Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о развитии электронного обучения в России

Официальный бланк депутата Государственной Думы

Преседателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Информационные и коммуникационные технологии в образовании развиваются стремительно: за последние два года в мире появились сотни организаций, предлагающих бесплатное обучение (многие тысячи курсов, сотни миллионов обучающихся, значительная часть которых российские граждане). Такие организации, как Coursera, Google, Гарвард объявили о намерениях создать электронные университеты на миллиард человек каждый. Это вызов развитию интеллектуального потенциала России и ее культуре. Если не предпринять серьезных мер, вероятными последствиями для Российской Федерации станут:

потеря национального образовательного рынка;

массовый отток капитала;

стремительное нарастание «утечки умов»;

угроза национальному образовательному суверенитету.

В такой ситуации, особенно в контексте последних международных событий, развитие электронного обучения в России становится важнейшей политической задачей. К такому выводу пришли и участники прошедших 19 мая 2014 года в Государственной Думе парламентских слушаний на тему: «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Пункт 1 рекомендаций Парламентских слушаний (прилагаются) Министерству образования и науки Российской Федерации предполагает внесение изменений в нормативные правовые акты о лицензировании и аккредитации, снимающих необоснованные ограничения на деятельность образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, и учитывающих в полном объёме особенности применения ЭО и ДОТ.

В соответствии с частью 15 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензионные требования должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Однако образовательные организации высшего образования, осуществляющие электронное обучение, проходят лицензирование, государственную аккредитацию и участвуют в мониторинге эффективности так, как будто этого положения не существует. Это ставит их в неконкурентоспособное положение по отношению к зарубежным университетам, а российских граждан фактически выталкивает на зарубежные образовательные порталы типа Coursera. Неразумно предъявлять к условиям реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения требования по наличию соответствующих площадей зданий, строений, сооружений, помещений, по наличию условий для организации питания и охраны здоровья обучающихся.

Пункт 1 рекомендаций Парламентских слушаний Правительству Российской Федерации предусматривает разработку и принятие государственной межведомственной программы по созданию и развитию индустрии электронного обучения. Аналогичные программы принимались во всех странах – лидерах этого направления в развитии современного образования (Республика Корея, скандинавские и другие европейские страны).

В большинстве стран, занимающих ведущее место в развитии электронного обучения, приняты законы о развитии индустрии электронного обучения. Например, в Республике Корея такие законы приняты более 10 лет назад.

Необходимо отметить, что в большинстве стран – лидеров в электронном обучении координация развития электронного обучения осуществляется специальными правительственными комиссиями под руководством премьер-министров, что обеспечивает стремительный рост электронных образовательных ресурсов.

Чтобы Россия смогла успешно конкурировать с ведущими странами в этой сфере, необходима государственная поддержка развития электронного обучения и индустрии электронного обучения в особенности. Необходимо, в частности, нормативно-правовое обеспечение развития в России открытых образовательных online-ресурсов, в том числе закрепление в законе новой категории образовательных организаций высшего образования – «открытый университет». Справка о развитии открытых университетов в мире прилагается.

В связи с изложенным прошу Вас рассмотреть следующие предложения.

1. О разработке и внесении в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего установление новой категории образовательных организаций высшего образования «открытый университет».

2. О внесении изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966), предусматривающих учет специфики лицензионных требований к осуществлению образовательной деятельности по образовательным программам с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. В частности необходимо исключить:

– количественные показатели по площадям зданий, сооружений, помещений и территорий, находящихся у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании;

– наличие условий для охраны здоровья обучающихся.

3. О поручении Министерству образования и науки Российской Федерации разработать и внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, предусматривающие специфику требований к условиям реализации образовательных программ посредством электронного обучения, в том числе используемых для лицензирования образовательной деятельности.

4. О разработке и принятии, исходя из опыта ведущих стран, государственной межведомственной программы развития индустрии электронного обучения.

