Об исполнении в субъектах РФ закона «О государственной социальной помощи» в части обеспечения граждан и семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума пособиями, субсидиями и компенсациями

Протокольное поручение Комитету ГД по труду и социальной политике

К заседанию Государственной Думы

По предложению депутата Государственной Думы О.Н. Смолина

Поручить Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике запросить у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Г. Н. Кареловой информацию об исполнении в субъектах Российской Федерации Федерального закона «О государственной социальной помощи» в части обеспечения граждан и семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума пособиями, субсидиями и компенсациями.

Полученную информацию довести до сведения депутатов Государственной Думы.


Информация о выполнении

Информация о реализации в субъектах Российской Федерации Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и опыт субъектов Российской Федерации по оказанию адресной социальной помощи малоимущим

Федеральный закон от 17 июля 1999 года за № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установил правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Согласно указанному закону получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам определяется законодательством субъектов Российской Федерации, в пределах разницы между сумой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» не затрагивает предоставление гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации (пособий по безработице, государственных пособий гражданам, имеющим детей, пособий по социальному страхованию, стипендий).

В целях дальнейшего развития нормативной правовой базы и в соответствии с данным законом принят Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Во исполнение этого закона выпущено постановление Правительства Российской Федерации «О Перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» от 20 августа 2003 г. № 512.

В субъектах Российской Федерации также приняты или принимаются нормативно-правовые акты по вопросам оказания государственной социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством с учетом своих финансово-экономических возможностей. Наряду с денежными выплатами, активно используются натуральные формы помощи (продукты питания, одежда, обувь, медикаменты, предоставление услуг и др.)

На основе представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации материалов по оказанию адресной социальной помощи малоимущим Минтруд России располагает следующей информацией в этой области:

Адыгея

В регионе действует Закон Республики Адыгея «О государственной социальной помощи в Республике Адыгея» (№ 221 от 5.02.02 г.). Указанным законом предусматривается предоставление социальной помощи в натуральной и денежной форме на основе проверки нуждаемости (ст. 9), однако сам порядок в законе прямо не определен.

Архангельская область

В соответствии с областным законом от 4 марта 1999 г. № 109-21-ОЗ «О социальной помощи отдельным категориям граждан на территории Архангельской области» принято постановление «О предоставлении адресной социальной помощи», которым определен порядок оказания адресной социальной помощи отдельным категориям граждан и ее финансирование.

Согласно постановлению к заявлению граждан, имеющих право на получение адресной помощи, прилагается справка о составе семьи, справки о доходах всех членов семьи, включая заработную плату, пенсии, пособия, алименты, компенсации и другие выплаты.

Ивановская область

В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в области еще в 1996 году было утверждено Положение о порядке оказания материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с ним материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказывается через пункты срочной социальной помощи, созданные во всех городах и районах области, в виде денежных средств, продуктов питания, горячих обедов, одежды, обуви, средств санитарии, гигиены, других предметов первой необходимости, оплаты топлива, проезда.

Гражданин, обратившийся за материальной помощью, предоставляет заявление и документы, подтверждающие его право на получение помощи. На основании этого работниками пункта срочной социальной помощи составляются акты материально-бытового обследования. В случаях возникновения сомнений в объективности представленных документов, работники могут выйти на дом к заявителю. Материальная помощь носит адресный, единовременный характер и оказывается одному и тому же лицу (семье) не чаще одного раза в квартал. Материальная помощь оказывается в размере, не превышающем установленный размер минимальной оплаты труда. В случае необходимости оказания материальной помощи в размере выше и чаще установленного, решение принимается специально уполномоченным на то коллегиальным органом или главой администрации района, города, области.

Органы местного самоуправления имеют право определять дополнительные виды помощи и категории получателей материальной помощи с учетом местных условий. В частности, в 2001 году обследованы материально-бытовые условия жизни 100,2 тыс. жителей области. На поименном учете в органах социальной защиты населения состоят 373,9 тыс. человек. В 2001 году различные виды адресной социальной помощи получили 691,7 тыс. чел. на сумму 81729,2 тыс. рублей, в т.ч. субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг 122 тыс. чел. (32376 тыс. руб.), оплату электроэнергии 290 тыс. чел. (10859 тыс. руб.), материальную помощь в органах и учреждениях социальной защиты населения 235,7 тыс. чел. на сумму 31113,5 тыс. рублей.

