Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
Главная

«Горе от ума?» или вина высшего образования в протестных настроениях общества

6 Ноября 2019

Протестные настроения в российском обществе обусловлены большим количеством выпускников гуманитарных вузов. Такое мнение выразил телеведущий Дмитрий Киселев. По его словам, система высшего образования в стране представляет собой «конвейер, создающий недовольных». Прежде всего, это касается студентов-гуманитариев, протестные настроения которых связаны с низким качеством образования при «сверхожиданиях и сверхамбициях», которые затем оборачиваются разочарованием, обидой и недовольством властью.

Это размышление напомнило мне произведение «Горе от ума».

Если вы помните, один из героев произведения Фамусов говорит следующее: "Ученье – вот беда! Ученость – вот причина! Безумных развелось идей, и дел, и мнений!", ну и далее «Чтоб зло пресечь, собрать бы все книги и сжечь!». Поэтому "уважаемый" Дмитрий Киселев ничего нового не придумал, он просто повторяет Фамусова.

Если говорить серьезно, то в современной России не много, а мало гумманитарного образования.

В школе ключевые гуманитарные предметы (русский, история, литература) за исключением обществознания и иностранного языка сокращены.

Практически во всех технических вузах резко сокращены гуманитарные предметы. История отечества, философия. Прежде российский инженер, равно советский инженер отличался от американского как раз широкой гуманитарной подготовкой. Помните, как говорил Маяковский: если американец занимается молотками, то о молотках он знает все. Но о топорах уже не знает ничего. Российский инженер знал не только о молотках и о топорах, он еще был способен обсуждать литературу, общественную жизнь. Теперь российское образование резко повернулось в сторону прагматизации. Преподаватели ориентируются на стандарт, если говорить о школе, это ЕГЭ. И меньше учат старшеклассников и студентов мыслить.

На гуманитарных факультетах гуманитарные дисциплины также резко сокращены. В результате российские студенты и школьники не знают маршалов Великой Отечественной войны, не знают великих сражений, не читают классическую русскую литературу.

Наше горе не от ума!

Истоки протестных настроений надо искать в других местах. Например, если взглянуть в отчеты российских экономистов, то становится очень грустно, поскольку экономика многие годы не растет, она стагнирует и будет стагнировать. Вот вам один источник протестных настроений.

Шесть лет подряд падает жизненный уровень населения. При этом растет богатство очень малочисленной группы людей. Вот другой источник протестных настроений.

И часть протестных настроений вызвана избытком запретительных законов, которые принимает парламент вместе с правительством и администрацией президента. Я считаю, что протестных настроений в России меньше, чем могло бы быть, учитывая нашу реальную экономическую ситуацию.

Молодежь видит, что их перспективы на достойную жизнь в России таят на глазах.

Напомним, летом в Москве и в других городах России прошли массовые акции протеста против нарушения избирательных прав. В них приняло участие большое количество молодежи, как школьников, так и студентов. В результате против целого ряда участников акций были заведены уголовные дела.