«Правительственный час» с участием министра образования и науки Д. Ливанова

Председательствует Председатель Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкин.

Смолин О.Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги!

Год назад в этом зале я говорил о том, что к каждому новому министру образования и науки наша фракция относится с положительной гипотезой.

Сегодня я вынужден констатировать, увы, это гипотеза не подтверждается. У нас нет мелочных претензий к министру, например, по поводу борьбы с плагиатом в депутатских диссертациях, скорее, наоборот, мы тут министерство поддерживаем. Однако, не считая ужасного бюджета на 2014 год, у нас есть пять фундаментальных претензий к политике не только министерства, скажу шире, правительства и президента Российской Федерации.

Первая претензия. Новый закон об образовании. Про оплату студенческого общежития уже говорили. И действительно в некоторых регионах она поднялась в 10 раз. В московских вузах вышла за 5,5 тысяч и так далее. В следующем году начнёт резко повышаться плата за детские сады.

Дмитрий Викторович, вы подписали приказ № 1047 «Об учебном книгоиздании». Если приказ не будет изменён, родителям и регионам это обойдётся в 17 миллиардов рублей. Многие хорошие прежние учебники из школы уйдут, а новые попасть практически не смогут.

Напомню, нами был подготовлен альтернативный проект закона о народном образовании, рекордное число поправок ко второму чтению, и сейчас 10 законопроектов, направленных на исправление пороков нового закона. Разве это не конструктивная работа? Я думаю, это рекорд конструктивности, но вот министерство далеко не всегда идёт нам навстречу.

Но даже в том случае, когда закон открывает возможности научно-образовательного прорыва, этого не происходит.

Я – куратор экспертного совета по информационным технологиям в образовании. Ситуация такая: в соответствии с законом, вузы, ведущие электронное обучение, нагружены дополнительными обязательствами по полной программе, а вот при этом не освобождены от массы бюрократических ограничений.

Дмитрий Викторович, если мы проиграем цифровую революцию и конкуренцию за человеческие ресурсы, отвечать будем все, но министр больше всех.

Второе. Новый стандарт для старшей школы. Его подписал Андрей Фурсенко, но и новый министр с ним солидаризировался, а, между тем, стандарт позволяет окончить школу, не изучив базовых учебных предметов: ни физики, ни химии, ни биологии, ни литературы, ни истории как отдельных предметов, заменив их другими.

Мы собрали необходимое число подписей для возбуждения процедуры парламентского расследования. Но ещё раз конструктивно предлагаем Министерству образования и науки «круглый стол» для исправления пороков стандарта, пока не разрушена система общего образования.

Третье. Так называемая «дорожная карта» от 30 декабря 2012 года. Составлявшие её «картографы» или «картёжники» предусмотрели резкое повышение числа учеников на одного учителя, студентов – на одного преподавателя. По данным экспертов, это приведёт к увольнению 90 тысяч школьных учителей, до 40 процентов вузовских преподавателей, нагрузка остальных при этом увеличится почти на 30 процентов. Мы требуем отмены «дорожной карты».

Четвертое. Мониторинг вузов. Да, он частично исправлен. Но его чудаческая методология вызвала недовольство всех четырёх фракций Государственной Думы, всех четырёх.

Дмитрий Викторович, сколько мы будем эффективность науки измерять рублями? Может лучше калориями? Я не знаю ни одной страны, где бы так измерялась эффективность научной работы.

Как куратор Экспертного совета по негосударственному образованию я хочу сказать, что устроено соревнование пеших и конных. Если бы вы требовали одинаковых образовательных результатов от всех учебных заведений, абсолютно справедливо, согласен, но вы же требуете одинаковых финансовых результатов. При этом одним деньги даёте, а другим – нет. Какая же это справедливость? Мы предлагаем: мониторинг надо поставить с головы на ноги.

И наконец, пятое и последнее. Закон об Академии наук. Мы убеждены: это не реформирование, это разрушение последнего остова бывшей великой державы.

Если верить экспертам, за последнее столетие академии наук ликвидировались: в Италии при Муссолини, в Туркмении при Туркменбаши, ещё в бывших советских прибалтийских республиках. Интересно, с кого берут пример наши лидеры?

Мы требуем отмены закона об Академии наук. Я не согласен с президентом, что министр образования и науки – это расстрельная должность. Но вызывает глубокое разочарование, что во втором правительстве подряд именно министр образования и науки, по данным ВЦИОМ, занимает среди министров и вице-премьеров правительства последнее место в рейтинге доверия народа.

Наверное, это повод задуматься: надо ли дальше идти вверх по лестнице, ведущей вниз? Фракция собрала необходимое число подписей для постановки вопроса о недоверии правительству. Для себя нам ничего не надо, но если правительство не пойдет нам навстречу, нашим избирателям, эта процедура будет запущена.

Наше требование – новый курс образовательной и научно-инновационной политики. Это требование разделяется большинством образовательного и научного сообщества. Спасибо.

Полный текст стенограммы (файл PDF, 2,44 Mб).