О мерах по повышению эффективности пресечения незаконного оборота лома цветных и черных металлов

Протокольное поручение Комитету ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям

К заседанию Государственной Думы

По предложению депутата Государственной Думы О.Н. Смолина

Поручить Комитету Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям запросить в Правительстве Российской Федерации информацию о мерах, принимаемых в целях повышения эффективности пресечения незаконного оборота лома цветных и черных металлов, и довести полученную информацию до депутатов Государственной Думы.


Информация о выполнении

Официальный бланк Министерства внутренних дел РФ

Заместителю председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по промышленности, строительству и наукоемким технологиям В.И. Шпорту

Уважаемый Вячеслав Иванович!

В последние годы в большинстве регионов Российской Федерации продолжала сохраняться негативная тенденция роста краж цветных металлов и изделий из них с металлоемких производств, объектов энергетики, транспорта и связи, а также из дачных и садоводческих товариществ и других мест.

В 2003 году в Российской Федерации совершено 51378 таких преступлений, из которых раскрыто почти 26 тыс. краж. Раскрываемость их составила 51,9%.

Наибольшее количество краж цветных металлов зарегистрировано на территории Челябинской (3957), Свердловской (2857), Нижегородской (1749), Самарской (1534), Кемеровской (1392), Курганской (1458) областей, Алтайского края (1433).

Широко распространены факты краж путем разукомплектования ценного промышленного оборудования, металл похищается как во время его хранения, так и в процессе производства. Предметом преступного посягательства являются комплектующие детали и узлы, кабельно-проводная продукция, измерительные приборы, средства связи и сигнализации.

В ряде регионов России продолжают иметь место случаи преднамеренного повреждения высоковольтных электрических сетей, трансформаторных подстанций в целях хищения цветных металлов. В результате срывается обеспечение электроэнергией промышленных предприятий, объектов жизнеобеспечения, жилых домов. Кроме того, при демонтаже энергооборудования, находящегося под напряжением, гибнут и становятся инвалидами десятки людей.

Стали реальностью акты вандализма на кладбищах и мемориальных комплексах, связанные с кражами изделий из цветного металла.

В значительной мере способствует совершению хищений цветных и редкоземельных металлов функционирование практически во всех регионах сети пунктов по приему лома и отходов металлов от частных лиц.

Нередки случаи, когда пункты приёма лома действуют с нарушениями лицензионных требований, либо вообще без лицензии, то есть фактически занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. Нередки случаи нарушения налогового законодательства, когда сумма уплачиваемых налогов значительно занижается. Происходит уменьшение объёмов заготовки и реализации, завышается себестоимость продукции. Используются схемы с участием фиктивных фирм для незаконного возмещения НДС при проведении экспортных операций и обналичивания денежных средств.

Серьезной проблемой является отсутствие нормативных актов федерального уровня, строго регламентирующих порядок скупки, продажи металлов, вывоза их за пределы страны.

Учитывая такое положение, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2000 года № 616 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики» и других действующих в этой сфере нормативно-правовых актов органами внутренних дел Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами осуществлен комплекс мероприятий, направленных на пресечение правонарушений в сфере оборота цветных и черных металлов.

В большинстве субъектов Российской Федерации, особенно приграничных, созданы постоянно действующие следственно-оперативные группы, установлены стационарные посты из сотрудников милиции и таможенных органов. Наиболее уязвимые места вывоза металла за рубеж прикрываются заслонами. Проводятся систематические оперативно-поисковые мероприятия по предупреждению и пресечению фактов краж цветных и черных металлов в местах их производства и хранения.

С целью предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с хищениями черных и цветных металлов, систематически проводятся комплексные оперативно-профилактические операции под условным наименованием «Металл» с привлечением сил и средств подразделений органов внутренних дел, ФСБ, ГТК России, представителей администрации железнодорожных, воздушных и водных коммуникаций.

В соответствии с Планом основных организационных мероприятий МВД России на 2003 год, такие операции проведены на территории Северо-Западного, Приволжского, Сибирского и Уральского федеральных округов, а также в ряде отдельных субъектов Российской Федерации, наиболее пораженных данным видом краж. В операциях приняли участие более 35 тысяч сотрудников органов внутренних дел.

