О внесении изменений в статью 103 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (фрагмент)

Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И.И. Мельников.

Председательствующий. Докладывает Олег Николаевич Смолин.

Смолин О.Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги! Уважаемый Иван Иванович!

Я много раз начинал мои выступления в этом зале со слов Ньютона: «гипотез не сочиняю» и сейчас хочу их повторить.

Дело в том, что это не моя личная инициатива, это инициатива вполне конкретно Омского региона, Министерства образования Омской области и Союза директоров средних специальных учебных заведений.

Суть законопроекта предельно проста, уважаемые коллеги. В свое время мы принимали специальный закон об инновационных предприятиях, причём из образовательных учреждений дали право создавать такие предприятия только высшим учебным заведениям.

Затем этот специальный закон вошел в виде норм в Федеральный закон номер 273 «Об образовании в Российской Федерации». Когда принимали этот закон, мы и другие депутаты давали поправки в том смысле, что неплохо было бы распространить право создавать инновационные предприятия не только на высшие учебные, но и на средние специальные учебные заведения, сейчас они обзываются у нас образовательными, профессиональными образовательными организациями.

Тогда, к сожалению, нам в этих поправках отказали и теперь, как вы видите, не только Омский, но и многие другие регионы поддерживают идею, всё-таки, распространить такое право на средние специальные учебные заведения.

Вот наши аргументы в пользу этого законопроекта.

Первое. Вынужден повториться, ситуация с инновациями, с высокими технологиями в стране неблагополучная, об этом не устает говорить Жорес Иванович Алферов. Данные по сокращению количества инноваций в 5-7 раз по сравнению с советскими временами я вам уже приводил, могут приводить и другие, все вы понимаете, что мы крайне заинтересованы в развитии современных технологий, связанных с наукой.

Повторюсь еще раз. Не случайно Союз промышленников и предпринимателей, не левая политическая оппозиция, а промышленники и предприниматели говорят: мало импортозамещения, нам нужна новая индустриализация, которая, в частности, предполагает интеграцию науки, образования и производства.

Второе. Коллеги, те, кто бывал в современных средних специальных учебных заведениях, наверняка понимают, что это совсем не то же самое, что ФЗУ 40-х годов – это серьезный производственный и кадровый потенциал. Когда вместе с депутатом Шудеговым Виктором Евграфовичем мы ежегодно вручаем награды лучшим средним специальным учебным заведениям России, то обращаем внимание, что многие из их руководителей, это кандидаты и доктора наук.

Третье, уважаемые коллеги. Неверно думать, что изобретения, полезные модели и промышленные образцы возможны только в вузах. Я напомню вам известный пример с фильмом, самым знаменитым, пожалуй, советским – «Москва слезам не верит», где известный вам Георгий создавал приборы, на которых защищались кандидатские и докторские диссертации. До сих пор такие люди, я бы сказал, такие мужики, слава богу, в России не перевелись. Они тоже есть.

Четвёртое. Если мы откроем отзыв правительства, уважаемые коллеги, он, к сожалению, отрицательный. Но я бы сказал, во-первых, что он неверен юридически, а, во-вторых, что он основан на формально бюрократическом документе. Что написано в этом отзыве, если по-русски? По-русски там написано следующее. В законе не предусмотрено, что средние специальные учебные заведения обязательно должны заниматься наукой. Соответственно, инновационные предприятия – это коммерциализация научных разработок. Раз в законе про ссузы этого не написано, то нечего им такие права и давать. В переводе на русский. Коллеги, но при этом наши уважаемые коллеги из правительства спутали права чиновников и права образовательных организаций. Да, это для чиновников установлен принцип: разрешено только то, что разрешено. Для образовательных и других организаций установлен совсем другой принцип – то, что не запрещено, то, соответственно, разрешено. И многие средние и специальные заведения, несмотря на то, что в законе прямо не написано, что они занимаются наукой, наукой на самом деле занимаются.

Пятое, уважаемые коллеги. Нам говорят, что сейчас у средних специальных учебных заведений мало патентов. Но, коллеги, до тех пор, пока не будем стимулировать, до тех пор и будет мало патентов.

В заключении уважаемого мною комитета, родного для меня, по образованию, написано, что современное законодательство не мешает создавать разного рода предприятия. Не мешает, но и не стимулирует создание этих предприятий. А мы хотим, чтобы, как в случае с вузами, оно их стимулировало. Получается так, если у нас действительно мало патентов и изобретений, которые зарегистрированы на средние и специальные вузы, то государство никаких потерь, соответственно, не понесёт. Если же их будет много, государство от этого только выиграет, потому что получит инновации.

И последний аргумент, уважаемые коллеги, он же и шестой. Это позиция регионов. Я начну с короткого отвлечения от сути дела. Пару лет назад комитет Государственной Думы проводил большое совещание с региональными законодателями. Я долго слушал высказывания наших коллег из регионов и задал им встречный вопрос: «Коллеги, вот вы сейчас ставите перед нами массу вопросов. Вы помните, что несколько лет назад вам на выбор предоставлялся официальный законопроект «Об образовании в Российской Федерации» и наш альтернативный «О народном образовании»? Вы тогда в большинстве, подчиняясь политической дисциплине, высказались за официальный законопроект. Сегодня вы перед нами ставите массу вопросов, которые не решены в официальном законопроекте, но были решены в альтернативном проекте закона «О народном образовании».

