К 75-летию высшего профессионального образования инвалидов в России

. Москва. МГТУ им. Н.Э. Баумана

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, как человек с инвалидностью, 3-е декабря не воспринимаю как праздник, скорее это день нашего единения и день напоминания всем, от кого зависит государственная политика, что такая проблема существует и что надо двигаться по пути её решения. А вот юбилей, в моём понимании, это действительно праздник, поэтому я вас тоже поздравляю с праздником и надеюсь, что мы ещё не раз отметим замечательный юбилей российского профессионального образования людей с инвалидностью в здании этого замечательного университета.

Профессиональное образование инвалидов в России началось не в 1934 году, до Октябрьской революции 9 инвалидов получили такое образование, в 1927 году Наркомпрос издаёт специальное распоряжение о том, чтобы не ограничивать доступ к образованию людей с инвалидностью по зрению, и в 30-е годы примерно 15 инвалидов по зрению ежегодно заканчивают высшие учебные заведения, а в 1941 году Лев Семенович Понтрягин, знаменитый наш математик, получает государственную Сталинскую премию.

Не случайно правительство Российской Федерации выбрало 34-й год для того, чтобы начать отсчёт, поскольку в Баумановском институте начался уникальный эксперимент. Этот университет сегодня является лидером образовательных услуг в России и одним из мировых лидеров в этой области.

Здесь, как мне кажется, найдено, быть может, оптимальное решение данной проблемы, которая дискутируется, где учиться инвалиду? В специальных образовательных учреждениях или в интегрированных, в инклюзивных условиях? Здесь сначала ребят готовят в специальных группах, а затем интегрируют в общие студенческие коллективы. И это правильно. Надо подготовить человека к тому, чтобы он мог воспользоваться равными возможностями.

Кстати, я надеюсь, что Год равных возможностей, который проводит Москва, станет заразительным, и другие регионы последуют этому примеру. И сама Москва продолжит мероприятия Года равных возможностей и может быть тогда через 5-10 лет действительно станет городом доступным, городом для всех. Как сейчас ставится задача.

Конечно, профессиональное образование не гарантирует человеку с инвалидностью работу, нигде. Например, в начале 90-х годов, встречаясь в США с лидерами общественных организаций инвалидов, я услышал, что 70% американских инвалидов – безработные. Но я уверен: высшее профессиональное образование – та точка опоры, к которой можно приложить рычаг трудолюбия и перевернуть собственную судьбу. Я абсолютно уверен, что это резко повышает шансы человека с инвалидностью занять достойное место в жизни, стать полноценным гражданином своей страны и приносить ей пользу. Не случайно даже Высшая школа экономики, с которой я часто вступаю в дискуссии, рассчитала, что вложения в образование инвалидов по слуху – это не благотворительность, а долгосрочные инвестиции. Государство, как во всех случаях с образованием, вкладывает деньги в человека, и человек, рано или поздно, отдаёт их государству, что я постоянно пытаюсь объяснить коллегам в Госдуме, когда мы требуем увеличения бюджетных расходов на образование людей с инвалидностью.

Я безусловный сторонник положительной дискриминации в законодательстве. То есть, создания некоторых преимуществ нашим людям в целях обеспечения их равных возможностей в образовании. Поэтому я против отмены системы льгот для поступающих, другое дело, что мы не можем гарантировать поступление в любой вуз. С моей точки зрения, здесь могут быть некоторые новации, но в принципе надо дать человеку дополнительный шанс поступать в профессиональные учебные заведения, где бы он смог реализовать свои способности и возможности. Но при этом, поступивший в учебное заведение должен чётко понимать: к нему будут относиться как к равному, если он будет выше среднего уровня. Мы должны быть людьми с высоким уровнем образования, выше среднего.

В этот юбилейный день хочу пожелать всем нам, чтобы в Российской Федерации, в какой-то мере, каждый день воспринимался как день инвалидов, а не только 3 декабря. Хочу пожелать всем студентам плодотворной творческой учёбы по известному принципу: трудно – в учении, легко – в жизни; чтобы каждому человеку с инвалидностью хватило силы преодолеть ограниченные возможности здоровья неограниченными силами духа.