Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
Главная

Бочка меда с бочкой дегтя

19 Марта 2019

Правительство Российской Федерации внесло в Государственную думу, а Дума в первом чтении приняла законопроект «О государственном социальном заказе».  

В законе есть несколько хороших идей. Например, он предполагает возможность частным организациям участвовать в реализации государственного заказа на социальные услуги.

И это правильно: услуги по уходу за больными, пожилыми и инвалидами. Часть общественных организаций инвалидов поддерживают идею сертификатов на технические средства реабилитации.

При этом всём законопроект в общем виде содержит идею образовательного сертификата, а точнее образовательного ваучера.

Мотивировалось это в потребности детей, которые проходят длительное лечение не в своем регионе. Такие ситуации бывают, тогда возникает вопрос, кто должен платить за обучение – регион, который обучает или из которого он приехали.

Но ради того, чтобы решить эту проблему не стоило открывать возможность получения образования через образовательные ваучеры.

Предложение о ваучеризации образования было сделано в программе Егора Гайдара 1992 года. Тогда общество выступило с активным протестом и эти предложения провалились. В начале 21 века эту же инициативу, но в новой версии пытались реализовать в рамках высшего образования. Инициатива принадлежала Высшей школе экономики. Проводился эксперимент, который провалился.

И это уже 3-я попытка.

Официально установлен переходный период до 2024 года, после чего ваучеризация станет обязательной. Но уже сейчас есть поправка, разрешающая регионам начинать реализацию этой идеи раньше.

Какие могут быть плюсы от этой инициативы:

- получив образовательный ваучер, обучающийся может пойти в то учебное заведение, которое хочет, если там будут учебные места.

Однако минусы многократно больше. Главное в следующем:

- финансирование образования в России составляет половину от необходимого. Мы тратим на образование 3,5% от ВВП, развитые страны в среднем 4,7%, те страны, которые занимаются модернизацией, тратили 7% и более от ВВП.

Для того чтобы иметь необходимый уровень образования, мы должны увеличить финансирование вдвое.

Образовательный ваучер наверняка будет покрывать лишь часть расходов, необходимых для обучения в образовательном учреждении.

Он очень быстро сделает образование частично платным для граждан. Происходит подобное в страховой медицине. В России последние годы неуклонно происходит замещение бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами.

То же самое будет и в образовании.

- как показал опыт монетизации льгот, цена сертификата будет расти медленнее, чем реальная цена образования, а это значит, что доплачивать гражданам придется все больше и больше.

- в школах цена образовательных ваучеров будет различаться в зависимости от региона.

Если омич переедет в Москву, и не будет иметь регистрацию, то доплачивать за образование ему придется очень много.

- в таких условиях уровень неравенства возможностей увеличится по сравнению с современной ситуацией. Возникнет образовательная сегрегация. Богатые получат еще больше возможностей, а бедные меньше.

В части образования по действующему законодательству возможность человека учиться в негосударственном учебном заведении уже существует. Образовательный ваучер в данном случае ничего не добавляет.