О мерах по ограничению роста цен на товары и услуги первой необходимости

Протокольное поручение Комитету ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму и Комитету ГД по труду и социальной политике

По предложению депутата Государственной Думы О.Н. Смолина

Согласно последнему опросу, проведенному «Левада-Центром», из 20 угроз населению России самой опасной 48 процентов опрошенных назвали рост цен и обнищание народа, год назад соответствующий показатель составлял 42 процента, десять лет назад — 31 процент. В связи с изложенным запросить в Правительстве Российской Федерации информацию о принимаемых им мерах по ограничению роста цен на товары и услуги первой необходимости, а также о планах действий Правительства Российской Федерации по ограничению указанного роста в 2006-2007 годах и довести полученную информацию до депутатов Государственной Думы.


Информация о выполнении

Официальный бланк Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы РФ

Председателю Государственной Думы Б.В. Грызлову

Уважаемый Борис Вячеславович!

В соответствии с протокольным поручением Государственной Думы № 231 от 18 января 2006 г. Комитетом по экономической политике, предпринимательству и туризму был направлен запрос Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу предоставления информации о принимаемых Правительством Российской Федерации мерах по ограничению роста цен на товары и услуги первой необходимости, а также о планах действий Правительства Российской Федерации по ограничению указанного роста в 2006-2007 годах. Просим ознакомить депутатов Государственной Думы с ответом, поступившим от Статс-Секретаря — заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации А.В. Шаронова.

Приложение на 7 л.

С уважением,
Заместитель Председателя Комитета Ю.А. Барзыкин


Официальный бланк Министерства экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России)

Председателю Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму В.Г. Драганову

Уважаемый Валерий Гаврилович!

В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 31 января 2006 г. № П13-1975 Минэкономразвития России представляет по Вашему запросу от 24.01.2006 г. № 38-15/16 информацию о принимаемых Правительством Российской Федерации мерах по ограничению роста цен на товары и услуги первой необходимости в 2006-2007 годах.

Приложение: на 6 л. в 1 экз.

Статс-Секретарь — заместитель Министра А.В. Шаронов

О принимаемых мерах по ограничению роста цен на товары и услуги первой необходимости в 2006-2007 годах

Согласно действующему законодательству цены и тарифы на большинство видов товаров и услуг являются свободными. Регулируются только тарифы на продукцию естественных монополий на услуги представляемые населению, тарифы на коммунальные услуги и некоторые другие виды услуг.

Цены на потребительские товары являются свободными и устанавливаются в зависимости от спроса и предложения.

По итогам за январь и три недели февраля 2006 года значительно подорожали продовольственные товары — по оценке их рост за указанный период составил примерно 4% (за соответствующий период прошлого года — около 3%). В основном подорожали: соль — на 45%, сахар — на 33%, плодоовощная продукция — на 22 процента.

Рост цен на соль связан с паникой на рынке данного товара в связи с осложнением торговых отношений с Украиной. В этой связи поставки соли в розничную сеть увеличены.

Всплеск цен на сахар связан с подорожанием сахара-сырца на мировых рынках за последние полгода на 58%, который начал поступать в переработку, и высокими инфляционными ожиданиями трейдеров по данной позиции (цена мартовских фьючерсов возросла еще на 23%). Вместе с тем в наличии имеются значительные запасы сахара из сахарной свеклы, так как его производство в 2005 году существенно выросло (более чем на 15%). Для сдерживания роста цен на сахар возможно снижение экспортной пошлины, которая в настоящее время достигла своего минимума и составляет 140 долларов США за тонну.

Крайне высокий рост на плодоовощную продукцию в немалой мере связан с ухудшением погодных условий в начале года и снижением предложения данной продукции (сельхозпроизводителями реализовано картофеля урожая 2005 года на 7% больше, чем годом ранее, овощей — на 2,9 процента).

На остальные товары рост цен более умеренный, хотя и выше чем в прошлом году. Так, возобновился рост цен на хлеб и другие изделия из муки в связи с усилением инфляционных ожиданий в части роста цен на зерно урожая 2006 года и другую продукцию растениеводства из-за осложнения климатических условий в начале года и снижения сборов.

1. К услугам первой необходимости относятся жилищно-коммунальные услуги. В целях ограничения роста тарифов на данные услуги в 2006 году введены предельные размеры их повышения для субъектов Российской Федерации. В среднем по России проектируется рост цен на жилищно-коммунальные услуги в размере 15-20% против 32,7% в 2005 году.

В рамках реализации норм Федерального закона от 30 декабря 2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» издан Приказ Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2005 г. №853-э/4 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год», а также Приказ Федеральной службы по тарифам от 03 февраля 2006 г. № 15-Э/8 «О внесении изменений в Приказ Федеральной службы по тарифам» от 29 декабря 2005 г. № 853-Э/4, которые закрепили предельные индексы изменения тарифов, предельные индексы изменения размера платы за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р утвержден План действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы).
Пунктами №№ 79 и 80 вышеуказанного Плана предусмотрено определение правил регулирования тарифов на коммунальные услуги (проводится с целью обоснованного ограничения роста тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства) и создание механизма мониторинга и контроля за изменением цен на коммунальные услуги (необходимо усилить контроль за ростом издержек в жилищно-коммунальной сфере). Выполнение этих пунктов намечено на первое полугодие 2006 года.

