Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе пятого созываО приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов российской федерации в связи с федеральным законом \"о

О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"

Председательствует заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации О.В. Морозов

Председательствующий. Пункт 12, проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Докладывает Виталий Борисович Шуба, первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам....

Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин, обоснование по 1-й поправке.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Поправка 1 предполагает исключение из закона положения о том, чтобы приостановить действие статьи 52.2 Закона Российской Федерации "Об образовании". Это положение предусматривает, напомню, компенсацию части родительской платы за содержание ребёнка в детских дошкольных учреждениях: 20 процентов — за первого ребёнка, 50 процентов — за второго, 70 процентов — за третьего и последующих детей. Почему мы просим вас не приостанавливать эту норму? Аргументы следующие.

Первое. Мы совсем недавно соответствующий закон приняли, коллеги. Приостанавливая действие сейчас, мы ставим себя в довольно смешное положение.

Аргумент второй заключается в том, что я не очень верю в утверждение уважаемого мною правительства, что все субъекты Российской Федерации будут сами исполнять это положение закона, что соответствующие средства предусмотрены в базе субъектов Российской Федерации. По разным оценкам, субъектам Российской Федерации в следующем году будет не хватать до 450 миллиардов рублей. На что они предпочтут потратить средства, будут ли здесь на первом месте дети или возникнут какие-то другие приоритеты, сказать невозможно.

Положение третье, уважаемые коллеги. Весь этот законопроект вызывает у меня серьёзные сомнения. Я вам напомню: в своё время при принятии закона номер 122, печально знаменитого закона о монетизации, при обосновании необходимости его принятия ссылались на решение Конституционного Суда, который заявил, что мы не должны поступать подобным образом, мы не должны приостанавливать действие закона в связи с принятием бюджета. Теперь, оказывается, решение Конституционного Суда мы уже не помним.

И наконец, аргумент четвёртый, который заключается в следующем. Коллеги, да, мы радовались, что в августе текущего года у нас впервые за много лет рождаемость превысила смертность. Я вас должен разочаровать: это очень ненадолго, все демографы говорят, что рождаемость очень скоро снизится. А вот насчёт смертности прогноз Фонда народонаселения ООН нам говорит о том, что в 2050 году мы будем иметь сто семь — сто восемь миллионов граждан вместо ста сорока одного миллиона в настоящее время. Мы даём очень плохой знак родителям, мы даём очень плохой знак субъектам Российской Федерации — мы говорим, что дети перестали для нас быть приоритетом.

Я прошу вас поддержать эту поправку и сохранить норму закона о компенсации родительской платы в детских дошкольных учреждениях.

Спасибо.

Председательствующий. Пожалуйста, Шуба, позиция комитета.

Шуба В.Б. Уважаемый Олег Николаевич, уважаемые коллеги! Вот, Олег Николаевич, первое. Вы неправильно трактуете постановление Конституционного Суда. Конституционный Суд сказал следующее: если в законе есть норма, которая требует определённых затрат, финансирование на покрытие этих затрат должно выделяться. А если мы не предусматриваем финансирования, это не снимает обязательств с бюджета соответствующего уровня. А относительно 122-го закона, ну, я думаю, что полемика давно уже закончилась, — абсолютно правильное было решение, и сегодня все социальные обязательства государство выполняет перед населением. Это первое.

Второе. Это является расходным полномочием субъектов Российской Федерации, и субъекты Российской Федерации это расходное полномочие будут исполнять. Субсидии не заложены в федеральном бюджете, который, как я сказал, уже подписан президентом Российской Федерации и вступает в силу с 1 января 2010 года. И ввиду того, что субъекты Федерации будут исполнять это расходное полномочие, мы дополнительно передали субъектам Российской Федерации средства — а я уточняю, что, по расчётам правительства Российской Федерации, это 87,8 миллиарда рублей, — на исполнение в том числе и этого полномочия в полном объёме.

Председательствующий. Ставится на голосование поправка 1 из таблицы отклонённых. Депутат Смолин предлагает её поддержать.

Включите режим голосования.

Покажите результаты.

Результаты голосования (14 час. 41 мин. 28 сек.)

Проголосовало за – 118 чел. (26,2%);

Проголосовало против – 2 чел. (0,4%);

Воздержалось – 0 чел. (0,0%);

Голосовало – 120 чел.

Не голосовало – 330 чел. (73,3%).

Не принято.

Отклоняется поправка.

Ставится на голосование данный законопроект во втором чтении.

Включите режим голосования.

Покажите результаты.

Результаты голосования (14 час. 41 мин. 57 сек.)

Проголосовало за – 317 чел. (70,4%);

Проголосовало против – 84 чел. (18,7%);

Воздержалось – 0 чел. (0,0%);

Голосовало – 401 чел.;

Не голосовало – 49 чел. (10,9%).

Принято.

Законопроект принят во втором чтении.