Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
Главная

Госдума приняла закон о воспитании в школе

25 Июня 2020

23 июня Государственная дума в первом чтении приняла поправки в закон «Об образовании» в части вопросов воспитания обучающихся. Законопроект был поддержан всеми парламентскими фракциями. 

Выступая от фракции КПРФ по поводу поправок, Олег Смолин озвучил пять недостатков инициативы:

- в поправках воспитание оторвано от обучения. Воспитывающее обучение, которое было предложено советской наукой, никак не отражено. Педагог воспитывает ребенка не тогда, когда проводит специальное мероприятие, он воспитывает его своей личностью, и это воздействие происходит постоянно;

- предполагая увеличение работы педагогов, законопроект не предполагает дополнительных ресурсов на эти цели. Это означает, что инфраструктуру для воспитательной деятельности авторы законопроекта специально развивать не собираются. Между тем, очень важно, чтобы в стране создавались школьные технопарки, которые будут вовлекать детей в производительный труд, как это делалось в макаринских школах, или как это происходит во многих передовых странах сегодня;

- законопроект не решает проблему статуса педагогического работника. В него не попали даже дополнительные выплаты классным руководителям (5 тысяч рублей, которые озвучил президент в марте 2020 года). Смолин отметил, что если ситуация не будет исправлена, то в ближайшее время в школе некому будет не только воспитывать, но и учить;

- один из главных врагов воспитательной работы – бюрократия. Дети безошибочно чувствуют, что делают для них, а что для отчета и плана. Законопроект эту проблему не решает, он усиливает бюрократическую нагрузку для образования, предполагается составление планов воспитательной работы, а, значит, и отчетов. При этом между планом и результатом дистанция может быть огромной;

- законопроект касается только работы школы, когда главным воспитателем человека является социальная среда. На эту тему инициатива молчит. Сегодня серьезных исследований и научных дискуссий о росте публичного насилия в обществе нет, а это важно. Невозможно воспитывать человека через обучение, если не происходит воспитание личности в целом.

Олег Смолин заявил, что КПРФ подготовило ряд поправок к законопроекту, которые должны исправить его. В зависимости от судьбы поправок, фракция и примет окончательное решение о дальнейшей поддержке инициативы.