5. О подготовке совместно с Комитетом Государственной Думы по образованию и Межведомственной рабочей группой по развитию электронного обучения к внесению в Государственную Думу проекта федерального закона «Об индустрии электронного обучения». Аналогичные законы приняты в наиболее развитых в этом отношении странах.

6. Об организации проработки регламентов государственной экспертизы и регистрации электронных изданий образовательного назначения, используемых при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ, включая электронные учебники для общего среднего и профессионального образования, реализованные на машиночитаемых носителях и с применением облачных технологий.

7. В целях координации развития электронного обучения в России, в том числе в целях реализации вышеуказанных предложений, прошу Вас рассмотреть вопрос о создании специальной правительственной комиссии по развитию электронного обучения и индустрии электронного обучения в России под Вашим руководством.

Приложение:

1. Рекомендации Парламентских слушаний – на 14 л., в 1 экз.;

2. Справка о развитии в мире открытых университетов – на 1 л., в 1 экз.

С уважением, О.Н. Смолин


Справка о развитии в мире открытых университетов

Мировой рынок электронного обучения на 2015 г. оценивается экспертами в $107 млрд: Европа – 41.6%, Азия – 28.4%, Северная Америка – 22.4%, Южная Америка – 3.3%. Основными игроками на этом рынке являются Открытые, Виртуальные, Электронные, Сетевые и Кибер-университеты, Smart-университеты, основной рост их пришелся на последнее десятилетие. Масштабы деятельности этих университетов поражают воображение: университет Phoenix в США – свыше 500 тыс. обучающихся.

Сеть обучения Государственного университета Нью-Йорка и сеть обучения Огайо имеет более 100 тыс. онлайн-студентов каждый, Открытый университет Японии является крупнейшим интернет-провайдером образования в Японии с более чем 85 тыс. зачисленных студентов. Открытые Университеты Австралии (OUA) имеют более чем 60 тыс. интернет-студентов, более чем вдвое превышает учащихся четыре года назад, открытый университет Великобритании ( BOU ) – 350 тыс. обучающихся, более половины иностранных студентов, за последние 10 лет в Республике Корея создано 20 новых кибер-университетов, где обучается около 1 млн. слушателей, в одном только Турецком открытом университете Anadolu обучается 1 млн. 142 тыс. чел. В открытом университете Каталонии обучаются онлайн студенты из 105 стран. В этих университетах в основном используется онлайн обучение в местах подключения к Интернету и на рабочих местах (в первую очередь на оборонных предприятиях).

Можно сказать, сформировалась новая отрасль промышленности с гигантскими, многомиллиардными, быстро растущими объемами, построенная на новых информационно-коммуникационных технологиях, на электронной педагогике, самобучение в которой и занимает не более 30% объемов, остальное – это сотни тысяч фирм, обслуживающих это обучение (хостинг, провайдинг, индустрия контента, облачные сервисы, сервисы по обработке больших данных, средства массовой информации, Интернет, радио, телевидение, консалтинг, независимая экспертиза и многое другое).

Эта деятельность выходит за пределы традиционных национальных образовательных систем, носит межотраслевой промышленный характер, основывается на новых глобальных ИКТ, в большей степени направлена на экспорт образования и знаний, на обслуживание внутри страны, прежде всего, оборонно-промышленного комплекса и регулируется отдельным законодательством. В этой индустрии создано сотни тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест.

В рейтинге GOOGLE , опубликованном 23.09.2014 г. лидирует в США открытый университет PHENIX, опередил Гарвард, Стенфорд и Колумбийский университеты; среди европейских университетов лидирует Британский Открытый университет, опередив Кембридж и Оксфорд.

Вызывает большую озабоченность тот факт, что в России эти процессы почти не начинались.


