О предполагаемой замене гарантированного статьей 43 Конституции РФ общедоступного и бесплатного дошкольного образования «предшкольным» образованием, об изменениях числа дошкольных образовательных учреждений и размера родительской платы за содержание в них детей в 2000–2005 гг.

Протокольное поручение Комитету Государственной Думы по образованию и науке

К заседанию Государственной Думы

По предложению Депутата Государственной Думы О. Н. Смолина

В связи с многочисленными обращениями граждан поручить Комитету Государственной Думы по образованию и науке запросить в Правительстве Российской Федерации информацию о предполагаемой замене гарантированного статьей 43 Конституции Российской Федерации общедоступного и бесплатного дошкольного образования «предшкольным» образованием, об изменениях числа дошкольных образовательных учреждений и размера родительской платы за содержание в них детей в 2000–2005 гг. и довести полученную информацию до депутатов Государственной Думы.


Официальный бланк Комитета по образованию и науке Госдумы РФ

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову

Уважаемый Борис Вячеславович!

В соответствии с протокольным поручением № 180 от 6 июля 2005 года Комитет Государственной Думы по образованию и науке направляет для предоставления депутатам Государственной Думы информацию Министерства образования и науки Российской Федерации о ситуации, сложившейся в сфере дошкольного образования.

Приложение: на 5 л.

Председатель Комитета Н.И. Булаев


Официальный бланк Заместителя Министра обрзования и науки РФ

Председателю Комитета Государственной Думы по образованию и науке Н.И. Булаеву

О ситуации, сложившейся в сфере дошкольного образования

Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № П44-17079

Уважаемый Николай Иванович!

В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации Минобрнауки России рассмотрело Ваше обращение к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Жукову А.Д. от 7 июля 2005 г. № 3.5.-15/264 и сообщает.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует 47,8 тыс. дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывается 4 млн. 321 тыс. детей. За период с 2000 по 2004 год количество детских садов в России сократилось на 3,5 тыс. учреждений, а контингент воспитанников в них вырос на 58 тысяч.

Тенденция по сокращению числа дошкольных образовательных учреждений, как свидетельствуют цифры, до сих пор не преодолена в полной мере. Еще больше это проявляется в сельской местности, где нередко детские сады отсутствуют совсем. Строительство новых детских садов ведется низкими темпами либо не ведется совсем. При этом, число детей дошкольного возраста в целом по стране выросло. Таким, образом, во многих регионах России, особенно с высокой плотностью населения, появился дефицит мест в детских садах, что привело к возникновению очередности в них.

Учитывая статистические данные, можно констатировать, что, несмотря на принятые ранее меры по обеспечению общедоступности и бесплатности дошкольного образования, а именно — развитие сети групп кратковременного пребывания, групп подготовки детей к школе, почти половина детей дошкольного возраста в целом по России не получает дошкольного образования.

Это, в свою очередь, свидетельствует о неисполнении в полной мере установленных законодательных норм по обеспечению общедоступности дошкольного образования. Как следствие — на пороге школы у многих детей недостаточно сформированы те качества личности, которые способствуют успешному обучению в школе. Последнее вынуждает многих родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что, как правило, отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

Все перечисленные показатели в совокупности и ряд других как объективных, так и субъективных причин низкого обеспечения детей дошкольным образованием, среди которых высокая плата за содержание детей в детских садах, дорогостоящие негосударственные детские сады, желание родителей воспитывать ребенка дома или медицинские противопоказания, послужили поводом для разработки системы мер, способствующих повышению доступности дошкольного образования, и в частности, его заключительного, предшкольного этапа.

По мнению Минобрнауки России, наряду с общими мерами по развитию дошкольного образования особенно важно обеспечить своевременное квалифицированное педагогическое сопровождение развития детей старшего дошкольного возраста как основу успешности будущих школьников, а также сформировать общественное мнение и создать модели обеспечения равных стартовых возможностей так, чтобы образование на данном этапе дошкольного детства стало бы общепринятым.

В настоящее время Минобрнауки России приступило к реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. (протокол № 47, раздел I).

Приоритетные направления предусматривают необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Иными словами, государство должно обеспечить равные условия для образования максимально возможному числу детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, Минобрнауки России для реализации конституционных прав граждан ставит целью значительное повышение общедоступности дошкольного образования, а не замену его «предшкольным».

В докладе «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» Министр образования и науки Российской Федерации Фурсенко А.А. отметил: «Как многие страны мира, мы озабочены тем, чтобы дети, приходящие в первый класс, имели примерно равный уровень. Именно поэтому мы считаем принципиально важной поддержку системы предшкольного, раннего развития детей».

«Предшкольное образование» как образование детей старшего дошкольного возраста, не носит обязательного характера и может быть рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы. В основе «предшкольного образования» должны лежать игровые формы и методы обучения. При соблюдении соответствующих условий занятия целесообразно проводить на базе сети учреждений дошкольного образования, с использованием возможностей учреждений дополнительного образования, общеобразовательных учреждений, и пр. Тем более, что вследствие произошедшего несколько лет назад демографического спада во многих школах могут освобождаться помещения, которые, по мнению Министерства, возможно использовать для организации «предшкольного образования».

С целью координации введения «предшкольного образования» Федеральной программой развития образования на 2005 год предусмотрен проект «Разработка и апробация моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения».

В ходе исполнения названного проекта планируется осуществить разработку и апробацию моделей организации «предшкольного образования», а также программно-методического обеспечения данных моделей. Кроме того, проектом предусмотрена организация курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов.

Таким образом, ни один из документов Минобрнауки России не предусматривает замену дошкольного образования «предшкольным», и ни в коей мере не умаляется, а наоборот, всячески подчеркивается самоценность периода дошкольного детства.

Что касается размера родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, то следует заметить, что на основании целого ряда федеральных законов (№ 131-Ф3, № 122-ФЗ, № 95-ФЗ) и п. 2 статьи 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.

В связи с этим во многих регионах приняты нормативные правовые акты, регулирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений, порядок взимания и размер родительской платы, а также разработаны программы социальной поддержки населения, которые предусматривают адресную помощь малоимущим семьям, имеющим детей дошкольного возраста.

Таким образом, размер родительской платы дифференцируется в зависимости от прожиточного минимума, программ социальной поддержки и уровня доходов населения, которые сложились в той или иной территории.

А.Г. Свинаренко


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (35 Кб), страница 2 (41 Кб), страница 3 (54 Кб), страница 4 (54 Кб), страница 5 (51 Кб), страница 6 (21 Кб).