Камчатская область

Порядок предоставления и выплаты адресной социальной помощи на принципах проверки средств и оценки нуждаемости определен Законом Камчатской области от 27 марта 2001 г. N 136 «О внесении изменений и дополнений в Закон Камчатской области «О ежемесячном социальном пособии малообеспеченным гражданам и семьям, проживающим в Камчатской области».

В соответствии с Законами Камчатской области «О ежемесячном социальном пособии малообеспеченным гражданам и их семьям, проживающим в Камчатской области» и « Об областном бюджете на 2002 год» и в целях социальной поддержки населения принято постановление Губернатора «О размере социального пособия малообеспеченным гражданам и их семьям». Указанным постановлением установлен минимальный размер ежемесячного социального пособия малообеспеченным гражданам и их семьям, проживающим в Камчатской области в размере 20 рублей, максимальный размер ежемесячного социального пособия малообеспеченным гражданам и их семьям, проживающим в Камчатской области в размере 200 рублей.

Республика Коми

Государственная социальная помощь семьям с доходами ниже прожиточного минимума оказывается на территории республики с 1997 года в соответствии с законом «О прожиточном минимуме в Республике Коми». На основании нормативных актов Главы РК и после обязательной оценки реальной нуждаемости в государственной поддержке, производимой в управлениях по социальным вопросам администраций муниципальных образований (далее — в УСВ), семьи, получившие статус нуждающейся, получают различные виды социальной помощи в денежной и натуральной формах.

Изменения в численности малоимущих семей, зарегистрированных в УСВ и получивших статус «нуждающихся» за период действия вышеназванного закона, приведены в следующей таблице.

Период (месяц, год) Численность (тыс.) Изменение численности семей по сравнению с предыдущим периодом, %
Имеющие статус нуждающихся Получающие социальные пособия Имеющие статус нуждающихся Получающие социальные пособия
семьи чел. семьи чел.
Июль 1997 9,2 30,4 1,2 4,0 — —
Январь 1998 14,8 46,2 5,0 16,9 160,9 4,2 раза
Январь 1999 14,2 46,0 6,0 19,1 95,9 120
Июль 1999 26,6 81,1 6,5 19,7 187,9 108,3
Январь 2000 36,9 116,0 5,3 16,7 138,7 81,5
Октябрь 2000 24,2 73,9 2,4 6,5 65,6 45,3
Январь 2001 27,3 66,8 1,4 3,2 112,8 58,3
Октябрь 2001 29,2 86,0 1,3 3,8 107,0 92,9

Сумма длительно оказываемых видов помощи, получение которых может быть от 6 до 9 раз в год или же не ограничено по количеству раз, составила в среднем 1496 руб., в многодетных семьях — 1859 руб., в семьях с детьми дошкольного возраста — 1171 руб., в семьях с детьми школьного врзраста — 1022 руб., в семьях без детей — 531 руб.

Размеры государственной социальной помощи и частота их получения

Виды социальной помощи Частота получения (Ч), раз, и сумма социальной помощи (С), руб.
По всем респон-дентам Много-детная семья Семья с детьми дошколь-ного возраста Семья с детьми школьного возраста Семья без детей
Ч С Ч С Ч С Ч С Ч С
Бесплатное питание учащихся в общеобразовательных учреждениях 5 226 6 363 — — 5 193 — —
Льгота по оплате содержания детей в детских дошкольных учреждениях 7 147 7 177 7 139 — — — —
Компенсация (субсидия) на оплату жилищно-коммунальных услуг 7 460 8 532 7 425 7 501 7 347
Бесплатное обеспечение молочными продуктами питания детей первых двух лет жизни 7 324 7 255 7 231 — — — —
Помощь в натуральном выражении (кроме социального пособия) 1 340 1 372 1 325 1 342 1 324
Социальная помощь в денежном выражении (кроме социального пособия) 2 278 1 177 9 481 2 222 2 239
Социальное пособие в месяц на семью 4 339 4 532 4 376 4 328 3 184
Бесплатный проезд (для нуждающихся) 4 236 4 343 1 297 4 209 5 175
Проезд по остросоциальным нуждам 1 1095 2 2168 1 627 1 833 1 770
Летний отдых детей 1 2668 1 2956 1 1497 1 2681 — —
Другие виды 6 110 4 152 6 30 6 148 6 50
Сумма по всем видам   6223   8027   4428   5457   2089

Краснодарский край

Адресная социальная помощь на Кубани предусматривается принимаемыми с 1992 года краевой, городскими и районными программами социальной поддержки малоимущих граждан. В соответствии с краевым законом «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае» малоимущие граждане имеют право на государственную социальную помощь. На эти цели в краевом бюджете на 2001 год было выделено 26,2 млн. рублей, помощь получили около 50 тысяч человек.

