О согласованных условиях вступления России в ВТО, о переговорах «ВТО плюс» и дополнительных требованиях, выдвигаемых США в ходе переговоров

Протокольное поручение Комитету ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму

По предложению депутата Государственной Думы О.Н. Смолина

Запросить в Правительстве Российской Федерации информацию о согласованных условиях вступления России в ВТО, о переговорах «ВТО плюс» и дополнительных требованиях, выдвигаемых США в ходе переговоров, а также о предполагаемых последствиях вступления России в ВТО для отечественной промышленности, сельского хозяйства и отечественной системы образования и довести полученную информацию до депутатов Государственной Думы.


Информация о выполнении

Официальный бланк Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы РФ

Председателю Государственной Думы РФ Б.В. Грызлову

Уважаемый Борис Вячеславович!

В соответствии с протокольным поручением Государственной Думы № 261 от 12 апреля 2006 г. Комитетом по экономической политике, предпринимательству и туризму был направлен запрос Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу предоставления информации о согласованных условиях вступления России в ВТО, о переговорах «ВТО плюс» и дополнительных требованиях, выдвигаемых США в ходе переговоров, а также о предполагаемых последствиях вступления России в ВТО для отечественной промышленности, сельского хозяйства и отечественной системы образования.

Просим ознакомить депутатов Государственной Думы с ответом, поступившим от Директора Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации М.Ю. Медведкова.

Приложение на 9 л.

С уважением, председатель Комитета В.Г. Драганов


Официальный бланк Министерства экономического развития и торговли РФ

Председателю Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Г. Драганову

Уважаемый Валерий Гаврилович!

В ответ на Ваш запрос от 17 апреля 2006 г. № 38-15/81 направляем информацию по вопросам переговорного процесса по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

Приложение: на 14 л. в 1 экз.

Директор департамента торговых переговоров М.Ю. Медведков

О ходе переговоров по присоединению России к ВТО

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО. На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. — Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 58 стран-членов (25 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) — как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг — около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.

Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.

Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:

1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель — определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены почти со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО: ЕС, Китай, Корея, Новая Зеландия, Венесуэла, Мексика, Норвегия, Аргентина, Бразилия, Япония, Индия, Канада и др. Из них с 10 членами ВТО имеется понимание, что они поддержат присоединение России к ВТО без проведения двусторонних переговоров (Армения, Гонконг, Кувейт, Марокко, ЮАР и др.).

Осталось завершить переговоры с 2 странами-членами РГ: с США и Коста Рикой.

В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2% — 2,5% годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике.

Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по AMS. В июне 2005 г. российская сторона в ответ на многочисленные запросы стран-членов РГ предоставила данные по объемам внутренней поддержки в 2001-2003 г.г. в требуемом ВТО формате. При этом позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной: репрезентативный период — 1993-1995 г.г. с объемом поддержки в 9,5 млрд. долларов. Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству состоялся 20 марта 2006 г. в Женеве. Для обсуждения были представлены обновленные таблицы по внутренней поддержке сельского хозяйства за 2001-2003 г.г., а также ответы на вопросы стран-членов ВТО по итогам предыдущих консультаций в октябре 2005 г.

Российская сторона выступила с предложением обсудить объемы внутренней поддержки и перейти к обсуждению обязательств. Была приведена развернутая аргументация о необходимости рассмотрения в качестве базового периода 1993- 1995 г.г. и объема обязательств в 9 млрд. долларов США. Реакции на данное заявление со стороны стран-членов ВТО не последовало, и дискуссия была в основном сосредоточена на технических вопросах.

3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг практически со всеми членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой, Норвегией, Турцией, Эквадором, Грузией, Киргизией, Молдавией, Болгарией, Египтом, Канадой. С Японией, Индией Парагваем, Болгарией переговоры завершены.

Переговоры по услугам продолжаются в настоящее время только с США. Наиболее сложно переговоры продвигаются по таким чувствительным секторам сферы услуг как финансовые и «энергетические» услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. Кроме того, некоторые страны были весьма заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок поставщиков услуг, являющихся физическими лицами (Индия, Канада, Швейцария).

По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 110 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В некоторых случаях позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством. Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.

