СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяРешая проблемы избирателейПисьма общественных организаций и творческих коллективовОб упорядочении процесса выплаты компенсаций педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению единого государственного

Об упорядочении процесса выплаты компенсаций педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена

Письмо

Депутату Государственной Думы РФ, первому заместителю председателя Комитета по образованию О.Н. Смолину

Уважаемый Олег Николаевич!

Просим Вас обратить внимание на проблемы, связанные с оплатой работы педагогов, которых привлекают к подготовке и проведению государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме ЕГЭ (в 11 классе) и ОГЭ (в 9 классе).

Согласно п. 9 ст. 47 ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012, «педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливается субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, выделяемых на проведение единого государственного экзамена».

Размер и порядок выплаты компенсации устанавливается региональным Положением о размере и порядке выплаты компенсации педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению ЕГЭ (далее – Положение).

Основаниями для выплаты компенсации является договор.

Анализ 68 региональных Положений и жалоб учителей из разных регионов показал, что:

1. Многие региональные Положения не соответствуют п. 9 ст. 47 ФЗ РФ "Об образовании в РФ" от 29.12.2012, так как не всем педработникам, которых привлекают к подготовке и проведению ЕГЭ, выплачивается компенсация. Только в 11 регионах педагоги, привлекаемые к работе в качестве «организатора в/вне аудитории», получают компенсацию.

2. Положения 15 регионов найти не удалось (возможно, их нет).

3. В разных регионах с педагогами заключают разные виды договоров: (срочный) трудовой договор или гражданско-правовой договор, несмотря на то, что по всей стране

  • требования к работникам для работы на ЕГЭ – одинаковые,
  • работа или услуги, которые требуются от учителя, – одинаковые,
  • стороны договора (педагог – директор и педагог – министерство образования региона/ИРО/ЦОКО) – одинаковые во всех регионах,
  • акты сдачи-приёмки, учёта рабочего времени – обязательны везде,
  • предмет договора – кто какой напишет.

Гражданско-правовой договор лишает педагогов доплат за работу в ночное время, за работу в праздничные и выходные дни (например, членам предметных комиссий, которые проверяют письменные экзаменационные работы).

В 19 региональных Положениях вид договора не уточняется: «договор» или «договор на выполнение работ (оказание услуг)».

В 16 региональных Положениях слово «договор» вообще не употребляется.

4. Из 68 региональных Положений только 4 содержат приложения с образцом договора.

5. Анализ этих гражданско-правовых договоров может говорить о том, что в них включены термины трудового права, эти договоры прикрывают трудовые отношения, подменяют (срочный) трудовой договор, поэтому считаем, что договор должен быть (срочным) трудовым.

6. Не во всех регионах определён размер компенсации учителям за работу по подготовке и проведению ОГЭ: лишь в 15 региональных Положениях конкретно указан размер доплаты.

Исходя из вышеизложенного, просим Вас направить депутатский запрос министру образования и науки РФ Ливанову Д.В. и главе Рособрнадзора Кравцову С.С. с требованием предоставить сведения о том:

1. В каждом ли регионе есть Положение о размере и порядке выплаты компенсации педагогам, которых привлекают к подготовке и проведению ГИА, утверждённое правительством региона.

2. Почему многие региональные Положения о выплате компенсации педагогам, привлекаемым к подготовке и проведению ГИА, не соответствуют п. 9 ст. 47 ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 и Трудовому кодексу РФ, и какие меры будут приняты для того, чтобы Положения соответствовали федеральным законам, а именно, чтобы:

а) в них был указан размер компенсации для всех категорий педагогов, которых привлекают к работе на ЕГЭ и ОГЭ;

б) приложение к Положению содержало образец договора;

в) была указана необходимость заключать срочный трудовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с педагогами, которых привлекают к подготовке и проведению ЕГЭ и ОГЭ;

3. Должно ли региональное Положение быть размещено на сайте школы, чтобы каждый педагог мог его изучить.

С уважением,
Всеволод Луховицкий,
сопредседатель МПРО «Учитель»


Министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову об упорядочении процесса выплаты компенсаций педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена

Официальный бланк депутата Государственной Думы

Министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову

Уважаемый Дмитрий Викторович!

В связи с обращением сопредседателя Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» В. Луховицкого прошу Вас принять меры к упорядочению процесса выплаты компенсаций педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена.

Нормы части 9 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по предмету регулирования относятся к нормам, регулирующим трудовые отношения педагогических работников, а категория «компенсация за работу» – к категориям трудового права.

В связи с этим основанием выплаты педагогическому работнику указанной компенсации является его привлечение в соответствии с приказом по образовательной организации к работе по подготовке и проведению ЕГЭ. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации.

Между тем, как следует из обращения В. Луховицкого, в ряде субъектов Российской Федерации указанные компенсации выплачиваются не всем педагогическим работникам, привлекаемым к подготовке и проведению ЕГЭ. Только в 11 регионах педагоги, привлекаемые к работе в качестве организатора ЕГЭ в/вне аудитории получают компенсацию.

