюджетные организации на то, чтобы превращать бесплатные социальные блага в платные услуги, давайте поддержим эту поправку.

Председательствующий. Пожалуйста, Андрей Константинович.

Исаев А.К. Спасибо, Олег Викторович.

Уважаемые коллеги, мы считаем, что данную поправку необходимо принимать, и связано это вот с чем. На сегодняшний день бюджетные организации часто…

Председательствующий. Принимать, да?

Исаев А.К. Надо отклонить данную поправку, прошу прощения. Я оговорился, прошу извинения. Данную поправку необходимо отклонить, и вот в связи с чем. Дело в том, что на сегодняшний день бюджетные организации очень часто выполняют дополнительные хозрасчётные функции, зарабатывают себе дополнительные средства. С этой целью они могут, в том числе и создавать ставки, которые не предусмотрены бюджетом. Естественно, скажем, если ставка лаборанта создана для ведения дополнительного хозрасчётного факультатива, то эта ставка должна оплачиваться из тех средств, которые в данном случае организация заработала. Ничего страшного я в этом не вижу. Первым источником финансирования минимальной заработной платы для бюджетных организаций назван бюджет соответствующего уровня. Нам кажется такой подход вполне логичным и последовательным, поэтому поправку депутата Смолина мы не поддерживаем.

Председательствующий. Ставится на голосование поправка 4. Депутат Смолин просит её принять, комитет предлагает отклонить.

Включите режим голосования.

Результаты голосования

Проголосовало за:
87
19,3%
Проголосовало против:
0
0,0%
Воздержалось:
0
0,0%
Не голосовало:
363
80,7%

Результат: принято.


Пожалуйста, депутат Смолин, поправка 17.

Смолин О.Н. Спасибо, уважаемый Олег Викторович.

Поправка 17. Всё та же тема — сохранить в Трудовом кодексе положение о том, что компенсационные, стимулирующие выплаты и выплаты социального характера не входят в величину минимального размера заработной платы.

Андрей Константинович абсолютно прав, что эта поправка очень сильно затрагивает интересы бюджетной сферы и интересы бюджета тоже. Но я хотел бы обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на то, что в России крайне недооценён квалифицированный труд, в том числе труд по созданию человеческого потенциала. В то время, когда весь мир переходит на измерение успехов или неудач страны именно по показателям человеческого потенциала, мы продолжаем говорить об удвоении ВВП. Если вы посмотрите на таблицы, показывающие уровень оплаты труда, вы довольно часто там увидите: на пятом месте снизу — медики, на четвёртом месте снизу — учёные, на третьем месте снизу — работники образования, на втором снизу — работники культуры, на первом снизу — работники сельского хозяйства. Мне представляется, что мы не можем поднимать человеческий потенциал страны, если меньше всего платим тем, кто как раз его создаёт.

Я прошу вас поддержать поправку.

Председательствующий. Пожалуйста, Андрей Константинович.

Исаев А.К. Содержание данной поправки мы уже фактически обсуждали, она о том же — об исключении из МРОТ стимулирующих и дополнительных выплат, поэтому, мне кажется, аргументацию приводить по данному вопросу дополнительно не нужно.

Хотел бы обратить внимание уважаемых депутатов на то, что данным законопроектом в статье 144 Трудового кодекса мы устанавливаем обязанность правительства принимать базовые оклады для работников бюджетной сферы. Ранее такой обязанности не было. Поэтому я считаю, что этот законопроект делает серьёзный шаг по усилению социальной защиты работников бюджетной сферы.

Спасибо.

Председательствующий. Ставится на голосование поправка 17 из таблицы отклонённых. Депутат Смолин предлагает её принять, комитет предлагает оставить её в таблице отклонённых.

Результаты голосования

Проголосовало за:
77
17,1%
Проголосовало против:
0
0,0%
Воздержалось:
0
0,0%
Не голосовало:
373
82,9%

Результат: принято.


Поправка 16. Пожалуйста, депутат Смолин.

Смолин О.Н. Спасибо, уважаемый Олег Викторович.