РЕКОМЕНДАЦИИ

участников парламентских слушаний по теме
«Нормативное обеспечение реализации образовательных программ
с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий»

19 мая 2014 года г. Москва

В ходе парламентских слушаний обсуждены вопросы совершенствования нормативного правового обеспечения реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – ЭО и ДОТ), включая вопросы законодательного регулирования деятельности образовательных организаций, осуществляющих обучение с применением ЭО и ДОТ.

Участники парламентских слушаний обратили особое внимание на глобальные стратегические, политические, культурные, научные, образовательные и финансово-экономические риски для Российской Федерации, связанные с интенсивным развитием электронного обучения в странах-конкурентах и с нарастающим отставанием страны в этой сфере, что создает угрозу национальной безопасности России.

Участники парламентских слушаний отмечают, что принятие Федерального закона от 28 февраля 2012 года № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» и впоследствии Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) создало базовые законодательные условия для развития ЭО и ДОТ. Для практической реализации этих условий Минобрнауки России выпущен приказ от 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», утверждены Порядки организации и осуществления образовательной деятельности по различным образовательных программам, содержащие нормы, регулирующие применение ЭО и ДОТ при реализации соответствующих образовательных программ. Фактически, перечисленные нормативные акты предоставляют возможность использовать в процессе обучения цифровой библиотечный фонд, заменяющий собой издания в печатном виде, применять электронные образовательные ресурсы, к которым относятся, в том числе и электронные версии учебников, а также использовать электронные документы во внутриведомственном и внешнем документообороте.

Параллельно с развитием нормативной базы проведено исследование уровня развития электронного обучения в образовательных организациях с целью выявления лучших практик реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ и типовых подходов к обеспечению функционирования электронной информационно-образовательной среды образовательной организации.

Участники парламентских слушаний отмечают, что в целях расширения применения ЭО и ДОТ при реализации образовательных программ разрабатываются целевые показатели программ развития ведущих университетов, учитывающие развитие ЭО и ДОТ; готовятся к введению корректирующие коэффициенты нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ, отражающие влияние электронных образовательных технологий на величину затрат. В рамках мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» созданы условия для дистанционного обучения 25 тысяч детей-инвалидов на дому. Функционируют федеральные порталы, обеспечивающие доступ к электронным ресурсам, обеспечивающим освоение основных образовательных программ (далее – ООП) всех уровней. Создается мультиязычный портал интерактивного образования на русском языке в рамках проекта «Образование на русском», курсы которого могут быть использованы при освоении ООП. Ряд ведущих образовательных организаций создали первые массовые открытые образовательные курсы, привлекшие более 10 тысяч обучающихся на ведущих мировых площадках открытого обучения, и реализуют зачет результатов обучения по открытым курсам в рамках основных образовательных программ.

Участники парламентских слушаний отмечают, что образовательные организации законом наделены достаточными полномочиями для самостоятельного принятия решения об организации образовательного процесса с применением ЭО и ДОТ. Однако недостаточное развитие подзаконной базы не позволяет реализовать эти полномочия в полной мере. При этом темпы развития ЭО и ДОТ в Российской Федерации существенно отстают от общемировых. Доля мирового рынка электронного обучения, занятая российскими организациями, остается крайне малой, потребность в электронном обучении на русском языке остается неудовлетворенной.

Одной из причин низкой активности образовательных организаций и бизнеса в области развития электронного обучения является отсутствие финансовой заинтересованности образовательных организаций во внедрении ЭО и ДОТ в условиях формирующегося рынка электронного обучения. Действующее законодательство позволяет образовательным организациям осуществлять внедрение ЭО и ДОТ, но при этом не позволяет снижать издержки на реализацию образовательного процесса и получать дополнительный доход за счет полноценной реализации доступности и других преимуществ основных образовательных программ, реализуемых с применением ЭО и ДОТ.

Приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 года № 2 определено, что при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме. При этом, поскольку использование в сфере образования электронных документов имеет комплексный характер, правовое регулирование этого процесса обеспечивается не только нормами образовательного законодательства, но и другими отраслями права, такими как законодательство об информации, информационных технологиях и безопасности информации. От правильных решений в области использования электронных документов во многом зависит и эффективное функционирование национальной системы образования, ее рациональное включение в мировую образовательную систему.

