«Нет» разрушению человеческого потенциала России

июль

Открытое письмо общественного движения «Образование для всех» к властям и гражданскому обществу

Стране грозит новая «монетизация». Еще более опасная от того, что ликвидировать пытаются уже не льготы, а накопленный поколениями научный, образовательный и культурный потенциал нации.

9 июня 2006 года вопреки протестам общественности думское большинство проголосовало в первом чтении за проект федерального закона «Об автономных учреждениях» (АУ), внесенный депутатами М.Л. Шаккумом, А.А. Тягуновым, А.К. Исаевым, Ф.И. Гайнуллиным, В.Д. Горюновым, Н.И. Булаевым. Законопроект, справедливо окрещенный «троянским конем приватизации» предполагает превращение в АУ организаций образования, науки, культуры и социальной защиты, что приведет к следующим результатам.

  1. Утрата сохранившихся в законодательстве налоговых льгот для организаций социальной сферы и целого ряда социальных гарантий для граждан, включая отсрочки от призыва на военную службу, досрочные пенсии для педагогов и медиков и т. д. Все эти льготы и гарантии не распространяются на АУ.
  2. Новый виток коммерциализации социальной сферы, массовое вытеснение бюджетных (т. е. бесплатных для гражданина) социальных услуг и замена их платными.
  3. Фактическая ликвидация конституционного права граждан на бюджетное образование. Конституция России гарантирует это право лишь тем, кто учится (воспитывается) или лечится в государственных или муниципальных учреждениях, но отнюдь не в АУ.
  4. Снятие запрета на приватизацию, который установлен законом для государственных и муниципальных образовательных учреждений. В законопроекте об АУ прямо прописан и один из путей такой приватизации — банкротство (см. пункт 3 статьи 2, пункт 2 статьи 20). Приватизация же образования немедленно сделает его полностью платным и лишит будущего многие миллионы детей из семей с низкими и средними доходами.
  5. Скачкообразный рост коррупции в социальной сфере. Согласно законопроекту, именно чиновники будут решать:
  • превращать государственное учреждение в АУ или оставить его в прежнем статусе;
  • какое имущество государственного или муниципального учреждения отнести к разряду особо ценного, а какое разрешить продавать.

Понятно, что в современной России без денег такие вопросы не решаются почти никогда. Чиновник, в частности, получит возможность в «АУ — музее» отнести картины мастеров 17 века к особо ценному имуществу, а, например, передвижников — к не особо ценному, разрешая тем самым пустить их с молотка. То же самое относится к оборудованию научных организаций или фондам библиотек.

Помимо «усечения» социальных гарантий прав граждан и гарантий стабильности работы учреждений социальной сферы, законопроект, слегка расширяя экономическую самостоятельность АУ, вместе с тем «урезает» их автономию, причем сразу по трем линиям:

  • решение о превращении государственного или муниципального учреждения в АУ принимает не трудовой коллектив учреждения, а его учредитель, т. е. чиновник или группа чиновников;
  • руководитель АУ будет назначаться его учредителем, тогда как сейчас, например, ректор ВУЗа избирается конференцией или собранием трудового коллектива;
  • в наблюдательном совете АУ, который заменит действующую систему самоуправления, представители трудового коллектива должны составлять не белее 1/3. Иначе говоря, и здесь приоритет отдается чиновникам, а также тем, кого они рекомендуют.

Если это автономия, то, что такое чиновничий произвол? По логике вещей, законопроект следовало бы назвать законом не об АУ, а об УА — об усеченной автономии!

Итак, законопроект способен нанести колоссальный вред социальным правам граждан и стране в целом. Его лоббируют две группы лиц: недобросовестные руководители государственных учреждений, мечтающие приватизировать имущество в социальной сфере, как в 90-х годах прошлого века это было сделано в промышленности и сельском хозяйстве; недобросовестные бизнесмены, которые надеются скупить или захватить это имущество.

Не случайно в жесткой или мягкой форме против законопроекта высказались: профсоюз работников образования и науки; профсоюз работников культуры; Союз директоров ССУЗов России; Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; Комитеты Государственной Думы по культуре и по собственности.

Российский союз ректоров настаивал «на необходимости исключения из под юрисдикции данного законопроекта существующих государственных и муниципальных образовательных учреждений», а VIII съезд ректоров принял специальное обращение к Государственной Думе с требованием отложить рассмотрение законопроекта. Бросив вызов съезду, 289 депутатов думского большинства в лице единственной фракции «Единая Россия» проголосовали за законопроект в первом чтении.

В этой драматической ситуации мы обращаемся со следующими требованиями к представителям власти и предложениями к российскому гражданскому обществу.

К Президенту Российской Федерации:

Дать отрицательное заключение на законопроект, а в случае его принятия Парламентом — наложить вето.

К Правительству Российской Федерации:

Не поддерживать законопроект во втором и третьих чтениях.

К депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации:

  • Отказаться от принятия законопроекта и снять его с рассмотрения;
  • Внести и принять альтернативный законопроект, расширяющий автономию всех государственных и муниципальных учреждений социальной сферы.

Любой фракции, любому депутату Государственной Думы или члену Совета Федерации, который проголосует за законопроект, мы намерены выразить политическое недоверие.

К Российскому уполномоченному по правам человека:

Использовать предоставленные законом полномочия для защиты интересов граждан и законодательно установленных социальных гарантий.

К руководителям и активистам организаций образования, культуры, социальной сферы, ветеранов и инвалидов, к родителям и студентам :

  • В письменной и устной форме потребовать от каждой партийной структуры и от каждого депутата Государственной Думы в регионе отказаться от принятия законопроекта;
  • Организовать разъяснение разрушительных последствий законопроекта в средствах массовой информации, среди представителей общественных организаций, родителей и студентов;
  • В случае принятия закона выразить недоверие поддержавшим его депутатам, независимо от фракционной принадлежности, и начать сбор подписей граждан, утративших доверие к таким депутатам.

Известный афоризм гласит: в мире много больше людей сдавшихся, чем побежденных. Для защитников социального государства, образования, науки и культуры пришло время делом доказать, что слухи о полной и окончательной победе бюрократии над страной сильно преувеличены.

Каждая организация может присоединиться к Обращению, прислав письмо на бланке организации или  телеграмму по адресу: 

103265, г. Москва, Георгиевский пер., д.2, 1-му заместителю председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, председателю общественного движения <Образование для всех> Смолину Олегу Николаевичу

или по факсу (495)-692-00-68

Опубликовано: газета «Класс». — 2006. — июль. — № 13. — C. 2.