Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
Главная

Бюрократия против воспитания

10 Ноября 2020

9 ноября прошло онлайн-совещание в Государственной думе, проведённое по инициативе профильного Комитета по образованию и науке, по обсуждению реализации поправок в закон «Об образовании» о воспитании.

Выступая на заседании, Олег Смолин обратил внимание, что оппозиционные фракции поддержали поправки в закон «Об образовании», поскольку считают, что школы и вузы должны заниматься воспитанием, но при этом положительный эффект от принятия этих поправок не очевиден, поскольку:

- поправки имеет риск увеличения бюрократизации в образовании. Российский учитель (шире преподаватель в вузе) рекордсмен мира по количеству времени, которое он тратит на бюрократические процедуры. По оценкам ВШЭ, для того, чтобы заполнить две формы отчетности Росстата в каждом вузе необходимо выделить человека, который будет работать три месяца по 8 часов. Смолин подчеркнул, что бюрократизм убивает воспитание, и напомнил, что радикальные атеисты воспитывались из тех, кому в бюрократической системе подавался «Закон Божий», а радикальные антикоммунисты из тех, кому бюрократически преподавался марксизм;

- учитель должен иметь возможность заниматься воспитательной работой, но такой возможности сейчас у него нет. Средняя нагрузка российских педагогов, по данным Общероссийского народного фронта, около 28 часов (1,5 ставки), каждый 7-й учитель работает на 2 ставки, а иногда встречаются преподаватели, которые ведут в неделю и 40 и 50 учебных часов;

- закон говорит о воспитании обучающихся, но воспитать частичного человека невозможно. Воспитать можно только всю личность в целом, поэтому необходимо было принимать не поправки о воспитании, а блок законов, которые закрепляли бы необходимость развития положительного влияния информационной среды на развитие человека.

Смолин предлагал более 15 поправок к этой инициативе: увеличивающие материальные гарантии учителям и преподавателям средне специальных учебных заведений, которые также занимаются воспитанием; создавать и поддерживать информационные порталы и каналы, популяризирующие науку и образование и т.д. Но эти поправки не были приняты.

На данный момент стоит отметить, что поправки могут остаться фикцией, если будут подвержены бюрократизации. Если же нет, то может быть и положительный эффект на систему образования, но этого все еще мало.