Использование электронных документов в сфере образования должно сопровождаться четким пониманием всеми участниками образовательного процесса правового статуса таких документов, процедуры обеспечения их юридической значимости, порядка использования документов, представленных в цифровом (электронном) виде. Урегулирование на законодательном уровне этих вопросов, равно как и их практическая реализация, должны в полной мере обеспечивать равнозначное использование в сфере образования обоих видов документов, что является исключительно важным для обеспечения реализации образовательных программ исключительно средствами ЭО и ДОТ.

На сегодняшний день крайне важна организация на федеральном уровне использования электронных версий документов в сфере образования, обеспечивающего их официальный статус, юридическую значимость. Это возможно реализовать путем признания за электронными версиями документов в сфере образования правового статуса электронного документа и обеспечения им в процессе их использования статуса юридически значимого документа.

Ключевыми задачами, решение которых может оказать существенное положительное влияние на темпы развития электронного обучения и обеспечить становления отрасли электронного обучения, объединяющей деятельность образовательных, производственных и ИТ-компаний и обеспечивающей подготовку конкурентоспособного отечественного образовательного контента, конкурентоспособных отечественных решений в области образовательных технологий и образовательных услуг открытого электронного обучения на всех уровнях образования, являются:

•  создание организационно-технических условий для обеспечения идентификации личности и контроля процедур прохождения вступительных испытаний и аттестации при освоении образовательных программ, в том числе путем создания сети территориальных центров доступа;

•  создание сети территориальных центров доступа для обеспечения доступности образовательных программ, реализуемых исключительно с применением ЭО и ДОТ, путем предоставления обучающимся рабочих мест для индивидуальной и совместной работы в электронных информационно-образовательных средах образовательных организаций, в том числе на базе филиалов образовательных организаций;

•  развитие и широкое внедрение национальных стандартов описания электронных изданий образовательного назначения и образовательных услуг по освоению открытых курсов, уточнение понятий «электронное издание» и «электронный учебник» с учетом практики постоянного обновления их содержания при реализации электронного обучения; обеспечение условий для обмена метаописаниями ресурсов между образовательными организациями; формирование процедур проведения экспертизы электронных объектов авторского и смежных прав, баз данных и баз знаний учебного и просветительского назначения и принятия решений о допуске к использованию их в учебном процессе;

•  установление практики учета созданных электронных объектов авторского и смежных прав, баз данных и баз знаний учебного и просветительского назначения, при прохождении их авторами государственной аттестации, получении ученых званий доцента и профессора, при оценке эффективности деятельности образовательной организации, в которой были созданы указанные электронные объекты авторского и смежных прав; получения авторского вознаграждения за использование электронных объектов, защищаемых авторским и смежными правами, баз данных и баз знаний учебного и просветительского назначения при их использовании в учебном процессе;

•  опора на принципы открытого образования при реализации основных образовательных программ путем развития виртуальной академической мобильности, обеспечения возможности признания и зачета образовательными организациями массовых открытых онлайн курсов (далее – МООК) при освоении основных образовательных программ с сокращением сроков обучения и распространение практики предварительного признания результатов обучения образовательными организациями на основании документа, который выдается при успешном завершении курса (при условии, что обучающийся при освоении МООК не зачисляется на образовательную программу);

•  полноценное внедрение электронного документооборота (безбумажной технологии) в образовательных организациях, обеспечение строгого соответствия требованиям российского законодательства в части придания юридической значимости и силы всем создаваемым в процессе реализации образовательных программ электронным документам, в том числе расписания занятий, ведомостей промежуточной аттестации, договоров с дистанционными преподавателями; решение вопросов правового обеспечения формирования архива электронных документов, формируемых в процессе реализации образовательной программы, включая электронные оригиналы документов выпускников об успешном освоении ими образовательной программы; формирование облачных сервисов (регионального или федерального уровня) для сокращения затрат образовательных организаций на внедрение электронного документооборота и обеспечение работы архивов электронных документов.