4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад) — ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы:

  1. несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т. д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих «стандартных» положений с момента присоединения России к ВТО;
  2. использование Россией после присоединения некоторых элементов регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности (в принципе разрешенных ВТО), что должно быть обусловлено определенными обязательствами, зафиксированными в докладе РГ («переговорные» требования);
  3. запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования » BTO +»): присоединение к «необязательным» соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, отмена экспортных пошлин и т. д. Помимо этого, ряд членов РГ в рамках обсуждения системных вопросов пытаются решить проблемы сугубо двусторонних торгово-экономических отношений, не входящих в компетенцию ВТО.

Основными элементами содержания запросов членов РГ по системным вопросам являются:

  • либерализация мер нетарифного регулирования с точки зрения правил лицензирования, прежде всего в таких областях, как ввоз в Россию алкогольной фармацевтической продукции, режим экспорта алмазов и металлов платиносодержащей группы, импорт средств связи и шифровальной техники;
  • приведение режимов технических барьеров в торговле (ТБТ) и санитарных и фитосанитарных мер (СФС) в России в соответствие с правилами ВТО, совершенствование правоприменения в указанных сферах (в первую очередь касательно обязательной сертификации и регистрации, процедур повторной сертификации, подтверждения сертификатов соответствия);
  • присоединение к необязательным по канонам ВТО соглашениям (в частности, по торговле гражданской авиатехникой и правительственным закупкам);
  • приведение законодательства и правоприменительной практики в области охраны прав интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО;
  • отмена условия «национальной составляющей» в инвестиционных соглашениях;
  • обеспечение соответствия применяемых тарифных квот нормам ВТО, включая Соглашение по сельскому хозяйству, и сокращение их использования;
  • обеспечение осуществления сделок купли-продажи государственными торговыми предприятиями на коммерческой основе, а также недискриминационного участия иностранных компаний в таких сделках.

По вопросу «двойного ценообразования» на энергетические товары позиция российской стороны зафиксирована в формулировке, содержащейся в проекте Доклада РГ и двусторонних договоренностях с ЕС. Она состоит в том, что Правительство Российской Федерации намерено проводить политику, направленную на то, чтобы поставки газа российским промышленным потребителям производились по ценам, обеспечивающим в полной мере возмещение издержек производителей/дистрибьюторов и получение ими прибыли при нормальном осуществлении коммерческой деятельности. Этот принцип не касается условий продажи газа населению.

Обсуждению проекта Доклада в первую очередь посвящены регулярно проводящиеся в Женеве заседания РГ.

В ходе 30-го заседания РГ, прошедшего 21-23 марта 2006 г. состоялись серии двусторонних консультаций по товарам, услугам и системным вопросам, двусторонние и многосторонние консультации по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам в торговле, а также многостороннее обсуждение проекта Доклада РГ. Были завершены двусторонние переговоры с делегацией Панамы по доступу на рынок услуг. В ходе формального заседания РГ ряд членов РГ, в том числе Китай, высказался за скорейшее присоединение России к ВТО. Однако в целом результаты заседания можно оценить как неудовлетворительные. В ходе заседания РГ были рассмотрены 13 разделов проекта Доклада РГ и согласованы только три из них. Не удалось существенно продвинуться на переговорах по сельскому хозяйству, двусторонних консультациях с США и Грузией.

Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.

В течение 2002-начало 2006 годов проведено свыше 170 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и более, чем в 50 субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 — начало 2006 года Министерство провело обучение госслужащих в 25 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов общественного мнения, к середине 2005 года более половины россиян высказывались за присоединение России к ВТО (в 2001 году — менее 20 процентов).

В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

Июнь 2006 г.
Департамент торговых переговоров Минэкономразвития России


О ходе переговоров по сельскому хозяйству

Направления переговоров

По правилам ВТО мы должны согласовать со странами-членами ВТО максимально разрешенный объем поддержки сельского хозяйства, то есть ту сумму, которую мы можем расходовать на эти цели в течение года без ограничения и без санкций со стороны стран-членов ВТО. При этом речь идет об объеме субсидирования так называемой «янтарной» корзины, которая включает меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю. Кроме того, в ходе переговоров определяются максимальные ставки пошлин на сельскохозяйственные товары и уровень экспортных субсидий.

