Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыПротокольные поручения: госдума четвертого созываО мерах по приведению показателей уровня жизни населения, в том числе показателей бедности, в соответствие с международными стандартам?

О мерах по приведению показателей уровня жизни населения, в том числе показателей бедности, в соответствие с международными стандартами

Протокольное поручение Комитету ГД по труду и социальной политике

По предложению депутата Государственной Думы О.Н. Смолина

В связи с рассмотрением Государственной Думой проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" запросить в Правительстве Российской Федерации информацию о мерах по приведению показателей уровня жизни населения, в том числе показателей бедности, в соответствие с международными стандартами и довести полученную информацию до депутатов Государственной Думы.


Информация о выполнении

Официальный бланк Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы РФ

Председателю Государственной Думы Б.В. Грызлову

Уважаемый Борис Вячеславович!

Прошу довести до сведения депутатов Государственной Думы информацию, подготовленную Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации и представленную в соответствии с протокольным поручением Государственной Думы (протокол № 335), принятым по предложению депутата Государственной Думы О.Н. Смолина на пленарном заседании 15 декабря 2006 года.

Приложение: на 6 л.

Председатель комитета А.К. Исаев


Официальный бланк Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России)

Председателю Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Федерального Собрания РФ А.К. Исаеву

Уважаемый Андрей Константинович!

В соответствии с Вашим письмом Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову от 21 декабря 2006 г. № 3.2-15/1549 и письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № П12-32979 направляем информацию о мерах по приведению показателей уровня жизни населения в соответствие с международными стандартами.

Приложение: на 5 л.

Статс-секретарь, заместитель министра Л.Н. Глебова

Информация о мерах по приведению показателей уровня жизни населения в соответствие с международными стандартами

В последние годы сформировалась положительная динамика в области уровня жизни и доходов населения. В 2006 году продолжился рост материального уровня жизни населения. За 11 месяцев 2006 года реальные располагаемые денежные доходы населения выросли по сравнению с январём - ноябрём 2005 года на 10,1%, в том числе реальная заработная плата — на 13,3%, реальный размер пенсии - на 5,4%.

Численность бедного населения уменьшилась с 2000 года по 2005 год с 42,3 млн. человек до 26,3 млн. человек, или в 1,7 раза, а его доля в общей
численности населения сократилась с 29% до 18,4% (в 2006 г. доля бедных оценивается в 15,8%).

Вместе с тем, остаётся высокой дифференциация населения по уровню доходов. В 2005 году среднедушевые доходы 10% наиболее обеспеченных превышали доходы 10% наименее обеспеченного населения граждан в 14,7 раза (за 9 месяцев 2006 года 15,1 раза, в 2000 году 13,9 раза).

По данным Росстата, при существенной дифференциации этого показателя в европейских странах в большинстве этих стран его значение ниже, чем в России (от 5,2 раза в Чехии, 5,7 раза в Финляндии до 11,7 раза в Италии, 13,6 раза в Великобритании).

Значительно ниже по сравнению с Россией в европейских странах и уровень бедности (в Финляндии 4,9%, Швеции 6,7%, Нидерландах 6,1%, Германии 9,1%, в Италии 13,1%).

При этом международного стандарта уровня бедности не существует. В каждой стране используется свой показатель черты бедности, который определяется на основе принятой в этой стране методологии его расчёта.

В настоящее время в большинстве стран используется статистический метод определения черты бедности, который предполагает установление прожиточного минимума исходя из принятого стандарта потребления на уровне 40-60% фактически сложившихся среднедушевых доходов населения.
Данный метод используется, как правило, странами со стабильной динамикой развития экономики и социальной сферы.

В России применяется нормативный метод, предусматривающий определение прожиточного минимума на основе потребительской корзины, то есть наборов товаров и услуг, необходимых для обеспечения минимального уровня потребления. Данный метод в зарубежных странах практически не используется.

В практике международных сопоставлений с учётом Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2000 года,
граница бедности определяется в размере ежедневных расходов на душу 1 доллар (для развивающихся стран), 2,15 доллара (для стран с переходной экономикой Европы и Центральной Азии), 4,3 доллара США по паритету покупательной способности национальной валюты.