В связи с повышением цен на хлебобулочную продукцию в 2001 году на основании постановлений главы администрации края малоимущим категориям жителей: неработающим пенсионерам и инвалидам, общая сумма пенсий которых со всеми надбавками, повышениями и компенсацией не достигала минимальной совокупной выплаты, детям из многодетных семей и детям одиноких матерей семьям, среднедушевой доход которых не превышал двукратного размера минимальной оплаты труда, выплачивалась компенсация на хлеб в размере 25 рублей ежемесячно. Компенсацию на хлеб в 2001 году получали 350 тысяч человек, в том числе 199 тысяч пенсионеров и инвалидов. На эти цели израсходовано 77 млн. рублей.

Для учета доходов от личного подсобного хозяйства в совокупном доходе семьи при назначении ежемесячных пособий на детей, а также для предоставления адресной социальной помощи малоимущим гражданам на основании Закона Краснодарского края от 7 мая 1998 г. № 125-КЗ «О прожиточном минимуме и адресной социальной помощи в Краснодарском крае» принято постановление Главы администрации Краснодарского края «О нормативах годового дохода от личного подсобного хозяйства в Краснодарском крае» (№ 107 от 18 февраля 2000 года).

Орловская область

Во исполнение Федерального Закона «О Государственной социальной помощи» в целях поддержания уровня жизни малообеспеченных семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан в регионе выпущено постановление Главы Орловской области «О порядке оказания адресной социальной помощи гражданам Орловской области».

Представители органа социальной защиты с участием заинтересованных организаций (совета ветеранов, общества инвалидов, представителя органа местной власти, военкомата, домоуправления, при необходимости специалистов: педагогов, юристов, медиков, строителей и т.д.) проводят обследование материальных условий жизни, социально- бытового положения и морально-психологического климата семьи (гражданина), проверку доходов и других жизненно важных обстоятельств, исходя из характера заявления (обращения). Плановые обследования материально-бытовых условий граждан, состоящих на социальном учете, проводятся, как правило, два раза в год (сезонно), а также по мере обращения граждан в органы соцзащиты.

Пермская область

В 2000 году администрация г. Перми приступила к реализации пилотного проекта по предоставлению нуждающимся семьям денежной помощи и помощи по трудоустройству. Пилотная программа адресной помощи малоимущим семьям г. Перми была разработана администрацией города при содействии специалистов американского Института города (The Urban Institute, Washington D.С.) и Фонда «Института экономики города», работающего в Москве.

Участниками этой Программы стали семьи, чей совокупный доход не превышает 65% от установленного прожиточного минимума. Основу помощи составляет ежеквартальное денежное пособие, размер которого зависит от размера и доходов семьи: наименее обеспеченные семьи получают большее по размеру пособие, более обеспеченные — меньшее. Пособие выплачивается один раз в квартал, в среднем, в размере 230 рублей в месяц. Помимо денежного пособия для каждой участвующей в Программе семьи, составляется индивидуальный план обслуживания, в основе которого лежат результаты обследования материального и социального положения семьи.

В плане содержатся конкретные рекомендации о том, какими именно услугами муниципальных и некоммерческих организаций города может воспользоваться семья. С семьями-участниками Программы работают социальные работники, призванные постоянно следить за тем, как идет предоставление услуг той или иной семье.

Реализация Пилотной программы стала возможной после того, как в октябре 2000 года было принято постановление главы города Перми «О порядке оказания адресной социальной помощи в рамках пилотной программы в Мотовилихинском районе города Перми в 2000-2001 гг.».

Ростовская область

В соответствии с Областным законом «Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области» адресная социальная помощь в денежном выражении назначается и выплачивается на основании распоряжения Главы администрации области.

Размер социального пособия определяется как разница стоимости прожиточного минимума в области на дату подачи заявления и величины среднедушевого дохода заявителя за предшествующие обращению за помощью три месяца, но не может быть менее 10% установленного законом минимального размера оплаты труда. В отдельных случаях областное пособие может назначаться в размере, кратном прожиточному минимуму, но не более 6-кратного, без учета доходов заявителя

При исчислении среднедушевого дохода для оказания адресной социальной помощи в виде социального пособия в денежном выражении или натуральной помощи учитываются предоставленные гражданину (семье) социальные выплаты, льготы, субсидии, установленные федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Самарская область

В целях усиления адресности социальной помощи принят Закон Самарской области «О социальной помощи в Самарской области» (№16-ГД от 6 мая 2000 года). Основной целью Закона является обеспечение эффективной поддержки малообеспеченных семей и малообеспеченных одиноко проживающих граждан путем оказания социальной помощи в виде денежных выплат не менее 50% (социальных пособий) и натуральной помощи (продукты питания, товары повседневного спроса и т.п.)