Переговоры по доступу на рынок товаров предполагают установление максимально допустимых ставок ввозных таможенных пошлин после присоединения к ВТО (уровней связывания) и последующее сокращение средней их величины на 36% в течение 6 лет. Для защиты наиболее чувствительных секторов предусмотрена возможность введения тарифных квот и специальных защитных мер, но только по тем товарным позициям, которые согласованы с Рабочей группой по присоединению России к ВТО (РГ) и которые зафиксированы в обязательствах, принимаемых присоединяющейся страной.

Связыванию и поэтапному сокращению подлежат также экспортные субсидии: в течение 6-летнего периода стоимость бюджетных расходов должна быть снижена на 36%, а объем субсидируемого экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции — на 21%. При этом, из шести разрешенных Соглашением видов экспортных субсидий, после присоединения страна вправе применять только те виды субсидий и по тем видам продукции, которые согласованы с РГ и зафиксированы в ее обязательствах.

Один из важнейших принципов Соглашения — справедливая конкуренция — наиболее последовательно реализован в отношении государственной поддержки. Все меры поддержки классифицируются на основе главного критерия: их «искажающего» влияния на торговлю и производство. Соответственно, в т. н. «зеленую корзину» включены программы, в минимальной степени искажающие торговлю или производство. Указанные меры финансируются из государственного бюджета (а не за счет потребителей) и не имеют следствием поддержание цен производителей (например, научные исследования, подготовка кадров, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, развитие инфраструктуры (исключая эксплуатационные расходы), продовольственные резервы, страхование, экологические и региональные программы, поддержка доходов производителей, не связанная с объемом производства).

Учитывая минимальное искажающее воздействие программы «зеленой корзины» освобождены от обязательств по связыванию и сокращению. Аналогичный режим в настоящее время действует и в отношении мер, направленных на ограничение перепроизводства (т. н. «голубая корзина»).

В отношении всех других мер (т. н. «желтая корзина») Соглашение предусматривает установление максимально допустимого уровня в форме агрегированной меры поддержки (АМП) и его поэтапного 20% сокращения равными долями в течение 6 лет с момента присоединения. Данный подход обеспечивает определенную гибкость в регулировании сельского хозяйства, так как позволяет устанавливать различные уровни сокращения субсидирования для конкретных секторов и, соответственно, сохранять адекватную поддержку для наиболее чувствительных видов аграрной продукции.

Основные направления государственной поддержки, классифицируемые как меры «желтой корзины», включают: дотации на продукцию животноводства и растениеводства, компенсация затрат на приобретение материально-технических ресурсов (минеральных удобрений, средств химической защиты растений, энергоресурсов, техники и запасных частей), субсидирование капиталовложений производственного назначения (кроме расходов на мелиорацию), льготное кредитование (включая списание задолженности), ценовую поддержку товаропроизводителей, субсидирование расходов на транспортировку сельскохозяйственной продукции и т. д.

При этом присоединяющаяся страна вправе не сокращать государственную поддержку в рамках «желтой корзины», уровень которой соответствует 5% (для развитых стран) от валовой стоимости сельскохозяйственного производства (т. н. уровень de minimis).

В отличие от обязательств по доступу на рынок и экспортному субсидированию, которые относятся к федеральной компетенции, обязательства по АМП предполагают связывание не только федеральной поддержки, но и поддержки, оказываемой субъектами Российской Федерации. Причем, в случае нарушения принятых обязательств по вине регионов (на которые приходится существенная доля общей стоимости «желтой корзины»), ответственность за невыполнение несет Российская Федерация.

Уровень связывания государственной поддержки и экспортного субсидирования определяется как среднегодовая величина фактических расходов за три года (базисный период), при этом, в отношении присоединяющихся стран Соглашение не содержит конкретных положений о выборе указанного периода, а сложившаяся после Уругвайского раунда практика предполагает использование в качестве базы для расчета АМП трех последних репрезентативных лет.


О ходе переговоров

При формировании своей позиции российская сторона исходила и исходит исключительно из того, что аграрный сектор страны в настоящий период переживает кризис, и отстаивает лишь те параметры, которые не могут нанести ущерба национальному аграрному сектору.

В настоящий момент в соответствии с российской переговорной позицией по разрешенным объемам господдержки в качестве базисного рассматриваются период 1993-1995 г.г. Эта позиция предусматривает уровень внутренней поддержки равный 9 млрд. долл. и объем экспортных субсидий в размере 0,7 млрд. долл.