Я говорю это к чему, уважаемые коллеги? К тому, что, несмотря на то, что у нас довлеет явно политическая дисциплина, и регионы принимают решение часто против себя в поддержку законопроектов, которые внесены либо правительством, либо депутатами от правящей фракции, этот законопроект поддерживается в подавляющем большинстве отзывов.

Читаю заключение комитета: законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Всего, соответственно, 27 субъектов Российской Федерации, из них 24 – положительных. Высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации. Всего их 40, из них 37 – положительных. Коллеги, если вы чувствуете себя представителями регионов Российской Федерации, вообще вам бы следовало поддержать этот законопроект. Спасибо за внимание. От него точно будет польза и точно не будет вреда.

Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич.

С содокладом выступает Надежда Анатольевна Шайденко.

Шайденко Н.А., фракция «Единая Россия».

Уважаемые коллеги, сначала в двух словах, о чём речь. Дело в том, что по закону «Об образовании» учреждения высшего образования имеют право создавать хозяйственные общества и хозяйственные партнёрства, как самостоятельные юридические лица. Вот именно в этом, чтобы вывести деятельность ссузов за пределы своего образовательного учреждения, и выступают авторы рассматриваемого законопроекта. Почему же Комитет по образованию, полностью поддерживая идею, что да, наши средние учебные заведения имеют возможность и должны коммерциализировать свою деятельность, в том числе путём внедрения в практику своих научных разработок, почему же комитет выступает против?

Во-первых, потому что действительно действующее законодательство имеет полностью все основания для того, чтобы средняя образовательная организация в своей структуре (вы чувствуете, я подчёркиваю разницу: вывести за пределы или в своей структуре?), в своей структуре могла создать любое структурное подразделение, в том числе научно-исследовательские лаборатории, КБ, учебные и учебно-производственные мастерские, учебно-опытное хозяйство, учебные полигоны, учебная база практик. И можно продолжать до бесконечности.

СУЗы могут, и многие из них действительно создают кафедры и другие структурные подразделения, которые отвечают за развитие науки по соответствующим образовательным программам. Но в данном случае учёт материальных результатов и доходов осуществляется в рамках образовательной организации, что имеет несомненное преимущество в части прозрачности хозяйственной деятельности организации.

Если вдруг средняя образовательная организация переходит в статус автономной организации, то по Закону «Об образовании» автономные организации имеют ещё больше прав для ведения разного вида хозяйственной деятельности, в том числе и по результатам своих научных исследований.

Одним из аргументов авторов было то, что действительно у нас занимаются наукой в средних профессиональных заведениях. Комитет по образованию обратился в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, и Роспатент официально ответил, что выявлено 40 патентов данных организаций среднего и профессионального образования на полезные модели и промышленные образцы. По профессиональным лицеям и училищам объектов не выделено.

Мы полагаем, Комитет по образованию, и та же позиция у фракции «Единая Россия», что у средних образовательных организаций имеется полная возможность продолжать развивать свою научную деятельность, внедрять её в рамках существующего законодательства, а когда она достигнет определённых результатов, может быть, вернуться к рассмотрению данного предложения.

Итак, комитет и фракция «Единая Россия» предлагают отклонить данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание.

Шудегов В.Е., фракция «Справедливая Россия». Уважаемая Надежда Анатольевна, в своё время Владимир Владимирович Путин давал указание ввести надбавки за учёные степени в наших как раз ссузах, в техникумах, в колледжах, но, к сожалению, как-то прошло время, и все забыли эти прямые указания, не исполнено, а ведь это означало ни что иное, как поддержку науки и, в том числе, создание всевозможных дополнительных надбавок за занятие наукой в ссузах.

Вы, что, считаете, что президент был неправ? Спасибо.

Шайденко Н.А. Разумеется президент был прав. Но установление или не установление надбавок за степень и звание не имеет никакого отношения к созданию или не созданию хозяйствующих обществ.

Бессонов В.И., фракция КПРФ. Уважаемая Надежда Анатольевна, вы в своём выступлении сказали о том, что позже можно вернуться к рассмотрению этого вопроса. А какая необходимость откладывать его рассмотрение, когда можно сейчас рассмотреть и поддержать?

Шайденко Н.А. Потому что на практике мы практически с вами не видим активной деятельности образовательных организаций по внедрению своих научных исследований в практическую деятельность даже в тех формах, которые они уже имеют по закону.

Коломейцев Н.В. Уважаемая Надежда Анатольевна, на практике у нас из 4 тысяч 328 ПТУ осталось менее тысячи. Более того, на практике у нас и хозяйствующих субъектов из-за неправильной кредитно-денежной политики число значительно сузилось.

Так почему хорошую идею надо ждать когда-то потом, когда её может уже и не быть? Может быть, всё-таки согласиться? Ко второму чтению внести поправки, если есть какие-то замечания, с вашей точки зрения, существенные. Спасибо.