Назначение социальной помощи осуществляется по заявительной форме на основе представленной декларации о материальном положении семьи (одиноко проживающего гражданина), которая позволит определить среднедушевой доход обратившейся семьи. Причем в совокупном доходе семьи учитываются не только все прямые денежные и натуральные (в стоимостной оценке) поступления, но и доходы от имеющейся в наличии собственности. Кроме того, учитывается стоимостное выражение предоставляемых за счет средств областного бюджета льгот.

Нормативы доходов от личного подсобного хозяйства устанавливаются Администрацией области по предложениям департамента сельского хозяйства и продовольствия по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Размер социальной помощи исчисляется как разница между величиной прожиточного минимума по соответствующим демографическим группам и среднедушевым доходом семьи. В соответствии с указанным Законом минимальный размер помощи на семью не может быть менее 10 рублей, максимальный — утверждается на очередной финансовый год, исходя из возможностей областного бюджета постановлением Губернатора области. Так на 2000 и 2001 годы максимальный размер социальной помощи на 1 человека составлял 83 рубля в месяц.

Сведения о назначении социальной помощи в 2000 году представлены в таблице:

Месяц Количество пособий Сумма средств, тыс. руб. Средний размер пособия, руб.
По методике 1999 года
Январь 46104 3204 69
Февраль 30126 2260 75
Март 31842 2304 72
Апрель 25053 1872 75
Май 44565 3239 73
Июнь 47081 3411 72
Июль 40653 3067 75
Итого за 7 месяцев 265424 19357 73
В среднем 37918 2765 73
По закону «О социальной помощи в Самарской области»
Август 100059 8400 82
Сентябрь 115620 8800 79
Октябрь 98044 8041 82
Ноябрь 102423 8095 79
Декабрь 106366 8322 78
Итого за 5 месяцев 522512 416513 80
В среднем 104502 8332 80
Итого за год 787936 61015 77

Из 47 городов и районов Самарской области на 29 территориях среднемесячное количество назначенных в 2000 году пособий превысило 1000. Наряду с социальным пособием, выплачиваемым за счет средств областного бюджета, в г. Тольятти с 1999 года малоимущим гражданам выплачивается городское социальное пособие за счет средств городского бюджета. Критерием предоставления пособия является социальная норма, которая устанавливается как доля от прожиточного минимума. В 1999 году она установлена на уровне 70% прожиточного минимума. Пособие дополняет среднедушевой доход до этой нормы.

Тамбовская область

Население Тамбовской области 1256,6 тысячи человек, треть которого относится к категории малоимущих. За 2001 год адресная социальная помощь в области оказана более 310 тысячам граждан, относящимся к категории малоимущих. В области также проводится работа по внедрению новых форм и видов адресной социальной помощи, которая оказывается в денежной или натуральной форме, в виде услуг и льгот.

Согласно информации, предоставленной областной администрацией, одним из видов материальной помощи в регионе является денежная помощь, которая оказана 20125 малоимущим гражданам на сумму 4250 тыс. рублей. В связи с дефицитом местных бюджетов денежных средств выделяется все меньше и приоритетной становится натуральная помощь, предоставление льгот.

Республика Татарстан

С 1993 года в Республике Татарстан действует Программа адресной социальной защиты населения (ПАСЗН), утвержденная постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 23.03.1993 г.

Одним из приоритетных направлений ПАСЗН является оказание социальной поддержки малообеспеченным категориям граждан, которая предусматривает предоставление нуждающимся жителям Республики Татарстан пособий (компенсаций) в денежной форме или в виде чеков на продовольственные товары и жетонов для оплаты жилищно-коммунальных услуг и (или) натурального обеспечения в виде товаров первой необходимости и услуг.

В Республике Татарстан накоплен опыт внедрения механизма адресной социальной поддержки населения с учетом степени нуждаемости, позволившего, с одной стороны, оказывать малоимущим семьям с детьми государственную социальную поддержку с учетом величины их совокупных доходов, а с другой стороны, реализовать комплекс мер по повышению мотивации к труду и искоренению социального иждивенчества на основе введения механизма дооценки доходов граждан в. условиях отсутствия достоверной информации о них.

