О разработке механизма возмещения денежных средств, выплаченных общероссийскими организациями инвалидов в виде налогов и страховых взносов

Протокольное поручение Комитету ГД по бюджету и налогам, Комитету ГД по труду и социальной политике

К заседанию Государственной Думы

По предложению депутата Государственной Думы О.Н. Смолина

Запросить в Правительстве Российской Федерации информацию об исполнении поручения Президента Российской Федерации (Пр-218 от 01.02.2004 п.2) о разработке механизма возмещения денежных средств, выплаченных общероссийскими организациями инвалидов в виде налогов и страховых взносов в период с 2002 года. Полученную информацию довести до депутатов Государственной Думы.


Информация о выполнении

Официальный бланк Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы РФ

Председателю Государственной Думы Грызлову Б.В.

Уважаемый Борис Вячеславович!

В соответствии с поручением Государственной Думы по предложению депутата Государственной Думы О.Н. Смолина (выписка из протокола № 150 от 15 апреля 2005 года) Комитет по труду и социальной политике направляет представленную по запросу в Правительство Российской Федерации информацию об исполнении поручения Президента Российской Федерации (Пр-218 от 10.02.2004 п. 2) о разработке механизма возмещения денежных средств, выплаченных общероссийскими общественными организациями инвалидов в виде налогов и страховых взносов в период с 2002 года.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

Председатель Комитета А.К. Исаев


Официальный бланк Министерства финансов РФ

Председателю Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Исаеву А.К.

Уважаемый Андрей Константинович!

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 03.05.2005 № П12-10595 рассмотрело Ваше обращение в Правительство Российской Федерации от 25.04.2005 № 3.2-15/394 по вопросу возмещения денежных средств, уплаченных общественными организациями инвалидов и организациями, единственными учредителями которых они являются, в виде налогов и страховых взносов в период с 2002 года.

С введением в действие главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2002 года были отменены льготы по налогу на прибыль, в соответствии с которыми при определенных условиях не подлежала налогообложению прибыль общественных организаций инвалидов.

Кроме того, с введением в действие с 1 января 2001 г. Федерального закона от 15 декабря 2002 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» общероссийские общественные организации инвалидов стали плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии зависит от объема поступивших страховых взносов.

Согласно положениям Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» уплата страховых взносов, исходя из стоимости страхового года, за граждан за счет средств федерального бюджета, а не за счет средств работодателя, возможна только в двух случаях: за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и за период прохождения военной службы по призыву. Установление льгот по уплате страховых взносов для общественных организаций инвалидов на обязательное пенсионное страхование повлечет ущемление пенсионных прав инвалидов и занижение размера будущей пенсии, что не может быть поддержано.

Следует отметить, что для общероссийских общественных организаций инвалидов были сохранены налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу и налогу на имущество организаций.

Освобождены от уплаты земельного налога общероссийские общественные организации инвалидов и организации, единственными учредителями которых они являются, учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов.

По транспортному налогу не предусмотрено налоговых льгот для организаций инвалидов. Вместе с тем, транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком. Следовательно, вопрос установления налоговых льгот по данному налогу для общероссийских общественных организаций инвалидов может находиться в компетенции субъектов Российской Федерации.

В проекте федерального закона «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах», подготовленном Государственной Думой Российской Федерации ко второму чтению, значительно расширен перечень целей социальной защиты инвалидов, на которые может быть направлена прибыль, полученная организациями, использующими труд инвалидов. Определен порядок формирования и использования резервов предстоящих расходов, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

Пунктом 2 Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова от 18 мая 2004 № МФ-П12-2 было поручено Минздравсоцразвития России (М.Ю. Зурабову), Минфину России (А.Л. Кудрину), Минэкономразвития России (Г.О. Грефу) с участием заинтересованных федеральных органов власти решить вопрос о механизме возмещения денежных средств, уплаченных общественными организациями инвалидов и организациями, единственными учредителями которых они являются, в виде налогов и страховых взносов в период с 2002 года, с внесением изменений в Федеральную целевую программу «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы».

При этом дополнительные расходы на эти цели в федеральном бюджете не были предусмотрены и финансирование соответствующих мероприятий предполагалось осуществлять за счет перераспределения утвержденного объема средств.

Поскольку налоговое, бюджетное и пенсионное законодательство не предусматривает норм, позволяющих компенсировать плательщикам уплаченные налоги и страховые взносы за счет средств федерального бюджета, Минздравсоцразвития России согласилось с предложением Минфина России о целесообразности замены возмещения денежных средств, уплаченных общественными организациями инвалидов и организациями, единственными учредителями которых они являются, в виде налогов и страховых взносов в период с 2002 года, на оказание государственной помощи названным организациям и отразить его в дополнительном пункте 57 Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы». Минздравсоцразвития России предложило увеличить сумму расходов федерального бюджета на реализацию названной программы.

Однако, при подготовке проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» Минздравсоцразвития России на заседание межведомственной комиссии по рассмотрению несогласованных вопросов по предельным объемам бюджетного финансирования на 2005 год субъектам бюджетного планирования (протокол от 28 июля 2004 г.) не внесло конкретного предложения о дополнительном выделении средств федерального бюджета на указанные цели и в федеральном бюджете на 2005 года они не предусмотрены.

Необходимо отметить, что в течение ряда лет в ходе рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год закрепилась практика выделения средств Минтруду России, а затем Минздравсоцразвития России, на оказание финансовой помощи общественным организациям на определенные цели.

В федеральном бюджете на 2005 год предусмотрены ассигнования в сумме 222,2 млн. руб. на оказание финансовой помощи общественным организациям, принимающим участие в осуществлении государственной политики в области социальной защиты детей, ветеранов и инвалидов.

В связи с поручением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2005 № АЖ-П12-632 Минфин России совместно с Минздравсоцразвития России и Минэкономразвития России еще раз проработал вопрос о разработке механизма возмещения денежных средств, уплаченных общественными организациями инвалидов и организациями, единственными учредителями которых они являются, в виде налогов и страховых взносов в период с 2002 года. Указанные министерства пришли к согласованному решению о возможности рассмотрения вопроса о выделении средств общественным организациям инвалидов при разработке проекта федерального бюджета на 2006 год.

Вместе с тем, Минздравсоцразвития России просит дополнительно рассмотреть возможность выделения средств из федерального бюджета в ходе его исполнения в 2005 году на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов в сумме 1278,5 млн. рублей. Данная просьба будет рассмотрена в установленном порядке и о результатах рассмотрения будет сообщено Правительству Российской Федерации дополнительно.

С.Д. Шаталов


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (36 Кб), страница 2 (76 Кб), страница 3 (74 Кб), страница 4 (72 Кб), страница 5 (15 Кб).