С учетом изложенного, участники парламентских слушаний рекомендуют:

Президенту Российской Федерации, Совету безопасности Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации:

Проанализировать глобальные политические, финансово-экономические, культурные, образовательные и научные риски, связанные с нарастающим развитием электронного обучения в странах–конкурентах России (и в особенности с развитием системы массовых открытых онлайн курсов), угрожающие ее национальной безопасности, в том числе:

1) ослабление интеллектуального и человеческого потенциала страны в результате «утечки умов». Электронное обучение и массовые открытые онлайн курсы в странах-конкурентах становятся катализатором этих процессов в масштабах, потенциально опасных для национальной безопасности России;

2) усиление «вывоза знаний», других продуктов интеллектуального труда и инноваций, внедрение которых в странах–конкурентах России происходит быстрее и с большими материальными результатами для создателей;

3) возможные потери для национального образовательного рынка;

4) переориентация части трудоспособного населения России на рынки труда стран-конкурентов, создание новых финансово-экономических и социальных кластеров, не регулируемых государством;

5) подрыв национального образовательного суверенитета, погружение значительной части населения в культурно-образовательную среду стран-конкурентов;

6) нарастание отставания России от стран-конкурентов в области высоких технологий вообще и информационно-коммуникационных технологий, в частности. В ряде развитых стран приняты специальные законы и государственные программы развития индустрии электронного обучения, которые в России отсутствуют.

Федеральному Собранию Российской Федерации:

Создать межкомитетскую рабочую группу для подготовки законодательных предложений по формированию индустрии электронного обучения.

Правительству Российской Федерации:

1. Разработать государственную межведомственную программу по созданию и развитию индустрии электронного обучения.

2. Внести в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий право работодателя относить затраты на обучение сотрудников по программам дополнительного профессионального образования на себестоимость продукции.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

1. Внести изменения в нормативные правовые акты о лицензировании и аккредитации, снимающие необоснованные ограничения на деятельность образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, и учитывающие в полном объёме особенности применения ЭО и ДОТ;

2. Принять меры, содействующие расширению числа образовательных программ, реализуемых исключительно с применением ЭО и ДОТ, а также расширению возможностей использования таких программ при повышении квалификации педагогических и иных работников;

3. Разработать и направить в образовательные организации рекомендации по вопросам регулирования учета созданных электронных объектов авторского и смежных прав, баз данных и баз знаний учебного и просветительского назначения;

4. Внести изменения в порядок, предусматривающий организацию образовательной деятельности удаленных пользователей, осваивающих образовательные программы, реализуемые с помощью ЭО и ДОТ, через центры доступа образовательных организаций, не ведущие самостоятельную образовательную деятельность;

5. Рассмотреть возможность установления порядка признания организациями, осуществляющими образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися образовательных программ, отдельных курсов и (или) дисциплин в иных образовательных организациях;

6. Учитывать уровень применения ЭО и ДОТ при реализации образовательных программ при проведении мониторинга эффективности образовательной деятельности образовательных организаций, а также особенности организации деятельности тех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, которые реализуют образовательные программы исключительно с применением ЭО и ДОТ;

7. Ввести показатели развития ЭО и ДОТ в программы развития образовательных организаций;

8. Организовать на базе вузов, имеющих наилучшие практики применения ЭО и ДОТ (по итогам проведённого Минобрнауки России в 2013 году мониторинга уровня развития электронного обучения в вузах), обучение ректоров и других руководителей образовательных организаций по вопросам реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ;

9. Совместно с Комитетом Государственной Думы по образованию, Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на базе межведомственной рабочей группы по развитию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в образовательных учреждениях создать рабочую группу по совершенствованию нормативного правового регулирования реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – рабочая группа);

