Министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову о требованиях к педагогам по разработке индивидуальных образовательных программ

Официальный бланк депутата Государственной Думы

 

Министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову

Уважаемый Дмитрий Викторович!

По имеющейся информации, от педагогических работников общеобразовательных организаций требуют разработки индивидуальных образовательных программ по соответствующим предметам.

В соответствии с частями 5 и 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации общеобразовательные организации разрабатывают и утверждают реализуемые ими основные общеобразовательные программы самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом примерных образовательных программ.

Прошу Вас разъяснить:

  1. почему от педагогического работника требуют разработки собственных образовательных программ;
  2. может ли образовательная организация и (или) педагогический работник непосредственно воспользоваться соответствующими примерными образовательными программами в качестве собственных программ.

С уважением, О.Н. Смолин


Официальный бланк Министерства образования и науки РФ
(Минобрнауки России)

 

Первому заместителю председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н. Смолину

Уважаемый Олег Николаевич!

Минобрнауки России рассмотрело Ваше письмо по вопросу разработки рабочих программ учебных предметов и в части своей компетенции сообщает.

Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) и с учётом примерной основной общеобразовательной программы (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (пункт 9 статьи 2 Федерального закона).

Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона, в том числе примерные программы учебных предметов, включены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru).

Разработка примерной основной образовательной программы среднего общего образования будет завершена в декабре 2015 г.

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Вместе с тем, педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, на применение авторских программ, на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании (часть 3 статьи 47 Федерального закона), а также обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой (пункт 1 части 1 статьи 48 Федерального закона).

В качестве рабочих программ учебных предметов могут быть использованы авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС.

Законодательством в сфере образования составление рабочей программы педагога не предусмотрено, и требование администрацией образовательной организации ее разработки является неправомерным.

В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Минобрнауки России подготовлены изменения в ФГОС общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.

Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

  1. планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  2. содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
  3. календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Дополнительно сообщаем, что в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, направлена информация о внесении изменений во ФГОС (Зырянова А.В., письмо от 28 октября 2015 г. № 08-1786).

Кроме того, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки рекомендовано в ходе контрольных мероприятий в субъектах Российской Федерации до момента вступления в силу подготовленных изменений в ФГОС общего образования не считать нарушением несоответствие фактических рабочих программ учебных предметов, входящих в основные общеобразовательные программы конкретных образовательных организаций, требованиям к рабочим программам учебных предметов, установленных ФГОС (Зырянова А.В., письмо от 26 октября 2015 г. № 08-1757).

С уважением, первый заместитель министра Н.В. Третьяк