Если использовать указанную границу бедности, то в России к бедным должны были относиться в 2006 году лица с расходами 330 рублей в месяц (по варианту 1 доллар США при паритете покупательной способности 11 рублей за 1 доллар США), 710 рублей в месяц (по варианту 2,15 доллара США), 1420 рублей (по варианту 4,3 доллара США). Прожиточный минимум в России в 2006 году, по расчёту в соответствии с действующим законодательством, составлял 3436 рублей, что больше границы, принятой для международных сопоставлений, в 10,4 раза (по 1 варианту), в 4,8 раза (по 2 варианту), в 2,4 раза (по 3 варианту).

Необходимо отметить, что в Российской Федерации прожиточный минимум в сопоставлении с международными правилами и практикой не является чертой бедности.

Осуществляемые меры государственной социальной политики, направленной на повышение благосостояния населения и снижение бедности, ориентированы на постепенное приближение к международным стандартам.

Решение этих задач предусматривает, с одной стороны, создание для трудоспособного населения условий для обеспечения достойного уровня жизни за счёт собственных доходов, а с другой стороны, обеспечение государственной поддержки тех, кто по объективным причинам не может самостоятельно обеспечить социально приемлемый уровень жизни.

Указанные задачи будут достигаться на основе осуществления мер по:

  • содействию росту заработной платы,
  • улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионной системы, развитию системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите.

Основные меры будут направлены на создание условий для роста доходов населения, в первую очередь на основе развития занятости населения и повышения заработной платы в реальном и бюджетном секторах экономики.

В среднесрочной перспективе предусматривается осуществить меры по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда.
Повышение минимального размера оплаты труда позволит в полной мере обеспечить государственные гарантии в части размера оплаты труда, упорядочить ситуацию со стоимостью рабочей силы на рынке труда, получить дополнительное поступление подоходного налога, вывести из «тени» часть заработной платы, скрытую от налогообложения, а также существенно снизить масштабы бедности среди работающего населения как в бюджетной, так и во внебюджетной сферах.

В Государственной Думе Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий установление минимального размера оплаты труда с 1 сентября 2007 г. в сумме 2000 рублей. Данный законопроект поддержан Правительством Российской Федерации.

В бюджетной сфере будет проводиться индексация заработной платы в размерах, обеспечивающих выполнение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации о повышении к 2008 году (по сравнению с 2005 годом) реальных доходов этих работников не менее чем в 1,5 раза. В 2007 году ставки заработной платы работников бюджетной сферы будут повышены с 1 сентября 2007 г. на 15%. С учётом постановления Государственной Думы от 11 октября 2006 г. № 3580-4 ГД Правительство Российской Федерации при наличии дополнительных средств рассмотрит вопрос об увеличении планируемого размера индексации до 20%.

Размеры индексации заработной платы бюджетников в 2008-2009 годах будут определяться исходя из необходимости обеспечения роста их реальной заработной платы не ниже, чем в целом по стране, и стабилизации соотношения между размерами оплаты труда бюджетников и по экономике в целом на уровне, достигнутом в 2007 году.

Политика в области заработной платы работников бюджетной сферы, кроме установления ежегодных индексаций, будет увязана с реформированием бюджетных учреждений, в том числе с изменением их организационно-правовых форм, которое позволит обеспечить дополнительное повышение размеров оплаты труда работников бюджетных учреждений в зависимости от результатов их работы.

Одновременно с модернизацией системы учреждений бюджетной сферы будет проведено реформирование системы оплаты труда, направленное на повышение стимулирования работников к оказанию качественных услуг. Предусмотрено перейти к отраслевым системам оплаты труда, максимально адаптированным к новым условиям хозяйствования.

Новые системы оплаты труда будут учитывать специфику каждой из бюджетных отраслей, построенных на единых основополагающих принципах.

В настоящее время Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводит работу над подготовкой проекта постановления Правительства Российской Федерации «О совершенствовании организации заработной платы работников федеральных государственных учреждений».

Проектом предусмотрено установление основных подходов и порядка формирования отраслевых систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений с учётом специфики видов экономической деятельности. Переход на отраслевые системы оплаты труда предусмотрен с 1 января 2007 года по мере готовности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Дополняя эти меры, в ходе реализации национальных проектов в области здравоохранения и образования в 2007 году будет проводиться отработка механизма повышения уровня оплаты труда этих отраслей. В здравоохранении намечается повышение оплаты труда медицинским работникам, в первую очередь, в стационарных медицинских учреждениях в зависимости от объёмов и качества оказанной медицинской помощи.