Данная сумма в несколько раз превышает реальные объемы субсидирования сельского хозяйства в настоящее время в России. Для того, чтобы отстоять эту позицию нам надо четко обосновать, что такие суммы предусмотрены бюджетом и программами по увеличению финансирования АПК. Кроме того, нам надо понимать, каким образом мы планируем расходовать данные средства, на какие цели.

Переговоры проходят достаточно сложно. Российская позиция не находит понимания у членов Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Итоги последних многосторонних и двусторонних переговоров в 2001-2006 г.г. показывают, что наиболее сложными остаются вопросы определения базисного периода и соответствующего объема обязательств по мерам янтарной корзины. Страны-члены ВТО на переговорах неоднократно критиковали несоразмерность предлагаемых российской стороной АМП и уровня экспортного субсидирования и соответствующих фактических показателей. Дополнительное давление в переговорах по сельскому хозяйству связано также со сложностью выполнения Россией норм ВТО в области применения санитарных и фитосанитарных мер.

Последние серии переговоров были сконцентрированы на рассмотрении деталей расчетов и механизмов реализации поддержки, не касаясь субстантивной части российских предложений.

Члены РГ предлагают вариант использования в качестве базисного более приближенного к настоящему моменту периода (2001-2003 г.г. — 3-3,5 млрд. долларов США). Однако российская сторона не намерена менять позицию и в качестве репрезентативного периода определять последние годы.

Страны-члены ВТО требуют связывания уровня экспортных субсидий на нулевом уровне. Объясняется это тем, что в рамках ВТО, в ходе нового раунда многосторонних торговых переговоров, предполагается принятие решения о запрете экспортных субсидий странами-членами ВТО к 2013 г.

Мы понимаем, что отстоять право на экспортные субсидии для России будет затруднительно. Это подтверждает и опыт недавно присоединившихся стран, ни одной из которых не предоставили право на использование данных мер. В России в качестве экспортных субсидий рассматривается применение понижающего коэффициента и скидок на тариф на железнодорожные перевозки. Последний раз данные меры применялись в 2003 г. в отношении перевозок зерна в направлении дальних портов и составили чуть более 100 тысяч долларов США. Иными словами большой потребности России в данных мерах поддержки нет.

Следует учитывать, что принятие обязательств по связыванию и поэтапному сокращению поддержки требует существенного повышения эффективности мер и механизмов аграрной политики. При этом основным критерием эффективности должно быть влияние мер государственной поддержки на повышение конкурентоспособности АПК, так как только при этом условии возможно обеспечить продовольственную безопасность при соблюдении требований ВТО.

Сформированные к настоящему времени тарифные обязательства РФ в отношении сельскохозяйственных товаров предусматривают на момент присоединения к ВТО сохранение действующего уровня тарифной защиты, а для ряда товаров (мясная группа, молоко и молочная группа, зерновые) — возможность его повышения. Последующее снижение ставок пошлин (в среднем на 5%) в течение переходного периода предусматривается по товарам, уменьшение уровня тарифной защиты по которым не нанесет ущерба отечественным товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции. Средневзвешенная ставка конечного уровня связывания по сельскохозяйственным товарам составит порядка 20%.

Кроме того, Российская Федерация сохранила за собой право применения механизма тарифных квот на ввоз мяса говядины, свинины и птицы до 2009 года включительно и, по результатам дополнительных переговоров, на последующий период.

При любом развитии событий Россия, как будущий член ВТО, имеет право на использование мер, не оказывающих искажающее воздействие на торговлю, — так называемая «зеленая» корзина. К ней относятся все меры, финансируемые государством и связанные с подготовкой кадров, борьбой с вредителями, с распространением информации, с проведением научных разработок в аграрном секторе, с развитием инфраструктуры в сельской местности. Объем этих мер не ограничен нормами ВТО. На сегодняшний день доля «зеленой» корзины невелика: в большинстве регионов программы бюджет на такого рода меры в два раза меньше, чем средства, выделяемые на мероприятия в рамках «янтарной» корзины. В связи с этим, России целесообразно развивать и увеличивать число и размер таких программ и разрабатывать проекты перевода мер из «янтарной» корзины в «зеленую». В этом случае возможно будет значительно увеличивать поддержку сельского хозяйства, не нарушая правил ВТО.

