Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
Главная

Альтернативы «образованию для элиты»

24 Апреля 2006
Альтернативы «образованию для элиты»

В театре «Содружество актеров Таганки» 22 апреля 2006 года прошёл Конгресс российского образовательного сообщества, собравший лучших представителей науки, образования, культуры более чем из 50 регионов страны.

С вступительным словом к участникам Конгресса обратился председатель оргкомитета движения «Образование – для всех», Первый заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, д. ф. н., проф. О.Н. Смолин. Затем обсуждение наболевших в образовании проблем пошло по необычному сценарию. Организаторы предложили провести пленарное заседание в форме экспресс-конференции ведущих экспертов на тему: «Образовательная политика правительства и неотложные задачи российского образовательного сообщества». В результате экспертам было задано несколько десятков вопросов, касающихся обеспечения доступности образования на всех его ступенях: от дошкольного до высшего профессионального, социального статуса учителя, развития среднего профессионально-технического образования и т. д.

Участникам конгресса был представлен проект Программы развития российской системы образования «Образование - для всех», в который в ходе обсуждения было внесено немало поправок и предложений. Его основные положения:

  • Россия на пути к «обществу знаний». Наши альтернативы «образованию для элиты»: объективная необходимость высококачественного общедоступного непрерывного образования.
  • Содержание образования. Наши альтернативы ориентации образования исключительно на конъюнктуру рынка: образование как единство обучения и воспитания, обеспечивающее развитие творческого потенциала и социальной ответственности личности.
  • Экономика образования. Задачи гармоничного сочетания государственного и негосударственного секторов, общественного финансирования и рыночных начал. Наши альтернативы приватизации образования.
  • Социальные проблемы образования. Наши альтернативы политике образовательной дискриминации бедных и работников образования: равные стартовые возможности для каждого учащегося, достойный уровень жизни для всех педагогов.
  • Развитие самоуправления в сфере образования. Наши альтернативы бюрократическому диктату исполнительного аппарата: гражданское общество, педагоги и обучающиеся должны стать главным субъектом образовательной политики.

Во второй половине дня участники Конгресса работали по секциям, а завершился форум принятием обращения к президенту страны.