Об увеличении объёма выпуска фильмов для детской аудитории, создаваемых при государственной финансовой поддержке

Официальный бланк Министерства связи и массовых коммуникаций РФ
(Минкомсвязь России)

Первому заместителю председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н. Смолину

Уважаемый Олег Николаевич!

В связи с Вашим обращением, направленным письмом от 28.03.2013 № ОС7/885, сообщаем следующее.

По информации Минкультуры России, объем выпуска фильмов для детской аудитории, создаваемых при государственной финансовой поддержке Министерства, ежегодно составляет порядка 6-7 игровых и свыше 100 анимационных. С 2013 г. с учетом выделения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 149 дополнительных средств из федерального бюджета в виде субсидий в размере 1500 000 000 рублей ежегодно на финансирование фильмов для детей выпуск игровых фильмов достигнет 10-12 в год. Кроме того, Госфильмофонду России в ближайшее время в результате присоединения «Объединенной государственной киноколлекции» перейдут права на значительное количество фильмов, в том числе киностудии «Ленфильм» и Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького.

В то же время Экспертный совет по отбору организаций – получателей государственной поддержки производства и (или) распространения и тиражирования социально значимой продукции электронных средств массовой информации, создания и поддержания в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение, подведомственного Минкомсвязи России Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям ежегодно на конкурсной основе выделяет субсидии за счет средств федерального бюджета на производство теле- и радиопродукции для детей.

При этом в соответствии с условиями оказания такой господдержки субсидии предоставляются на реализацию только тех проектов, согласие на размещение в эфире которых подтвердила та или иная телекомпания, что гарантирует заинтересованность вещателя в качестве производимой телепродукции и одновременно является залогом ее привлекательности для зрителей.

В лицензиях более половины федеральных телеканалов («Первый канал», «Россия-1», «Россия-К», «Петербург-5 канал», «ТВ ЦЕНТР», «СТС», «Звезда» и др.) предусмотрено наличие определенного объема детского вещания (от 2,5 до 15% от общего объема вещания). С учетом специфики вещания линейки детских программ представлены в сетке вещания в основном в выходные дни, а в дни школьных каникул объем таких программ, в том числе детских фильмов, значительно увеличивается. Качественное российское кино для детей, как правило, собирает хорошую зрительскую аудиторию.

Вместе с тем необходимо отметить, что современное телевидение в условиях сегментации телевизионной аудитории идет по пути развития тематического вещания. Сегодня зритель часто выбирает не определенную передачу, а конкретный тематический канал, специализация которого удовлетворяет его информационные потребности. С этим, в свою очередь, связаны повышенные требования к телевизионной продукции, что в полной мере относится и к детскому вещанию.

В Российской Федерации постоянно увеличивается число телеканалов, адресованных детской аудитории: «Карусель», «Радость моя», «Мать и дитя», «Мультимания», «Дисней-ТВ», «Tiji TV», «Nickelodeon», «Cartoon Network», «Jetix» и другие, а также научно-образовательных телеканалов: «Знание», «Школьник ТВ», «24 Техно», «Моя планета».

Более того, детско-юношеский телеканал «Карусель» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» включен в Перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, обязательных для распространения на всей территории Российской Федерации и бесплатных для потребителей.

Следует учитывать, что показ детского фильма на неспециализированном телеканале создает опасность контакта ребенка с контентом, не предназначенным для детской аудитории, так как существует вероятность того, что, даже несмотря на маркировку эфира, родители вовремя не уведут своего ребенка от телеэкрана. Просмотр же специализированного детского канала дает гарантию того, что ребенок постоянно находится в безопасной для него медиасреде, поэтому перспектива возможного введения для всех телеканалов обременений, касающихся обязанности транслировать определенный объем детских фильмов отечественного производства, не может оцениваться однозначно положительно.

Таким образом, для увеличения объема показа на телеканалах отечественных фильмов для детей, включая анимационные, представляется целесообразным сохранить существующие механизмы предоставления Минкультуры России и Роспечатью государственной финансовой поддержки проектам для детской аудитории, предусматривая заинтересованность телеканалов в приобретении прав на показ детских фильмов ещё на этапе их создания, чтобы обеспечивать соответствие качества производимой продукции запросам современной аудитории и редакционной политике телеканалов.

Необходимо также отметить, что с целью реализации задачи по увеличению объема показа контента, предназначенного для детей, на российских телеканалах Минкомсвязь России разработала и направила в Правительство Российской Федерации соответствующий проект федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О рекламе». Принятие данного проекта федерального закона создаст стимул для привлечения средств рекламодателей путем введения дифференцированной возможности прерывания рекламой детских и образовательных передач, что поспособствует в свою очередь увеличению количества современного детского контента на телевидении и развитию его производства.

Заместитель министра А. Волин


Электронная копия письма: 1 страница (42 Кб, откроется в новом окне), 2 страница (52 Кб, откроется в новом окне), 3 страница (24 Кб, откроется в новом окне).