Назначение и выплата пособий и компенсаций нуждающимся группам населения производятся в соответствии с Порядком назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, которым определяется:

  • право на получение пособия (компенсации);
  • исчисление пособий (компенсаций);
  • категории получателей пособий (компенсаций);
  • порядок обращения за назначением пособия (компенсации);
  • порядок представления документов и справок;
  • порядок выплаты пособия (компенсации);
  • ответственность органов, назначающих и выплачивающих пособие (компенсацию) за правильность назначения и выплаты пособия (компенсации).

Все пособия и компенсации выплачиваются с учетом совокупного дохода семьи и социального норматива.

Средний совокупный доход каждого члена семьи определяется в соответствии с Порядком исчисления среднего совокупного дохода на каждого члена семьи, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан. На протяжении всего периода действия Программы Порядок исчисления среднего совокупного дохода пересматривался, вносились изменения и дополнения с учетом адресного подхода к назначению пособий и компенсаций. Требования к определению среднего совокупного дохода членов семьи стали более жесткими. В настоящее время средний совокупный доход на члена семьи — это отношение всех видов доходов всех членов семьи за определенный период времени, как в денежной, так и в натуральной форме в виде суммы материальных и социальных благ, подлежащих налогообложению согласно действующему законодательству, а также иных доходов (доходов от ЛПХ, предпринимательской деятельности) учет которых возможен, к количественному составу семьи. В дальнейшем предусмотрено введение механизма учета в совокупных доходах семей косвенных доходов (например, льготы, предоставляемых в соответствии с законодательством членам семьи).

Тверская область (Тверь)

В Твери Решением Городской думы принято Положение об оказании адресной социальной помощи малоимущим жителям г. Твери, согласно которому органы социальной защиты населения вправе проводить проверку достоверности сведений, представленных заявителем, а также обследования материального положения заявителя и его семьи на дому с составлением соответствующего акта.

Максимально возможный размер всех видов социальной помощи в денежном выражении в течение года не может превышать:

  • для одиноких граждан — размера одного прожиточного минимума;
  • для семьи из двух человек — 1,5 прожиточного минимума.

Далее добавляется 0,5 прожиточного минимума на каждого нетрудоспособного члена семьи. В указанном Положении перечислены также виды учитываемых доходов.

Тульская область

С 2000 года в Тульской области осуществляется комплексный переход на систему адресной помощи малоимущим. Был осуществлен следующий комплекс мероприятий:

  • принято постановление Главы города «Об определении уровня нуждаемости граждан и порядке оказания адресной социальной помощи»;
  • установлены административные границы бедности для различных социально-демографических групп на уровне 50% средней величины областного прожиточного минимума;
  • исходя из возможностей городского бюджета приняты локальные целевые программы по оказанию адресной помощи конкретным категориям граждан и семей;
  • все комитеты районов перешли на единое компьютерное программное обеспечение;
  • в управлении создана локальная сеть, позволяющая специалистам получать статистическую и иную информацию из электронных баз данных в масштабе города.

Среднедушевой доход рассчитывался по специально разработанной методике на основании представленных заявителем данных о доходах. Право на пособие по нуждаемости получили граждане и семьи, среднедушевой доход которых был ниже административных границ бедности.

Размер пособия по нуждаемости в расчете на одного получателя в 2001 году устанавливался фиксированным:

  • 200 руб. в месяц для ребенка;
  • 150 руб. в месяц для инвалида;
  • 100 руб. в месяц для пенсионера.

Контроль за назначением и выплатой пособия по нуждаемости осуществляли администрации районов и Управа города.

Республика Тыва

Постановлением Правительства Республики Тыва № 302 от 19 марта 2001 г. утверждена республиканская целевая программа по предотвращению бедности на 2001-2002 гг., направленная среди прочих целей на поддержание уровня жизни семей, остро нуждающихся в адресной государственной помощи, и на адресность в распределении бюджетных средств;

Объем финансирования программы составляет 120179 тыс. руб., в том числе: 2001 г. — 70002,3 тыс. рублей; 2002 г. — 50176,8 тыс. руб. Республиканский бюджет — 7271,0, в т.ч. 2001 г. — 3488,0. Республиканский бюджет допол. — 5630,0, в т.ч. 2001 г. — 2914,3. Бюджет развития республики — 23500,0, в т.ч. 2001 г. — 21750,0. Федеральный бюджет — 76810,0, в т.ч. 2001 г. — 38420,0. Муниципальный бюджет — 1000,0. Внебюджетные средства — 4780,0, в т.ч. 2001 г. — 2390,0. Инвестиции — 1188,0 тыс. руб.