Поправка 16 на ту же тему, но в более мягкой редакции. Она была предложена Федерацией независимых профсоюзов России. Я зачитаю ключевую её часть: «В величину минимального размера оплаты труда не включаются выплаты компенсационного характера, перечень которых устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Другими словами, основная часть выплат стимулирующего, компенсационного и социального характера должна исключаться из величины минимального размера оплаты труда, но некоторые из них по соглашению с правительством, при участии трёхсторонней комиссии могут всё-таки включаться в величину минимального размера оплаты труда. Это более мягкая, компромиссная поправка, предложенная профсоюзами. Может быть, вы её поддержите, уважаемые коллеги? В особенности обращаюсь к членам группы «Солидарность».

Председательствующий. Пожалуйста, Андрей Константинович.

Исаев А.К. Уважаемые коллеги, нет необходимости поддерживать данную поправку по следующим причинам.

Во-первых, если мы говорим о бюджетной сфере, то на сегодняшний день тот порядок, о котором говорил Олег Николаевич Смолин, фактически существует, и данный закон только закрепляет это. Сегодня у нас российская трёхсторонняя комиссия должна принимать единые рекомендации по оплате труда работников бюджетной сферы, которые обязаны учитывать органы государственной власти и органы местного самоуправления при определении размеров финансирования бюджетных организаций. В них российская трёхсторонняя комиссия вправе рекомендовать включать в минимальный размер оплаты труда или не включать какие-либо выплаты и так далее, и тому подобное.

Кроме того, этим же законом, повторю, мы не только даём правительству право, но и вменяем в обязанность определять базовые оклады для бюджетников. Поэтому для бюджетников данной проблемы не будет. Базовые оклады, которые определит правительство, и так не будут в себя включать никаких компенсационных выплат, то есть это будут базовые оклады, и они теперь будут определяться правительством.

Для небюджетной сферы в этой поправке также нет необходимости. Почему? Потому что мы оторвали МРОТ от тарифной сетки и речь идёт только о тех, кто получает действительно минимальную заработную плату, которая остаётся ниже прожиточного минимума. Нет «вредников», нет «сложников», которые во внебюджетной сфере получали бы такую заработную плату, — они все получают гораздо более высокую заработную плату, и поэтому проблемы, связанной с защитой их прав, не возникает. Поправку я предлагаю не поддерживать.

Председательствующий. Ставится на голосование поправка 16. Депутат Смолин предлагает её принять, комитет предлагает её отклонить.

Результаты голосования

Проголосовало за:
83
18,4%
Проголосовало против:
0
0,0%
Воздержалось:
0
0,0%
Не голосовало:
367
81,6%

Результат: принято.


Депутат Смолин обосновывает поправку 28.

Смолин О.Н. Спасибо, уважаемый Олег Викторович.

Поправкой 28 мы поднимаем всё ту же проблему: вернуть в Трудовой кодекс ещё не исключённое, правда, но исключаемое положение о том, чтобы ставка первого разряда единой тарифной сетки оказалась не ниже минимального размера оплаты труда. В обоснование помимо всего того, о чём говорилось, хочу привести ещё два аргумента.

Первое. Андрей Константинович абсолютно прав: действительно закон делает большой и важный шаг вперёд, предлагая правительству установить базовые оклады. Но хотел бы заметить, что этот шаг вперёд лишь компенсирует тот шаг назад, который был сделан законом, печально знаменитым законом о так называемой монетизации, в августе 2004 года. Мы пытаемся только преодолеть трудности, которые правительство при поддержке большинства Государственной Думы само перед собой воздвигло.

Второе, уважаемые коллеги, касается роста заработной платы в бюджетной сфере. Я хотел бы заметить, что, по оценкам профсоюзов, даже поручение президента об увеличении этой заработной платы в полтора раза в течение 2005—2007 годов не исполнено. Если же мы обратимся к оценкам роста цен на товары первой необходимости, которые дают независимые эксперты, в частности Институт экономики Российской академии наук и некоторые другие, то получится, что эта заработная плата почти не растёт. Ну, судите сами: в 2005 году официальная инфляция — около 11 процентов, рост цен на товары первой необходимости по тридцати одному виду товаров и услуг, согласно данным независимых экспертов, — около 30 процентов, соответственно рост заработной платы в бюджетной сфере — 31 процент. В прошлом, 2006 году, согласно официальным данным, рост цен на товары первой необходимости — 9 процентов, согласно данным Института экономики Российской академии наук, — 25—30 процентов, рост заработной платы — прим