Шайденко Н.А. Знаете, здесь никакие поправки не помогут. Здесь идея одна: выводить ли эту деятельность за пределы финансовой деятельности организации или не выводить. Комитет и фракция считают, что в настоящий момент вся эта деятельность должна осуществляться внутри образовательной организации.

Шудегов В.Е. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!

Фракция «Справедливая Россия» поддерживает законопроект, предлагаемый здесь нашим коллегой Олегом Николаевичем Смолиным.

Более того, хочу напомнить, что всё-таки это звенья одной цепи – дать возможность заниматься наукой в системе среднего профессионального образования, чтобы они могли получать и учёные степени, и получать за это надбавки, и, конечно, всячески поддерживать научную деятельность в этих учебных заведениях.

Фактически, когда наши чиновники говорят о том, что, а ну раз нет, как говорится, в законе запретов, значит, они этим могут заниматься. Но это нигде никем не учитывается, это не стимулируется так, как это делается в вузах. Посмотрите, какие огромные деньги иногда выделяются отдельным вузам для того, чтобы они, ну, я не знаю, там занимались выведением всяких морозоустойчивых обезьян и так далее, как это было в сюжете, в одном из фильмов.

Но в данном случае всё-таки среднее профессиональное образование – это практикоориентированное образование. И кому как не этой категории заниматься внедрением, ну, я бы сказал очень многих достижений, я не беру тут обо всех, но много таких направлений, которые бы вполне они могли довести до конкретного опытного изделия и в конечном итоге до реализации конкретной продукции.

Я просто напомню историю, что вот до сих пор идут споры о том, кто изобрел радио: наш блестящий ученый профессор, а в конечном итоге ректор, Попов или некто Маркони, который не имел даже и школьного среднего образования, но он стал лауреатом Нобелевской премии, и Европа именно его признает, в общем-то, изобретателем радио. Хотя мы все прекрасно знаем, что первую публикацию сделал Попов. И по нашим законам тот, кто сделал первую открытую публикацию, он и является изобретателем. Но не хватает очень часто нам доведения идеи научной до конкретного изделия. Если мы на корню это всё рубим, откуда же всё это может появиться у нас?

Поэтому я считаю, что принятие данного законопроекта позволило бы в системе среднего профессионального образования заниматься научной деятельностью. И, в общем-то, в качестве одного из показателей их успешной деятельности можно было бы ввести этот критерий. И вовсе не означает, что сразу все техникумы начнут тут изобретать… (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Добавьте минуту.

Шудегов В.Е. …продукцию, а речь идёт, прежде всего, о том, что в ряде техникумов появятся хорошие, в общем-то, совместные предприятия, хозяйствующие субъекты.

Конкретный пример привожу. Город Ижевск, у нас есть автомобильный техникум, который сейчас называется политехническим, он непосредственно территориально даже соседствует с автозаводом, но как не этому техникуму создавать, в общем-то, те или иные улучшающие образцы для конкретных автомобилей?

Поэтому я считаю, что надо поддержать данный законопроект и действительно не ждать, когда наступят лучшие времена. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Олегу Николаевичу Смолину включите микрофон.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, в связи с выступлением уважаемой Надежды Анатольевны я хотел бы заметить следующее.

Первое. Давайте всё-таки будем употреблять термины точно, у нас нет средних образовательных организаций, у нас есть профессиональные образовательные организации, ну, либо, по традиции, организации среднего профессионального образования или средние специальные учебные заведения.

Второе. Неверно, что суть законопроекта и суть дискуссии заключаются в том, где будут создаваться соответственно эти организации – как структурные подразделения ссузов или во вне? Дело совсем в другом. На самом деле формально по закону действительно у нас многие ссузы имеют возможности заниматься в том числе научно-инновационной деятельностью, но возможности, может быть, и есть, стимулов нет. Да?

Кстати, последнее время у нас опять возникла тема, которая когда-то существовала в последние годы советского периода, так называемых преступников поневоле. Многие директора, боясь массы жесточайших бюрократических ограничений, боятся проявлять инициативу, это тоже имеет место быть, и это тоже аргумент в пользу закона.

Третье. Я хочу спросить, почему для вузов мы создали стимулы в научно-инновационной деятельности, а для средних профессиональных образовательных организаций не создали? Чем они хуже? Ведь все признают, что стране нужны рабочие кадры, в том числе кадры высококвалифицированных рабочих, которые будут в том числе вовлечены и в эту самую инновационную деятельность.

Четвёртое, и последнее, уважаемые коллеги. Обращаю ваше внимание, законопроект не требует затрат. Вы знаете, что два последних года в реальных деньгах с учётом инфляции расходы на образование постоянно сокращаются. Так давайте вспомним хотя бы принцип «не даёте денег, дайте свободу». Повторю, это региональная инициатива, поддержанная большинством отзывов, которые пришли от законодательных и исполнительных органов власти регионов России. Прошу поддержать. Спасибо.

P.S. В связи с тем, что партия власти имеет большинство в Государственной Думе, законопроекты, не поддержанные ею, не имеют шансов на прохождение и принятие.