Обеспечение конституционных гарантий получения общего образования в сельской местности

. Государственная Дума. Малый зал

Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы С.С. Журова

Председательствующий. А сейчас слово для выступления предоставляется Смолину Олегу Николаевичу — депутату Государственной Думы, заместителю председателя Комитета по образованию.

Смолин О.Н. Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый президиум! Позвольте мне, прежде всего, сердечно приветствовать вас от имени движения «Образование — для всех» и пожелать нашим слушаниям главного — чтобы их результаты почувствовала на себе сельская школа.

Почти три года назад в этом зале мы проводили такие же парламентские слушания. И тогда констатировали, что малочисленная сельская школа умирает. Теперь приходится констатировать, что умирание это имеет прогрессирующий характер.

У меня на руках два письма официальных из Минобрнауки. В одном сообщается, что за 2003-2006 учебные годы в России было закрыто 1900 сельских школ, в другом сообщается, что за 2007-2008 учебные годы было закрыто 2400 сельских школ, то есть на 500 больше, чем за три предыдущих года.

Понятно, чем объясняется это умирание. Прежде всего, резко сократилась поддержка села. 20 лет назад на село выделяли 19 процентов от бюджета страны, сейчас около 1 процента. Но помимо этого есть специальные факторы, которые вызывают или могут вызывать сокращение сельской школы.

Первое. Программа реструктуризации, предполагающая автобусы и интернаты. Во многих случаях это единственный выход, но чаще всего за этим стоит желание сэкономить деньги.

Второе. Подушевое финансирование. Именно оно приводит к ускорению сокращения сельских школ.

Читаю официальные данные. В Якутии в расчёте на ученика выделяется 62 тысячи рублей, в Московской области 53 тысячи рублей, в Карелии — 35, в Новосибирской области — 25, в Омской области — 11 тысяч, в Амурской области — 9 тысяч рублей.

Разве ребёнок в Амурской или Омской области виноват, что он не родился под Москвой? Считаю, что это неправильно.

Третье. Отсутствие в этом году федеральной поддержки на отраслевую систему оплаты труда.

Дважды в Государственной Думе — 17 октября и 20 февраля — мы требовали выделить средства на увеличение зарплаты учителя на 30 процентов из федерального бюджета во все регионы. Дважды эти предложения были отклонены большинством Государственной Думы. Результаты голосования находятся на сайте smolin.ru, можете сами посмотреть.

Четвёртое. Законопроект, о котором мягко говорил Григорий Артёмович, который предполагает фактическую ликвидацию коммунальных льгот для сельского учителя. Считаю, что сельские педагог и профсоюз должны сделать всё возможное, чтобы Дума такого законопроекта не приняла.

Пятое. В результате монетизации был отменён закон о моратории на приватизацию образования, в котором содержалось положение, что школу сельскую нельзя закрыть без согласия районного совета. Теперь этого положения больше нет. Положение о том, что сельский сход должны спрашивать, научились обходить. Рассказываю, как.

Сначала маленькие школы превращаются в филиалы большой. Это не требует согласия схода. Затем филиалы закрываются. Это опять не требует согласия схода. Закон не нарушен — школ нет.

Уважаемые коллеги, нужно ли спасать сельскую школу? Многие коллеги считают, что нет, но мы убеждены, что да. Мы считаем, что это вопрос права на образование, это вопрос национальной безопасности.

А что касается качества образования, то американские исследования показывают. В так называемой однокомнатной школе в среднем качество образования даже выше, чем в так называемой консолидированной. Вопрос только в финансах.

Перехожу к предложениям.

Первое. Надо вернуться к вопросу о выделении из федерального бюджета денег на повышение заработной платы на 30 процентов всем работникам образования в регионах. Возможности у регионов очень разные. Иначе будет такая чересполосица.

Второе. Вписать в рекомендации наших слушаний требование: отклонить закон о фактической ликвидации льгот для сельских педагогов.

Третье. Вернуть в законодательство положение о том, что сельскую школу нельзя закрыть без согласия районного совета. Возможны другие положения, укрепляющие её статус.

Четвёртое. Поддержать и продвигать опыт макаренковского движения по превращению сельских школ в социокультурные и производственные центры. Очень большой, богатый опыт накоплен, его можно использовать.

Пятое. Запустить национальную программу Интернет для каждого сельского ребёнка, используя опыт южных корейцев и действительно обеспечить сельских ребят соответственно ноутбуками и доступом в Интернет, чтобы сельскую школу можно было не закрывать, и она бы превратилась, отчасти, в виртуальный класс.

В итоге, сельскую школу нужно не ликвидировать, но восстанавливать и преобразовывать.

В противном случае мне вспоминается известная история сельской учительницы, которая спросила у начальника РОНО: можно ли повысить заработную плату? Он сказал: вы и так получаете на 75 процентов больше. Она спросила: больше чего? Он ответил: больше, чем в следующем году.

Уважаемые коллеги, я сын директора сельской школы и учительницы сельской школы, в селе провёл самые счастливые годы. Очень хочу, чтобы сельская школа и делала детей счастливыми.

Спасибо за внимание. (Аплодисменты).

Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич.