О проекте интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации»

Официальный бланк Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной промышленности Удмуртской республики

Заместителю председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ О.Н. Смолину

Уважаемый Олег Николаевич!

Представляем Вашему вниманию своё мнение и свои предложения, относящиеся к профессиональному образованию проекта интегрированного закона «Об образовании».

Руководитель Ресурсного центра подготовки кадров
для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии,
директор АОУ НПО УР «Профессиональное училище № 31» А.В. Волохин

Директор ОУ ССПО «Нефтяной техникум» О.А. Черепанова


Комментарий к проекту закона «Об образовании», относящийся к профессиональному образованию

На всероссийской конференции «Проблемы и перспективы развития начального профессионального образования в России», в рамках которой проводился «Конкурс 100 лучших образовательных учреждений СПО и НПО России» (г. Санкт-Петербург, 2010 г.), участниками и лауреатами которого мы являлись, был поднят и рассмотрен вопрос о недостаточной изученности проекта нового федерального закона «Об образовании». Участниками конференции и членами президиума были высказаны мнения о существенных недостатках проекта закона, и в первую очередь, отсутствие в проекте закона целого уровня начального профессионального образования. Изучив внимательно проект федерального закона «Об образовании», мы считаем, что потеря такого важнейшего звена как НПО из общей системы профессионального образования России, нарушает целостную систему образования РФ. Причем, общеизвестно, что значение и социальные функции НПО признаны во всем мире (документы ЕС, ЮНЕСКО, МОТ, ОЭСР и др.). От четкого и бесперебойного функционирования этого уровня во многом зависит судьба значительной части молодежи и, как результат, социальная стабильность в обществе.

Поэтому мы считаем, что, наоборот, базовым профессиональным образованием должно быть НПО, причем как и в настоящее время, оно должно быть бесплатным и доступным для молодежи, тем более в начальный период выбора их жизненной карьеры (траектории). Обучение на следующих уровнях, на наш взгляд, должно проводиться с учетом исключения из программ дублирующего материала, изучаемого на уровне НПО с соблюдением преемственности образовательных программ и обязательной переаттестацией на новый уровень. В данном случае, за счет исключения дублирующего материала и снижения сроков обучения на последующих уровнях после НПО, резко снизятся нагрузки на госбюджет и затраты на обучающихся, совершенно не ухудшая качества профессионального образования выпускников учебных заведений.

Учитывая вышеизложенное, а также социально-экономическое и стратегическое значение для РФ уровня НПО было бы уместно отметить:

– В проекте закона отмечено «Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих может также осуществляться образовательными организациями высшего образования», но это совсем не целесообразно, т.к. в вузах нет ни материально-технических, ни программно-методических, ни кадровых ресурсов для осуществления этого уровня профессионального образования.

– Принципиально неправильным является включение в среднее профессиональное образование программ подготовки квалифицированных рабочих и программ подготовки специалистов среднего звена, т.к. это программы различных квалификационных уровней.

– В законе нужно четко разграничить уровни квалификации, программы по уровням и типам учебных заведений, где они могут реализовываться, в том числе в экспериментальном порядке.

На наш взгляд, с учетом новых требований социума к профессиональному образованию, систему было бы правильным реформировать по вышепредложенным направлениям модернизации, т.е. путем сокращения сроков обучения за счет исключения дублирующего материала в образовательных программах, обеспечивая качество и доступность образования по всем уровням подготовки, а не за счет ликвидации уровня НПО.

Уровень НПО всегда был предметом особой заботы и внимания со стороны государства и система начального профессионального образования никогда не давала сбоев. Судите сами: из системы НПО вышли такие известные во всем мире люди, как: советские ученые и авиаконструкторы С.П. Королев, А.Н. Туполев, наш земляк из г. Ижевска, легендарный конструктор М.Т. Калашников, русский писатель В.Н. Войнович, великая русская певица Л.Г. Зыкина и многие другие знаменитости, список которых можно продолжать до бесконечности.

Участие учреждений НПО в приоритетном национальном проекте «Образование» с инновационными образовательными программами, некоторые из которых получили государственную поддержку, показало, что система начального профессионального образования не исчерпала себя, что она развивается, обладает научным потенциалом и способна вносить существенный вклад в развитие инновационной экономики.

Вывод: представленный проект закона требует дополнительного изучения и доработки с учетом наших предложений, мнения и предложений педагогического сообщества, работодателей и общественности в целом.


Официальный бланк Дочернего Открытого Акционерного Общества «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром»

Заместителю председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ О.Н. Смолину

Уважаемый Олег Николаевич!

Ознакомившись с проектом Федерального закона «Об образовании», особо обратив внимание на статьи 13 и 17, хотелось бы отметить отсутствие в проекте закона целого уровня профессионального образования – НПО.

От имени работодателей позвольте высказать свое консолидированное мнение относительно проекта нового закона «Об образовании» в части, относящейся к профессиональному образованию.

Изучив внимательно проект федерального закона «Об образовании», мы считаем, что потеря такого важнейшего звена, как НПО из общей системы профессионального образования России, нарушает целостную систему образования РФ. Причем общеизвестно, что значение и социальные функции НПО признаны во всем мире (документы ЕС, ЮНЕСКО, МОТ, ОЭСР и др.). От четкого и бесперебойного функционирования этого уровня во многом зависит судьба значительной части молодежи и, как результат, социальная стабильность в обществе.

По оценке специалистов, оптимальное соотношение специалистов высшего, среднего и начального профессионального образования находится на уровне 1:3:10. По статистике во многих регионах это соотношение в настоящее время составляет 4:3:1. Ликвидация уровня НПО и целой системы начального профессионального образования и без того усугубит проблему острого дефицита рабочих кадров, более того, оставит экономику без рабочих кадров. Включение программ подготовки квалифицированных рабочих кадров в системы среднего и высшего профессионального образования нам считается нецелесообразным, т.к. в учреждениях ВПО и СПО отсутствуют материально-технические, программно-методические, кадровые ресурсы, а главное, огромный, накопленный в течение нескольких веков (в России история развития начального профессионального образования складывается в середине 17 века) опыт для осуществления этого уровня профессионального образования. Также принципиально неправильным является включение в среднее профессиональное образование программ подготовки квалифицированных рабочих и программ подготовки специалистов среднего звена, т.к. это программы различных квалификационных уровней.

Поэтому мы считаем, что, наоборот, базовым профессиональным образованием должно быть НПО, причем как и в настоящее время, оно должно быть бесплатным и доступным для молодежи, тем более в начальный период выбора их жизненной карьеры (траектории). Обучение на следующих уровнях, на наш взгляд, должно проводиться с учетом исключения из программ дублирующего материала, изучаемого на уровне НПО, с соблюдением преемственности образовательных программ и обязательной переаттестацией на новый уровень. В данном случае, за счет исключения дублирующего материала и снижения сроков обучения на последующих уровнях после НПО, резко снизятся нагрузки на госбюджет и затраты на обучающихся, совершенно не ухудшая качества профессионального образования выпускников учебных заведений.

Одним из важных направлений в развитии государственно-частного партнерства мы считаем сотрудничество с учреждениями начального профессионального образования, в частности с автономным образовательным учреждением начального профессионального образования Удмуртской Республики «Профессиональное училище № 31». В настоящее время подготовка рабочих уровня НПО для нас совершенно необходима: это подготовка и автомехаников, и слесарей по ремонту автомобилей для работы водителями спецтехники на трассах во вновь строящихся и ремонтируемых газопроводах в условиях крайней отдаленности (Север, Сибирь, Дальний Восток) и т.д.

Учитывая нашу потребность в кадровом потенциале НПО, мы совместно АОУ НПО УР ПУ-31 в качестве социальных партнеров принимали участие в приоритетном национальном проекте «Образование». АОУ НПО УР ПУ-31 получило государственную поддержку для реализации инновационной образовательной программы, направленной на подготовку высококвалифицированных рабочих кадров для высокотехнологичного производства. В настоящее время мы в рамках реализации инновационной образовательной программы участвуем в строительстве полигона – автодрома для подготовки автомехаников и полигона для подготовки бульдозеристов и машинистов-трубоукладчиков.

На наш взгляд, в законе нужно четко разграничить уровни квалификации, программы по уровням и типам учебных заведений, где они могут реализовываться, в том числе в экспериментальном порядке. С учетом новых требований социума к профессиональному образованию систему было бы правильным реформировать по вышепредложенным направлениям модернизации, т.е. путем сокращения сроков обучения за счет исключения дублирующего материала в образовательных программах, обеспечивая качество и доступность образования по всем уровням подготовки, а не за счет ликвидации уровня НПО.

Вывод: мы считаем, что предложенный проект закона «Об образовании» требует доработки с учетом наших предложений, а также мнения педагогического сообщества. На наш взгляд, до решения вопроса о доработке проекта закона его принятие надо отложить.

Заместитель генерального директора по управлению персоналом
и социальному развитию В.Б. Нельзин


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (77 Кб), страница 2 (42 Кб), страница 3 (53 Кб), страница 4 (9 Кб).