2. Сдерживание роста цен на рынках продовольственных товаров будет осуществляться путем развития конкуренции, в том числе за счет стимулирования увеличения выпуска отечественной продукции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, и формирования стабильных правил регулирования импорта сельскохозяйственной продукции до 2009 года.

2.1. В настоящее время реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК» по трем направлениям:

  • «Ускоренное развитие животноводства»;
  • «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;
  • «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

По направлению «Ускоренное развитие животноводства» предусматривается расширить доступность дешевых долгосрочных кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм); увеличить поставки по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства; обеспечить прогнозируемость регулирования импортных поставок мяса и технологического оборудования для животноводства.

В результате планируется ежегодное увеличение объемов производства скота и птицы на 7%, молока — на 4,5 процента.

По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» основным целевым показателем является увеличение к 2008 году объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (ЛПХ и КФХ) на 6 процентов.

С этой целью предполагается увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов ЛПХ и КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами; модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов; формирование инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования.

Реализация указанного комплекса мероприятий позволит создать условия для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, свободного доступа сельхозтоваропроизводителей на рынок продовольственных продуктов, что будет способствовать сдерживанию темпов роста цен на продовольствие.

2.2. Для роста предложения продукции осуществлено совершенствование механизма квотирования импорта мяса и мясопродуктов, ввозимых на территорию Российской Федерации. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 732 «О регулировании импорта свежей, охлажденной и мороженой говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006- 2009 годах».

Постановление учитывает интересы российских импортеров мяса домашней птицы, говядины и свинины, производителей и потребителей мясной продукции, а также существующие договоренности с основными государствами – торговыми партнерами России.

Данное постановление устанавливает неизменный и ясный механизм распределения квот на импорт мяса и их объемы на несколько лет, а также установление ставок ввозных пошлин на данную продукцию в рамках установленных квот и на внеквотные объемы поставок, что послужит основанием для стабильного планирования и ведения бизнеса и позволит снизить издержки и соответственно приведет к уменьшению инфляционной нагрузки на потребительские цены.

2.3. С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». С его принятием получат развитие механизмы закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия для нужд предприятий всех уровней бюджетной сферы через аукционные торги или систему товарных бирж, что позволит повысить уровень конкуренции на продовольственных рынках и таким образом будет сдерживать рост цен. В соответствии с данным законом в 2006 году будет подготовлен перечень товаров, работ и услуг, включающий в себя основные виды сельскохозяйственной продукции, размещение заказов на поставки, выполнение которых осуществляется путем проведения аукциона.

3. Для сдерживания роста цен на товары и услуги в 2006 году темпы прироста цен на продукцию естественных монополий существенно снижены по сравнению с 2005 годом: цены на газ повышены на 11% против 23% в 2005 году, на электроэнергию для конечных потребителей и грузовые тарифы железнодорожного транспорта — на 7,5% против соответственно 11% и 12,8 процента.

Для снижения темпов роста потребительских цен Правительством разработан пакет антиинфляционных мер, которые будут реализовываться в 2006-2008 годах. Данные меры включают в себя:

  • проведение сдержанной тарифной политики в сфере естественных
    монополий;
  • ограничение повышения регулируемых тарифов в сфере жилищно- коммунального хозяйства при одновременном усилении контроля за издержками и активизацией реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства;
  • сдерживание роста цен на нефть и нефтепродукты за счет снижения налоговой нагрузки и повышения уровня конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов. С этой целью будут уточнены ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть, ставки акцизов на нефтепродукты. Предполагается активизировать биржевую торговлю нефтепродуктами и стимулировать выход на биржу крупных государственных покупателей;
  • сдерживание роста цен на рынках продовольственных товаров путем увеличения выпуска отечественной продукции, развития конкуренции;
  • меры в области повышения доверия населения к финансовым рынкам и создания условий для расширения финансовых инструментов для частных инвестиций, в том числе путем размещения государственных ценных бумаг и акций компаний с государственным участием для населения;
  • проведение консервативной денежной и бюджетной политики. В среднесрочной перспективе (2008-2009 годы) ожидается резкое сокращение профицита платежного баланса. Устранение избыточного предложения валюты позволит Банку России не прибегать к активным интервенциям на валютном рынке для предотвращения укрепления рубля и облегчит контроль за денежным предложением.

А.В. Шаронов


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (49 Кб), страница 2 (41 Кб), страница 3 (60 Кб), страница 4 (66 Кб), страница 5 (66 Кб), страница 6 (61 Кб), страница 7 ( 61 Кб), страница 8 (18 Кб).