О мерах, принимаемых для защиты конституционного права граждан на получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования

Протокольное поручение Комитету ГД по образованию и науке

По предложению депутата Государственной Думы О.Н. Смолина

В связи с заявлениями представителей Министерства образования и науки Российской Федерации о предполагаемом сокращении с 1 сентября 2006 года на 10 процентов набора в образовательные учреждения высшего профессионального образования студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, запросить в Правительстве Российской Федерации информацию о мерах, принимаемых для защиты конституционного права граждан на получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования, и довести полученную информацию до депутатов Государственной Думы.


Официальный бланк Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ

Председателю Государственной Думы Российской Федерации Б.В. Грызлову

Уважаемый Борис Вячеславович!

В связи с протокольным поручением Государственной Думы от 8 февраля 2006 года (протокол № 237) по предложению депутата Государственной Думы О.Н. Смолина направляем информацию, представленную в Комитет Государственной Думы по образованию и науке заместителем Министра образования и науки Российской Федерации В.Н. Фридляновым.

Приложение: на 4 л.

Председатель Комитета Н.И. Булаев


Официальный бланк Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России)

Председателю Комитета Государственной Думы по образованию и науке Н.И. Булаеву

О контрольных цифрах приема

Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации № П44-3369 от 15 февраля 2006 г.

Уважаемый Николай Иванович!

В связи с Вашим обращением по вопросу сокращения приема в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования Минобрнауки России сообщает.

Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации предъявляют новые требования к совершенствованию работы по формированию контрольных цифр приема граждан в федеральные государственные образовательные учреждения профессионального образования. В последнее десятилетие прием граждан в государственные образовательные учреждения на бюджетной основе ежегодно увеличивался (рост по сравнению с 1996/1997 г. г. в 2 раза), что не было подкреплено адекватным увеличением расходов на финансирование образования.

К стихийному увеличению количества студентов вузов привело расширение сети филиалов, увеличение доли обучающихся на платной основе, в основном, по экономическому и юридическому профилю. В результате выпуск специалистов только по этим специальностям превысил реальную потребность рынка труда по экспертным оценкам на 70 процентов.

В 2005 году общее число студентов, обучающихся в государственных и муниципальных вузах, продолжало расти и, по предварительным данным, составило 414 человек на 10 тыс. населения, против 408 человек в 2004 году при стабилизации за этот период числа обучающихся за счет средств бюджета на уровне 209 человек на 10 тыс. населения.

К 2010 году из-за продолжающегося демографического спада и, как следствие этого, резкого сокращения с 2007 года количества выпускников 11-х классов сократится прием граждан в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования как обучающихся за счет средств бюджета, так и на условиях полного возмещения затрат в целом на 25-30%.

В 2005 и 2006 годах производилось поэтапное сокращение контрольных цифр приема граждан в федеральные государственные учреждения высшего профессионального образования с учетом демографического фактора.

Сокращение коснулось непрофильных для отраслевых вузов специальностей и направлений подготовки, особенно таких, как «Гуманитарные науки», «Социальные науки», «Образование и педагогика», «Культура и искусство» (кроме Минкультуры России), «Экономика и управление».

Одновременно с этим, при корректировке контрольных цифр приема на 2005 и 2006 годы учитывались аналитические данные о качестве образования выпускников школ по результатам эксперимента по проведению ЕГЭ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе. В связи с сокращением выпускников общеобразовательных учреждений в ближайшие годы будет наблюдаться уменьшение конкурса в вузы и, как следствие этого, — снижение подготовленности абитуриентов для обучения в образовательных учреждениях данного типа.

Изменение подходов к формированию контрольных цифр приема граждан в федеральные государственные образовательные учреждения профессионального образования из-за характерной для современной России демографической ситуации направлено на сохранение потенциала системы образования, соблюдение установленных Законом «Об образовании» соотношений по численности студентов вузов и обеспечение конституционной нормы — получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

Контрольные цифры приема студентов на обучение в федеральные учреждения высшего профессионального образования в 2006 году сформированы в количестве 547141 человек, в том числе 390034 человек на очную форму обучения. Это соответственно составляет 93% и 97% от установленного планового задания на 2005 год.

Контрольные цифры приема студентов в федеральные государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования на 2006 год формировались с учетом обеспечения соответствия объемов и профильной структуры подготовки изменяющимся потребностям экономики страны.

Для преодоления негативного влияния демографической ситуации приоритетными направлениями развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года предусматривается комплекс мероприятий, связанных как с государственным регулированием, так и с развитием рыночных механизмов в сфере профессионального образования.

Заместитель министра В.Н. Фридлянов


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (35 Кб), страница 2 (41 Кб), страница 3 (53 Кб), страница 4 (57 Кб), страница 5 (16 Кб).