Информация о применении специальных методик оценки нуждаемости отсутствует.

Тюменская область

В 1996 году по инициативе депутатов областной Думы и администрации области в области был принят Закон Тюменской области «Об адресной социальной помощи». С 1996 года и до настоящего времени в области применяется один вид адресной социальной помощи — выплата адресного социального пособия.

В 2001 г. принята новая редакция областного закона, разработан Порядок назначения и выплаты государственной адресной социальной помощи. Закон Тюменской области от 11 октября 2001г. № 422 «О государственной адресной социальной помощи» приводит в соответствие нормы областного законодательства с федеральным законодательством, позволил уменьшить количество получателей адресного пособия за счет семей, имеющих в своем составе трудоспособных лиц, обязанных по закону содержать нетрудоспособных членов семьи, дал возможность увеличить размер предоставляемой помощи. Новый закон пересмотрел круг лиц, имеющих право на адресную социальную помощь, путем конкретизации нормы федерального законодательства о независящих причинах отсутствия в малоимущей семье необходимого среднедушевого дохода.

Размер адресного пособия зависит от величины среднедушевого дохода семьи и составляет от 1/2 до двух базовых сумм, установленных федеральным законодательством для социальных выплат (на сегодняшний день — от 50 до 200 рублей на одного получателя). С учетом конкретной ситуации Комиссия по рассмотрению заявлений граждан о назначении государственной адресной социальной помощи правомочна устанавливать размер адресного пособия в ином размере, в пределах суммы, установленной законом. Общий размер государственного адресного пособия семье не может превышать десяти базовых сумм.

Хабаровский край

Постановлением главы краевой администрации от 25.06.2001 № 247 утверждена краевая программа «Реформирование системы финансирования расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения Хабаровского края». Программа рассчитана на 2001-2003 гг.

В Программе отмечается, что 67% от всего населения получают социальные трансферты без учета доходов, но только 23% населения края получают социальную поддержку в виде денежных выплат, натуральной помощи, услуг с учетом прожиточного минимума и среднедушевого дохода семьи. В числе основных направлений Программы — разработка критерия нуждаемости для домохозяйств, претендующих на получение социальной помощи, процедур выявления домохозяйств, отвечающих критерию нуждаемости; использование оптимальных форм оказания социальной помощи с учетом региональной специфики; определение величины денежной помощи; определение годовой потребности в финансовых ресурсах на исполнение социальных обязательств.

Ханты-Мансийский автономный округ

Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об адресной социальной помощи» вступил в действие с мая 1996 года. В марте 1998 года были внесены изменения в действующий Закон, в июне того же года на окружном уровне был разработан и механизм его исполнения: Губернатором автономного округа принято постановление, утвердившее минимальный перечень категорий населения, имеющих право на получение социальной помощи, а также положение о порядке назначения, выплаты адресной социальной помощи и исчисления совокупного дохода граждан (семьи) в Ханты-Мансийском автономном округе.

В качестве критериев адресности используются два основных условия:

  • фактически подтвержденные размеры дохода на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) ниже величины прожиточного минимума, установленной в конкретном муниципальном образовании автономного округа;
  • принадлежность гражданина к социально уязвимой (нетрудоспособной) категории населения.

В 2000 г. общее количество израсходованных средств составило 511982,7 тыс. рублей (183,9% к плановым затратам 2000 года), число обращений за социальной помощью — свыше 373 тысяч (что в 1,5 раза больше, чем в 1999 году). Расходы в среднем по округу на 1 чел. — 1371,3 руб. в год.

Челябинская область

В 2001 году Законодательное собрание Челябинской области обратилось в Правительство Российской Федерации с предложениями о трансформации различных льгот и пособий в единое пособие малообеспеченным гражданам. Это предложение было учтено при разработке программы социально-экономического развития РФ на 2002-2004 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В целях установления на территории области единого порядка учета доходов домохозяйств разработаны, и постановлением Губернатора области от 16.04.2002 г. № 195 утверждены нормативы по учету доходов от личного подсобного хозяйства для оценки уровня жизни населения, методика расчета нормативов и порядок их применения. В 2001 году за счет средств областного бюджета была оказана адресная материальная помощь более 5 тысячам гражданам на общую сумму 3 млн. рублей.