Проведение этой работы предусмотрено в рамках «пилотных» проектов - в здравоохранении в 17 субъектах Российской Федерации и в образовании в 20 субъектах Российской Федерации. Будут разработаны проекты нормативных правовых актов, связанных с реализацией «пилотных» проектов.

Росту материального обеспечения трудоспособных граждан и снижению дифференциации населения по доходам будут способствовать развитие рынка труда, повышение эффективности его функционирования, сокращение безработицы. Выполнение этих задач предусматривается осуществить на основе мер по расширению доступа безработных граждан и незанятого населения к услугам в сфере содействия занятости населения.
Активизация политики занятости будет направлена на рост объёма и повышение качества услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы.

Среди мер, направленных на улучшение пенсионного обеспечения и развитие пенсионного страхования, планируются следующие:

  • принятие законодательных актов, предусматривающих введение дополнительного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования, создание в 2007 году профессиональных пенсионных систем и нормативно-правовое обеспечение их функционирования;
  • обеспечение реализации права граждан на добровольную уплату дополнительных страховых взносов, выбора негосударственной организации для управления средствами пенсионных накоплений, а также мер по надлежащему персонифицированному учёту приобретаемых прав в системе обязательного пенсионного страхования;
  • разработка законодательных мер по переводу базовой части трудовой пенсии в систему государственного обеспечения и повышение её пенсионерам, суммарный размер материального обеспечения которых с учётом выплат по обязательному пенсионному страхованию, государственному пенсионному обеспечению и иных мер социальной поддержки не обеспечивает прожиточный минимум пенсионера в Российской Федерации, для доведения суммарного размера обеспечения до этой величины;
  • проведение индексации базовой и страховой частей трудовых пенсий.

К концу 2009 года размер социальной пенсии должен быть доведён до уровня прожиточного минимума пенсионера. К этому же периоду предусматривается увеличить соотношение среднего размера трудовой пенсии и среднемесячной начисленной заработной платы. Целевое значение этого показателя в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2007 год и на период до 2009 года определено на уровне 40%.

Дальнейшему улучшению уровня жизни малообеспеченных групп населения будет способствовать продолжение мероприятий по реализации мер социальной поддержки на основе осуществления ежемесячной денежной выплаты и предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.
Осуществление ежемесячных денежных выплат определено с учётом ежегодной индексации их размеров.

Наряду с мерами по социальной поддержке граждан, осуществляемыми на федеральном уровне, данная работа проводится и в субъектах Российской Федерации, которые реализуют право увеличивать размеры детских и иных социальных пособий нуждающимся гражданам, вводить собственные механизмы государственной социальной помощи за счёт имеющихся у них финансовых ресурсов, предусматривать субсидии гражданам при оплате жилья и коммунальных услуг.

Проводимые мероприятия по повышению уровня жизни населения позволят сохранить в 2007-2009 г.г. высокие темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения за счёт всех составляющих заработной платы, трансфертов, выплат социального характера, а также доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Денежные доходы населения в 2009 г. по отношению к 2005 г. возрастут в номинальном выражении на 95% (в реальном выражении - на 46%).

Параметры уровня жизни населения на долгосрочную перспективу будут предусмотрены в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, который в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. № АЖ-П11-5241 должен быть разработан заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием РАН до конца 2007 года.

При разработке нормативно-целевых ориентиров развития в области уровня жизни населения, в том числе по показателям доходов населения, уровня бедности, дифференциации населения по доходам, размерам минимальных гарантий получения денежных доходов и оплаты труда, пенсионного обеспечения и социальной помощи, предусматривается учитывать нормы международных документов (Европейского кодекса социального обеспечения и Европейской социальной хартии), а также данные межстрановых сопоставлений.

В рамках исполнения данного поручения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации подготовлены и направлены в Минэкономразвития России предложения для разработки концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в области социальной политики.


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (29 Кб), страница 2 (26 Кб), страница 3 (64 Кб), страница 4 (65 Кб), страница 5 (71 Кб), страница 6 (66 Кб), страница 7 (70 Кб).