На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено порядка десяти коллективных работ, представляющих анализ последствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них ориентированы на анализ экономических последствий, другие затрагивают в значительной степени и социальные аспекты. В основе исследований — количественная оценка последствий ожидаемого понижения таможенных тарифов в условиях присоединения России к ВТО.

При исследовании последствий присоединения России к ВТО для сельского хозяйства необходимо исходить из того, что с учетом имеющегося инструментария:

  • возможно рассчитать только количественные последствия для сельскохозяйственной промышленности исходя из возможного изменения ставок таможенных пошлин;
  • анализ последствий взятия на себя обязательств по объемам внутренней поддержки и экспортных субсидий ни в одном из исследований проведен не был, из-за отсутствия необходимых методик;
  • основное внимание уделялось, прежде всего, пищевой промышленности, а не сельскохозяйственной промышленности.

Проведенные исследования показали, что российская экономика обладает значительной устойчивостью к изменениям импортных пошлин. Согласно проведенным расчетам, влияние предусматриваемых российскими тарифными предложениями на переговорах по присоединению к ВТО понижений ставок на некоторые виды товаров на размер производства не превышает доли процента.

При этом для мясомолочной отрасли согласно исследованиям отмечено опережение темпов роста производства в случае присоединения (61,2% против 46,9% в случае неприсоединения). При любом сценарии выполнения тарифных обязательств снижение пошлин в данной отрасли будет меньшим, чем в других отраслях. Это позволит реализовать дополнительные возможности для роста.

Основной вывод исследования заключается в том, что после присоединения России к ВТО не ожидается каких-либо серьезных негативных последствий ни для экономического развития отраслей и регионов, ни для социального положения страны.


Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) в части доступа на российский рынок услуг

В переговорах по доступу на российский рынок услуг было заинтересовано около 29 членов ВТО (ЕС как один). По состоянию на апрель 2006 г. протоколы о завершении переговоров подписаны с 27 членами ВТО.
С Австралией переговоры завершены, и соответствующие документы готовятся к подписанию. Единственной страной, с которой переговоры по услугам продолжаются, являются США. На переговорах с США несогласованными остаются только условия доступа на рынок финансовых услуг. Таким образом, по всем остальным секторам уровень российских обязательств можно считать согласованным с заинтересованными членами ВТО. Его существенное изменение на данной стадии переговоров маловероятно.

На переговорах по финансовым услугам с США основными проблемами являются следующие:

  1. запрет на деятельность филиалов иностранных банков и страховых компаний («прямых» филиалов) в России;
  2. сохранение квоты иностранного участия в совокупном капитале российских банков и страховых компаний.

США настаивают на открытии российского рынка для «прямых» филиалов через переходный период, а также на устранении общей квоты иностранного участия в банковской и страховой системах через переходный период. Негативным фактором в переговорах является то, что ни одной из недавно присоединившихся стран не удавалось сохранить квоты или запрет на деятельность «прямых» филиалов в качестве постоянных ограничений.

Позиция российской стороны заключается в том, чтобы сохранить право применения квоты иностранного участия в банковской и страховой системе и не принимать обязательств по доступу «прямых» филиалов в рамках ВТО (сохранив, таким образом, право запрета их деятельности в России). Такая позиция мотивируется тем, что ресурсы российской банковской и страховой системы не позволяют нам на равных конкурировать с западными финансовыми институтами. Так, капитализация одного крупнейшего иностранного банка и страховой компании превышает суммарную капитализацию банковской системы и страховой системы России соответственно. Поэтому неограниченная конкуренция может привести к вытеснению национальных поставщиков с российского рынка. Кроме того, открытие рынка для прямых филиалов может значительно осложнить борьбу с отмыванием денег в России.

В рамках процесса присоединения к ВТО, Россия принимает на себя обязательства, гарантирующие иностранным услугам и поставщикам услуг уровень доступа и национальный режим, в объеме и на условиях, зафиксированных в соответствующем документе, который Россия согласовывает со всеми заинтересованными членами ВТО (Перечне специфических обязательств по услугам — далее — Перечень). Перечень составляется по методологии ВТО, в его основу ложится Классификатор услуг ВТО, который насчитывает 155 секторов услуг.

В настоящее время Россия принимает на себя обязательства