Во многих регионах с привлекаемыми педагогическими работниками заключают договоры разных видов: гражданско-правовые (на выполнение работ, оказание услуг) и трудовые. Однако необходимость заключения договора с педагогическим работником из положений части 9 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не усматривается. За работу по договору выплачивается вознаграждение, а не компенсация.

В ряде субъектов Российской Федерации размер компенсации за работу по организации и проведению ЕГЭ не определен.

В связи с изложенным прошу Вас, уважаемый Дмитрий Викторович, принять меры к обеспечению выплаты и упорядочению процессов выплаты компенсаций педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению ЕГЭ в субъектах Российской Федерации.

О результатах рассмотрения обращения прошу сообщить в мой адрес.

Приложение – на 2 л.

С уважением, О.Н. Смолин


Официальный бланк заместителя министра Министерства образования и науки РФ
(Минобрнауки России)

Первому заместителю председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н. Смолину

Уважаемый Олег Николаевич!

Минобрнауки России рассмотрело Ваше обращение по вопросу упорядочения процессов выплаты компенсаций педагогическим работникам, привлекаемым к проведению единого государственного экзамена в субъектах Российской Федерации, и сообщает.

В соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273) конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

В качестве основы для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, применяются квалификационные характеристики, утверждённые приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее - квалификационные характеристики). При этом разделом «Должностные обязанности» квалификационных характеристик по различным должностям педагогических работников (включая учителей) не предусмотрено выполнение ими обязанностей по подготовке и проведению единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) и основного государственного экзамена (далее – ОГЭ).

С учётом изложенного частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению ЕГЭ, размер и порядок выплаты которой устанавливаются субъектом Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ.

Таким образом, законодательством в сфере образования Российской Федерации гарантирована выплата педагогическим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению ЕГЭ, включая выполнение обязанностей ответственных организаторов в аудиториях пунктов проведения ЕГЭ, так как оно не предусмотрено квалификационными характеристиками.

В части, касающейся ОГЭ, Минобрнауки России информирует о том, что пунктом 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённых приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 (зарегистрирован Минюстом России 1 июня 2016 г., регистрационный № 42388), предусмотрена возможность выполнения учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования (в период учебного года) и тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (в период тренировочного года или спортивного сезона) дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).

Таким образом, выполнение дополнительно возложенных обязанностей по подготовке и проведению ОГЭ может выполняться перечисленными категориями педагогических работников с их письменного согласия и с соответствующей дополнительной оплатой труда.

Обе позиции по обязательной оплате труда педагогических работников, участвующих в проведении государственной итоговой аттестации в формах ЕГЭ и/или ОГЭ, были отражены в письме Рособрнадзора от 26 мая 2016 г. № 02-226 (прилагается).

Дополнительно Минобрнауки России информирует, что в случае невыплаты компенсации за работу по подготовке и проведению ЕГЭ и ОГЭ педагогические работники вправе обратиться в прокуратуру Российской Федерации, являющуюся единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»), или непосредственно в суд. В настоящее время существует судебная практика решения данного вопроса в пользу педагогических работников.

Приложение: на 3 л. в 1 экз.

По оплате труда педагогических работников, участвующих в организации ОГЭ, в письме Рособрнадзора фиксируется ранее действующая норма п. 2.3. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утверждённого приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 (по аналогии), в связи нахождением в мае 2016 г. приказа Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 на регистрации в Минюсте России.

С уважением, В.Ш. Каганов


Официальный бланк Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор)

Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,
осуществляющих государственное
управление в сфере образования
(по списку)

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в связи с участившимися обращениями граждан по вопросу выплаты педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой атгестации в формах единого государственного экзамена и/или основного государственного экзамена, сообщает следующее.

Согласно части 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобождённым от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация.

Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

На основании изложенного Рособрнадзор предлагает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, обратить внимание на необходимость разработки и принятия соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, определяющего размер и порядок выплаты указанной компенсации.

Дополнительно Рособрнадзор обращает внимание на то, что в соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона Минобрнауки России утверждён приказ от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (далее – Порядок), регламентирующий организацию проведения государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена. Согласно пункту 13 данного Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают проведение основного государственного экзамена, в том числе посредством обеспечения подготовки и отбора специалистов, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации, в соответствии с требованиями указанного порядка; определения состава руководителей и организаторов пунктов проведения экзаменов, уполномоченных представителей государственных экзаменационных комиссий, технических специалистов, специалистов по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, ассистентов для лиц, с ограниченными возможностями здоровья.

При этом важно учитывать, что пунктом 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утверждённого приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69, предусмотрена возможность выполнения учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования и тренерами-преподавателями дополнительно возложенных обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

Таким образом, выполнение дополнительно возложенных обязанностей по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена может выполняться перечисленными категориями педагогических работников с их письменного согласия и с соответствующей дополнительной оплатой труда.

Одновременно информируем, что в рамках проведения Рособрнадзором плановых и внеплановых проверок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования в части организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, данный вопрос будет включен в планы-задания на проведение соответствующих проверок.

Заместитель руководителя А.А. Музаев


Электронная копия письма (откроется в новом окне): страница 1 (43 Кб), страница 2 (50 Кб), страница 3 (38 Кб), страница 4 (33 Кб), страница 5 (44 Кб), страница 6 (22 Кб).