10. Совместно с рабочей группой и ФГУП НТЦ Информрегистр организовать проработку регламентов государственной экспертизы и регистрации электронных изданий образовательного назначения, используемых при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ, включая электронные учебники для общего среднего и профессионального образования, реализованные на машиночитаемых носителях и с применением облачных технологий. При необходимости подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» и нормативные акты Информрегистра;

11. Совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подготовить рекомендации для образовательных организаций по совместной реализации проектов развития платформ электронного обучения и программного обеспечения для реализации электронного обучения, создать площадку для информационной поддержки реализации таких проектов;

12. Совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проработать вопросы обеспечения возможности внедрения электронного документооборота (безбумажной технологии) в образовательных организациях при условии строгого соответствия требованиям российского законодательства в части придания юридической значимости и силы всем создаваемым в процессе реализации образовательных программ электронным документам, организации цифровых хранилищ электронных документов;

13. Совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовить предложения о внесении изменений в трудовое законодательство в части регулирования труда преподавателей, методистов, административного и технического персонала при ведении педагогической деятельности с применением ЭО и ДОТ, включая работу по формированию, сопровождению и реализации электронных он-лайн курсов;

14. Совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации инициировать на базе ФГБУ «Научный центр здоровья детей» разработку новых Санитарных норм и правил, касающихся организации применения ЭО и ДОТ, использования в образовательной практике электронных изданий учебного назначения и технических средств их воспроизведения;

15. Совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации разработать нормативные акты, обеспечивающие возможность госзакупок электронных изданий образовательного и просветительского назначения, включая электронные учебники, при их полном соответствии требованиям ФГОС и нормам соответствующих национальных стандартов, особо обращая внимание на следование требованиям ГОСТ Р 7.0.83-2013 СИБИД «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения», и внедрить в образовательную практику;

16. Совместно с Министерством финансов Российской Федерации подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения о выделении грантов и оказании других мер государственной поддержки, связанных с разработкой общественно значимых открытых электронных курсов и национальных платформ МООК.

Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

1. Проработать вопрос о целесообразности создания государственных информационных систем федерального и (или) регионального уровня, обеспечивающих формирование и ведение государственных архивов электронных документов федерального и регионального уровня;

2. Проработать вопрос о целесообразности создания государственных информационных систем федерального или регионального уровня, обеспечивающих электронный документооборот образовательных организаций и формирование архивов электронных документов образовательных организаций;

3. Инициировать разработку совместного с Министерством образования и науки Российской Федерации инструктивного письма о создании и функционировании электронных библиотек организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе, в условиях функционирования облачных сервисов.

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

Совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством развития Дальнего Востока, Министерством по делам Крыма, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Россотрудничеством, Агентством стратегических инициатив подготовить:

перечень квалификаций, являющихся перспективными для рынка труда Российской Федерации и ближнего зарубежья, а также перечень компетенций, необходимых для получения указанных квалификаций, при условии возможности освоения таких компетенций в рамках образовательных программ, реализуемых с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

рекомендации по формированию содержания массовых открытых он-лайн курсов, их формату и платформе их размещения для повышения конкурентоспособности русскоязычных МООК, обеспечивающих профориентацию и формирование базовых компетенций для выбранных квалификаций.

Министерству финансов Российской Федерации:

Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации:

подготовить рекомендации по проведению взаиморасчетов между образовательными организациями в рамках сетевой формы реализации образовательных программ и, при необходимости, в возможно короткие сроки разработать и принять необходимые нормативные правовые акты;

усовершенствовать методику определения нормативов финансирования образовательных программ и ценообразования при реализации образовательных программ, в том числе, с учетом реализации таких программ с применением ЭО и ДОТ.

Комитету Государственной Думы по образованию:

Организовать совместную работу с комитетами Государственной Думы по разработке нормативно-правовой базы в области авторского права, частно-государственного партнерст