В период проведения операций проверено 4400 предприятий и организаций всех форм собственности, осуществляющих скупку и реализацию металла, за выявленные нарушения к административной ответственности привлечено 6462 человека. Направлено 386 представлений о лишении лицензии на право осуществления скупки и реализации лома цветных металлов в администрации территориальных (далее предложение обрывается – Прим. ред.).

В ходе операций раскрыты более 900 краж цветных металлов, из незаконного оборота изъято около 400 тонн цветного металла.

Практически во всех регионах Российской Федерации задерживались организованные преступные группы, специализирующиеся на кражах цветных металлов.

Так, в июне 2003 года ГУВД Кемеровской области задержана преступная группа Мысенко А.Е. в составе трех человек, длительное время занимавшаяся кражами электропроводов и телефонного кабеля. Доказана их причастность к совершению еще четырех аналогичных преступлений.

Управлением уголовного розыска КМ ГУВД Новосибирской области задержан директор ООО «Цветмет» Васильев О.Г., который самовольно осуществил демонтаж изделий из цветных металлов с убежищ химической защиты в/ч 34485, похитив таким образом 22 тонны сплавов алюминия, магния и марганца на общую сумму 940 тысяч рублей.

Сотрудниками УВД Курганской области задержана преступная группа Лайкина А.Ю. в составе 9 человек, участники которой в период 2001-2003 годов совершили ряд краж цветных металлов из комбината «Большевичка» в г. Кургане, в том числе 63 тонн листовой меди.

В сентябре 2003 года сотрудниками ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области задержана автомашина МАЗ под управлением Пономаренко О.С., в которой обнаружено около 10 тонн цветного металла «фрайнштейн» (сплав никеля, железа, меди, кобальта, серебра, палладия, платины, мышьяка и свинца), похищенного с горно-металлургического комбината «Никель».

В феврале 2004 года Приволжским УВДТ возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ в отношении мастера ПЧ-2 Баскунчака С.А., который, являясь материально ответственным лицом, реализовал частному предпринимателю из подотчета железнодорожные рельсы весом более 12 тонн на сумму 11 тыс. рублей.

Работа по предотвращению и раскрытию краж цветных металлов с предприятий металлоемкого производства, объектов энергетики, транспорта и связи является одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел.

За прошедшие два года МВД России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, Минюстом, Минэкономики России и другими ведомствами предпринимались меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере оборота лома цветных и черных металлов.

В результате были приняты следующие постановления Правительства Российской Федерации:

  • Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения (от 11 мая 2001 года № 369);
  • Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения (от 11 мая 2001 года № 370);
  • Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по за­готовке, переработке и реализации лома цветных металлов (от 23 июня 2002 года № 552);
  • Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по за­готовке, переработке и реализации лома черных металлов (от 23 июня 2002 года № 553).

Принят Федеральный закон от 19 июня 2001 года № 83-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которыми Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 215, предусматривающий ответственность за приведение в негодность объектов жизнеобеспечения.

В течение 2003 года во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 22 декабря 2000 г. № Пр.-2492, от 5 февраля 2001 г. № Пр.-247 и от 20 февраля 2001 г. № Пр.-335, вопросы, касающиеся усиления борьбы с хищениями черных и цветных металлов, неоднократно прорабатывались МВД России.

По их результатам в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации направлены следующие предложения:

  1. Законодательно закрепить право на осуществление деятельности, связанной с оборотом лома металлов, за конкретными специализированными предприятиями («Вторцветмет», «Вторчермет») и их филиалами в субъектах Российской Федерации.
  2. Ужесточить правила приема лома металлов от физических лиц, законодательно закрепив обязательное представление документов, подтверждающих происхождение лома.
  3. Внести изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности за незаконное предпринимательство и преступления, связанные с приведением в негодность объектов жизнеобеспечения (ст.ст. 171, 2152).
  4. Внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, и за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без лицензии (ст.ст. 11.1, 14.1).

Полагаем, что осуществление комплекса указанных мер позволит стабилизировать криминогенную ситуацию в сфере оборота черных и цветных металлов.

Заместитель Министра С.Ф. Щадрин


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (173 Кб), страница 2 (171 Кб), страница 3 (134 Кб), страница 4 (130 Кб).